Алина Порфирьева
Конспект родительского собрания «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: за круглым столом.
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки.
Участники: воспитатели, психолог и родители.
План проведения
1. Вступительный этап.
2. Основная часть:
* выступление психолога на тему «Что такое духовно-нравственное воспитание?».
Публикация «Конспект родительского собрания „Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
* выступление воспитателя на тему «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка».
* игра «Собери цветок».
* игра «Найди мораль».
3. Подведение итогов:
* игровое упражнение «Связующая нить».
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап.
1. Приглашение родителей на встречу : «Уважаемые родители! В понедельник, 28 января 2019 года, состоится родительское собрание. Начало: в 17.30. Место проведения – помещение группы. Явка обязательна! Убедительная просьба – иметь сменную обувь или бахилы».
2. Оборудования и материалы:
* листки бумаги с названиями сказок,
* анкеты для родителей,
* памятки для родителей.
2. Основной этап
Воспитатель : Добрый вечер, дорогие родители. Мы с вами собрались в очередной раз и тема нашего родительского собрания – «Духовно-нравственное воспитание наших детей». Свое выступление хочется начать со слов А. С. Макаренко: «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми. Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы вырастить духовно богатыми наших детей». Как вы понимаете это высказывание? (Ответы родителей, высказывание мнений). А сейчас я предлагаю послушать нашего психолога – Платонову Ю. В.
Психолог: Дошкольный возраст — наилучший период для формирования большинства нравственных норм. В этот период ребенок учится сопереживать, откликаться эмоционально на чужие переживания. Как не нам, родителям и воспитателям, не воспользоваться этим? Только мы можем наполнить душу маленького человечка главными духовно-нравственными ценностями, что обязательно в дальнейшем скажется. Дорогие родители, скажите, пожалуйста, что для вас значит понятие «духовно-нравственное воспитание»? (Ответы родителей).
Психолог: Духовно-нравственное воспитание – это непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. В раннем детстве ребенка закладываются такие основы личности как начальное мировоззрение, понятия добра и зла, формируется реакция на поступки людей, на свое поведение. Дети приобретают начальный опыт поведения в коллективе, отношений к вещам, природе, людям. Они усваивают самые главные нравственные нормы. Формируется любовь к Родине, уважение к взрослым, бережное отношение к предметам и всему окружающему: к результатам своего труда, труда других, желание помогать и многие другие. Большинство этих качеств и являются фундаментом духовно-нравственного воспитания человека. А теперь я вам предлагаю сыграть в игру «Собери цветок». Правила игры: вы должны выбрать те качества, которые вы бы хотели увидеть в вашем ребенке. (Родителям предлагаются лепестки, которые они выкладывают в цветок).
Психолог: Какой красивый цветочек у нас получился! Давайте, посмотрим, чего хотят родители от своих деток? Итак, многие хотят, чтобы наши детки выросли трудолюбивыми, помогали друг ругу, не хвастались, заботились о близких, помогали друг другу, слушали старших.
Воспитатель : А теперь скажите, пожалуйста, что является одним из действенных средств в воспитании нравственности? (Ответы родителей).
Воспитатель : Сказка — самый воспринимаемый детьми жанр художественной литературы. Роль сказки просто неоценима. Это первое произведение литературы, которое каждый слышит в детстве.
Первые представления о мире подрастающее поколение получает, слушая или читая истории о Колобке, Курочке Рябе, Репке и т. д. Стремясь пробудить чувства, уберечь от равнодушия, наш народ очень красочно рисовал борьбу сил зла и добра в сказках. Чтобы закалить ребенка, вселить уверенность в неизбежности победы добра, сказки всегда рассказывали, как мужество и преданность всегда побеждают зло.
Благодаря сказке дети способны познавать мир не только умом, но и всем сердцем выражать свое отношение происходящему. Они узнают, что такое хорошо и плохо, что можно, а что нельзя. Герои становятся образцами поведения, отождествления.
Самый распространенные методы работы со сказкой — чтение, рассказ наизусть, обсуждение героев и иллюстраций.
Воспитательное значение сказки заключается в том, что в ней даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения морально-этических норм.
Дошкольный возраст – время формирования души. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.
А теперь скажите мне, пожалуйста, чем занимались в детстве мы, и как наши дети сегодня проводят свое свободное время? (Ответы родителей).
Воспитатель : Да, не надо далеко заходить, достаточно вспомнить наше детство, как на нас влияли сказки, и что мы получали из них. Мы с вами понимаем, что в наше время информационных и компьютерных технологий, ввиду быстрого ритма жизни, из-за нехватки времени, зачастую наши дети черпают знания, осознание мира из современных мультфильмов. Безусловно, существует большое количество хороших отечественных мультфильмов, но давайте заметим, что они несут в себе более обучающий эффект.
Воспитатель : Дорогие родители, давайте все вместе отправимся в наше детство, вспомним сказки, которые нам читали, и попытаемся понять, что нам дают эти сказки? Игра называется «Найди мораль». Я вам предлагаю разделиться на две команды. (Родители делятся на две команды). Суть игры: я вам раздам листки бумаги с названиями сказок, а вы напишете мораль этой сказки, чему они нас учат. Итак, какая команда выполнит задание быстрее? Вам дается пять минут. (Родители обсуждают и вписывают ответ).
Воспитатель : Ваше время истекло. А теперь обсудим и сравним ваши ответы. (Анализ ответов).
3. Подведение итогов
Воспитатель : Спасибо всем. Наше собрание подходит к концу. Но перед его окончанием я вам предлагаю сыграть в игровое упражнение «Связующая нить». Правила игры: родители встают в круг и передают друг другу клубок ниток так, чтобы тот, кто уже держал клубок, не выпускал нить из рук. При передаче клубка мы говорим друг другу пожелания, как еще, кроме сказок, можно воспитывать в наших детях духовно-нравственные качества. (Ответы родителей).
Воспитатель : Читайте детям сказки. Обязательно после прочтения какого-либо произведения поговорите с ребенком (кто ему понравился больше, кто плохой или злой, кто кому помог, кто правильно поступил) для осознания и закрепления в памяти суть сказки. И не забывайте о других средствах духовно-нравственного воспитания. Всем доброго вечера. До скорых встреч!
Список использованной литературы
1. Аникин В. П. Русская народная сказка. М: «Просвещение», 1986 г.
2. Аникин В. П. К мудрости ступенька. М. ,1988.
3. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2001.
4. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2012.
5. Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 4.
6. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника : Програм. - метод. пособие. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 144 с.
7. Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И. Нравственное воспитание в детском саду : пособие для воспитателей / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – 3-е изд., испр. И доп. М. : Просвещение, 1984. – 272 с., ил.
8. Интернет – ресурсы.