Коробейникова Светлана
Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. План рассчитан на 1 учебный год, и состоит из 3-х частей.
Публикация «Консультация „Роль сказки в духовно-нравственном развитии детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Актуальность
Сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают е особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Цель:
1. Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
1. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
2. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
3. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Ожидаемые результаты:
- усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;
- понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
- знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
- сформировать представления о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;
- развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Перспективный план по самообразованию на 2018-2019год
Сентябрь.
1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания» : постановка целей и задач по данной теме.
2. Консультация для родителей : «Каждому возрасту свою сказку».
Октябрь.
1. Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей». [Литература
] Статья И. Ильин «Духовный мир сказки».
Работа с детьми:
- Чтение сказки «Колобок», просмотр иллюстраций.
-Рисование по сказке «Колобок».
-Консультация для родителей : «Сказка помогает говорить правильно»
2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
Ноябрь.
1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.
2. Применение цитат из сказок в режимных моментах.
Работа с детьми:
- Чтение и пересказ детям сказки : «Репка».
-Инсценировка сказки «Репка».
-Дидактическая игра: «Угадай сказку».
Декабрь.
1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми. [Литература] Статья: И. Рыпьева-Лангуева «Иное царство русских сказок».
Методические приё мы:
- Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
2. Консультация для родителей «Сочиняем сказку сами»
3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».
Январь.
1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка». [Литература] Статья: «Волшебный мир сказок» Ачисова. Н. И
Работа с детьми:
-Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».
-Показ настольного театра по сказке «Волк и козлята».
2. Стенгазета для родителей: «Почитай мне сказку».
Февраль.
1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей». Сайт: www.editdtar.ru
Работа с детьми: Чтение сказки «Заюшкина избушка».
-Аппликация «Избушкаe для лисы»
2. Папка-передвижка для родителей «Как читать сказку детям»
Март.
1. Изучение статьи: «Влияние сказок на психику ребёнка». [Литература] «Сказкатерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей.» Гришина. И. И. Дальхеева. А. М
Работа сдетьми:
-Чтение сказки «Лиса и заяц».
-Драматизация сказки «Лиса и заяц».
2. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».
Апрель.
1. Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей». Сайт: www.detsiychas.ru
Работа с детьми:
-Чтение детям и пересказ сказки : «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации.
-Игра «Два гуся».
-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
2. Буклет для родителей «У доброты есть лицо».
Май.
1. Самоанализ плана по самообразованию.
2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки».