Любовь Олеговна Семенова
Конспект родительского собрания «Ваш ребёнок — будущий школьник»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование активной педагогической позиции родителей по вопросу формирования целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
Задачи:
- познакомить родителей с особенностями адаптации к новым образовательным условиям.
- развивать у родителей интерес к познанию своего ребенка, активному взаимодействию с ним;
- содействовать эмоциональному сближению всех участников образовательного процесса, организации их общения.
Форма проведения: круглый стол
Публикация «Конспект родительского собрания „Ваш ребёнок — будущий школьник“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Участники: воспитатель группы Семенова Л. О., родители подготовительной группы
План проведения:
1. Тест «Ступени».
2. Выступление воспитателя Семеновой Л. О. «Достижения детьми результатов, необходимых и достаточных для освоения общеобразовательной программы начального образования»
3. Памятка «Что необходимо знать и уметь вашему ребёнку при поступлении в школу?»
4. Игра «Самый быстрый»
5. «Горячая линия» - обмен мнениями, обсуждение, планы.
- Отчет Совета родителей о проделанной работе.
- Выбор Совета родителей.
- Правила внутреннего распорядка.
- Безопасность детей.
6. Релаксация «Дерево пожеланий»
Ход собрания:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мне приятно видеть вас, и я благодарю вас за то, что вы нашли возможность прийти на наше собрание. Хочу вас поздравить с переходом детей в подготовительную к школе группу. Этот год пролетит очень быстро, и ваши, как ещё кажется, малыши отправятся в первый класс. Многих родителей интересует вопрос: «готов ли мой ребенок к школе?». Сегодня мы с вами об этом поговорим, согласны?
Я предлагаю вам небольшой тест «Ступени», где вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.
На демонстрационном стенде факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
- Мотивационная готовность..
- Физическая готовность..
- Эмоционально-волевая готовность..
- Социальная готовность (готовность в сфере общения)..
- Интеллектуальная готовность.
В какой последовательности, по вашему мнению, они должны расположиться на наших ступеньках. (Обсуждение родителей)
Мотивационная готовность
Физическая готовность
Эмоционально-волевая готовность
Социальная готовность
Умственная готовность
На первой ступеньке самый важный показатель готовности к школе, это …. мотивационная готовность
Мотивационная готовность
– это мотивация к обучению, желание учиться;
- умение сосредоточиться;
- умение управлять эмоциями.
Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое привлекает детей. Но оказывается, что это не самые главные мотивы. Ведь новизна быстро пройдет. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением. (Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Научусь читать - буду читать маленькому брату»).
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, умений и навыков ему трудно будет в школе. Такие дети будут успешно выполнять задания, но без интереса, а из чувства долга и ответственности, они будут выполнять его небрежно, наспех, им будет трудно достичь нужного результата.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя таких детей немного, они вызывают особую тревогу. Дети говорят: «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят», «Там трудно». Такие фразы можно услышать от детей, у кого есть старшие сестры и братья.
Намного разумнее - сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней. Оно может быть расширено с помощью вашего рассказа о своих любимых учителях, школьных друзьях, занятиях.
Второй критерий готовности к школьному обучению это хорошее физическое развитие ребенка. По статистике при поступлении в первый класс, дети начинают болеть чаще. Обучение в школе потребует от ребёнка большой физической нагрузки, связанной непосредственно, как с новым режимом дня (меньше игр и отдыха и больше учебных занятий, так и с психоэмоциональной усталостью, нервным и умственным напряжением.
Важную роль в сохранении здоровья, здесь могут сыграть: соблюдение режима дня младшего школьника, достаточный уровень развития культурно гигиенических навыков и привычек; закаливание организма; культура семейного отдыха.
Третий критерий готовности ребенка к школьному обучению – это эмоционально-волевая готовность, умение управлять своим поведением. Волевая готовность подразумевает умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа.
Ребёнку в 6—7 лет ещё трудно управлять своим поведением, поскольку у него в этом возрасте недостаточно развита воля. Его необходимо научить устанавливать отношения между целью действий и их мотивами, развивая умения наблюдать, слушать, добиваться решения поставленных задач. Поэтому уже с дошкольного возраста надо приучать ребенка доводить начатое дело до конца, развивая в нем такие качества, как целеустремленность, усердие, ответственность.
Следующий критерий – это социальная готовность (готовность в сфере общения).
При поступлении в школу изменяется система отношений в межличностном общении детей. Если в детском саду отношения были более эмоциональные, индивидуально-личностные, то в школе они становятся более деловыми, когда ребёнок оценивается по выполненным делам. Будущий школьник должен быть готов к новому уровню межличностных отношений как со сверстниками, так и со взрослыми. Важное условие подготовленности ребёнка к школе - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, обижает детей, то его готовность к школьному обучению стоит под вопросом.
Родители должны не только научить ребёнка уважать и слушать других, но и признавать право других людей на собственное мнение.
И последний критерий это интеллектуальная готовность.
Многие родители считают, что именно она является главной составляющей готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок при подготовке детей к школе.
Что же кроется под этим термином? Прежде всего, это уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи. От сформированности этих процессов будет зависеть, сможет ли школьник решать задачи, запоминать стихи, писать диктанты и изложения.
Мы часто стараемся заранее научить ребёнка читать, писать, считать, тратим на это массу сил и энергии. А в школе оказывается: нет у ребёнка главного - умения сосредоточиться на выполнении какого-либо задания хотя бы минут на 10-15.
Памятка «Что необходимо знать и уметь вашему ребёнку при поступлении в школу?»
1. Своё имя, фамилию, отчество.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город и его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой он живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей.
7. Времена года (их последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детенышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, севера, их повадки, детенышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать обувь, одежду и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты, ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Знать великих русских поэтов и писателей — А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. А. Есенина, Ф. И. Тютчева и других, а также некоторые их произведения для детей.
14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая — левая сторона, верх — низ и т. д.)
16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.
17. Запомнить и назвать 6—10 предметов, картинок, слов.
18. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
19. Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы карандашом, не выходя за контуры предметов
20. Свободно считать от 1 до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10
Давайте поиграем с вами в игру «Самый быстрый»
Необходимо ответить на все вопросы правильно и быстро.
1. Сколько месяцев в году? (12)
2. Лошадь в детстве? (Жеребенок).
3. Дом автомобиля? (Гараж).
4. Прибор для глажки белья? (Утюг).
5. Номер телефона скорой помощи? (03).
6. Жгучая трава? (Крапива).
7. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать).
8. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весной).
9. Когда дети идут в школу? (Осенью).
10. Назовите цвета радуги? (к о ж з г с ф)
11. На каком дереве растут жёлуди? (Дуб).
12. Закончите пословицу «Сделал дело…» (Гуляй смело).
13. Сколько дней в неделе? (7)
14. Мама телёнка? (Корова).
15. Дом совы? (Дупло).
16. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина).
17. Номер телефона пожарных? (01).
18. Какой травой лечат раны? (Подорожник.)
19. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать).
20. Когда листья опадают? (Осенью).
21. Когда появляются подснежники? (Весной).
22. Назовите части суток? (Утро, день, вечер, ночь).
23. У какого дерева бывают сережки? (Берёза,ольха).
24. Закончите пословицу «Любишь кататься - …» (Люби и саночки возить).
Молодцы, у кого больше всего фишек? Такую игру, я рекомендую проводить со всей семьей, не забывая взрослым немного поддаваться. Играя в такие игры вы будете развивать в ребенке, слуховое внимание, быстроту мышления, усидчивость.
Заключительная часть
Хочется дать несколько советов в конце нашего собрания:
• помогите своему ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе;
• приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке;
• не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе;
• научите ребенка правильно реагировать на неудачи;
• помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе;
• приучайте ребенка к самостоятельности;
• учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность;
• стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
Уважаемые родители! Если вы чувствуете, что у вашего будущего первоклассника есть какие-то трудности, которые могут усложнить его адаптацию к школьной жизни, своевременно помогите ему разрешить их. Главное - родительское желание и постоянство.
«Горячая линия» - обмен мнениями, обсуждение, планы.
Релаксация «Дерево пожеланий»
В прошлом году на нашем дереве пожеланий, были, в основном, пожелания для педагогов группы. В этом году, свои пожелания направьте своим детям, ведь этот год для них, тоже будет не легок, они «подготовишки», старшие в саду, все внимание в детском саду будет направлено на них. Многие дети уже читают, поэтому свои пожелания пишите печатными буквами, чтобы они смогли их прочитать.