Ирина Литвин
Семейные народные традиции, их роль в духовно-нравственном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление подготовила и провела воспитатель разновозрастной группы по системе М. Монтессори :
Литвин Ирина Александровна.
Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь,преданность и самопожертвование. Это одни на всех радости и печали. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но многие традиции были упразднены, как народные,так и семейные. Так же изменились и взгляды на понятие «семьи», на верность в семье,на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью – семьей,были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей,которые живут под одной крышей,при этом,не имея ничего общего,даже порою не узнавая друг друга.
Публикация «Семейные народные традиции, их роль в духовно-нравственном воспитании» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Поэтому то и нужно возрождать семейные традиции. Хорошо если они будут по нраву всем членам семьи,ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание.
Развитию и сохранению семейных традиций способствуют так же и народные праздники. Наша задача сегодня :
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим древним корням ;
- чтить и уважать память предков ;
- систематически приобщать детей к истокам народной культуры.
Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.
Разновозрастная группа в детском саду напоминает дружную семью. Когда в семье появляется маленький ребенок, то поведение старшего ребенка заметно меняется, он взрослеет на глазах, становится более ответственным,пытается оправдать доверие взрослых.
Так в разновозрастной группе часто возникают ситуации,которые дают большую возможность проявить разнообразные чувства, которые способствуют духовному развитию ребенка. Если отношения сложились правильно, то между детьми господствуют забота и взаимопомощь.
Каждое утро в группе мы начинаем с «Круга рефлексии», что стало нашей доброй традицией.
Дети рассказывают какие события произошли в детском саду, знакомятся с понятиями «Родные», «Родня», «Род». Узнают почему нужно беречь родных, заботиться о близких, открывают значение пословиц : «В дружной семье и в холод тепло.», «Семья вместе и душа на месте.», «Дерево держится корнями,а человек семьей.» и др. Дети с большой гордостью рассказывают о своей семье,какая она дружная,как проводятся вместе выходные и праздники.
Дети очень любят играть! Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели,родители, дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения,взаимопонимание.
Мир ребенка начинается с его семьи. Именно семья является древнейшим институтом воспитания и развития ребенка. И то,что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни.
Хотелось бы процитировать стихотворение, написанное немецким сатириком Себастьяном Брантом еще 15 веке :
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители –пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит,
От них все то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова…Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Так же в нашей группе проводятся круги рефлексии на тему :
«Выходной день в нашей семье», «В гостях у дедушки и бабушки», «Профессии моих родителей» и др.
Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это так же является основой воспитания детей. Воспитание ребенка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идет по примеру копирования.
Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения : мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.
Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к своему роду.
При воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребенка.