Прохорова Светлана
Консультация для педагогов «Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическими предпосылками построения концепции формирования начал нравственного сознания детей в ДОУ считаются более важные научные и научно-методические идеи, подходы, концепции, предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему возможностей и особенностей нравственного воспитания детей в целом; овладения дошкольниками нравственными знаниями, формирования представлений о нормах и правилах поведения; развития нравственных чувств и эмоций, гуманных отношений, нравственно-направленной деятельности; и на основании этого - отбора содержания, средств, способов, приемов соответствующей педагогической деятельности.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Позиция педагога как "разработчика" предметно-развивающего места косвенно содействует процессу самопознания. Предметное пространство культивирует "самость" (В. И. Слободчиков) ребёнка в выборе деятельности, замыслов, в самоопределении детской общности и позволяет дошкольникам изобретать собственные оригинальные способы взаимодействия с игровыми объектами. Содержание и методы работы с детьми (чтение художественных произведений вслух, разные виды творческих игр и игр с правилами, проблемные ситуации; методы, ориентированные на самовыражение) определяются спецификой предмета изучения и открывают для него новые возможности в самопознании, креативности, делают лучше качество жизни.
Педагог учит терпеливо относиться к недостаткам других, прощать неразумные действия, нанесенные обиды, сотрудничеству и кооперации, быть толерантным. Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми остаются неравноправными: взрослый - воспитывает, учит, ребенок - подчиняется, учится. Для обеспечения организованной, интересной и содержательной жизни детей в детском саду педагоги используют в возрастных группах различные игры. Внутренний, скрытый характер правил творческих игр предоставляет ребенку большую свободу в действиях; его обязательства перед играющим коллективом менее определенны, чем в играх с готовым содержанием и готовыми правилами. Это позволяет играющим легко менять сюжет, вводить дополнительные роли и т. д. Творческие игры вызывают у детей большой интерес и оказывают огромное воздействие на них, но было бы ошибочным использовать только эти игры в организации жизни детей. Овладение детьми играми с правилами имеет большое организующее значение. Правила определяют известные нормы действия, а затем и нормы отношений детей друг с другом, позволяют ребенку контролировать себя и играющих с ним. Самостоятельность выполнения правил складывается в процессе целенаправленного воспитания детей в игре. Играя, ребенок располагается в конкретных отношениях с коллективом детей. Социальное воздействие игры, вызываемые, игрой чувства заключены в тех отношениях, которые складываются в процессе игры между детьми.
Этим образом, педагоги и воспитатели оценивают игру как средство всестороннего воспитания личности ребенка и форму организации жизни детей, средство формирования детского общества. Все эти функции игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Стремление малыша к совместной со взрослым жизни и деятельности, его высокая подражательность делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, манеры, привычки и даже отношение к людям, предметам, животным. Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отношение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Дошкольник познает мир человеческих отношений, раскрывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
В жизни каждого ребенка родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребёнок подражает и стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребёнка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение, в целом, способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих всестороннему и гармоничному развитию.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи
Таким образом, семья, которая воспитывает малыша, играет огромнейшую роль в нравственном воспитании его. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка, в следствии этого, их роль в формировании личности растущего человека огромна.