Кристина Мамыкина
Конспект родительского собрания «Растить любознательных» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель собрания : раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.
Форма проведения: круглый стол, дискуссия.
Ход собрания
Вступительная часть
Воспитатель:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания, ведь детям скоро в школу. Будет ли школьная жизнь интересной для ребенка, или наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы (звучит песня «Толи еще будет). Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все неизвестное и неизведанное. Каждый день он открывает для себя что-то новое, например, сосулька превращается в руке в воду, или, бумага рвется, мнется, шелестит; что-то в воде тонет, а что-то плавает на поверхности.
Публикация «Конспект родительского собрания „Растить любознательных“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Это стремление самостоятельно «познать» часто подводит детей. Они случайно режут скатерть или занавеску, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью выяснить, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Почему? Недаром детей называют почемучками.
Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы заглянули в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова: «Любознательный» – склонный к приобретению новых знаний, пытливый; «Любопытство» – мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
Воспитатель:
Как вы думаете, любознательны ли ваши дети? (Высказывания родителей).
Посмотрите, что ответили дети. (Видео запись ответов детей).
Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Обсуждение вопросов.
Решение педагогических ситуаций
Воспитатель:
Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» – и слышит ответ: «Ты плачешь, и небо плачет».
Вопросы:
1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. Как вы считаете, нужно ли оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал? (Обсуждение).
Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»
Ведущий:
У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?
Многие из советов, конечно же, проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)
А знаете ли вы, что наблюдательность эффективно развивается с помощью загадок?
Вы загадали загадку:
Кучерявые барашки
В белых меховых рубашках
Плавно по небу плывут,
Завтра там, сегодня тут.
Что за странные барашки?
Не причёсаны, в кудряшках.
Ребенок ответил: «облака».
Будете ли вы удовлетворены ответом?
Какие вопросы ему зададите? (Ответы родителей)
Уважаемые родители, мы хотим предложить вам совместно с детьми создать альбомы загадок, важно чтоб там были рисунки, аппликация, то, что ребенок сделает сам. Если предложение принимается, то итог конкурса на самый лучший альбом будет проведен на следующем родительском собрании.
Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний (Обсуждение).
Мама с гордостью рассказывает, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам. Какого вы мнения? (обсуждение).
Инсценировка произведения В. Иванова «Почему»
Воспитатель:
Сын пришел к отцу с вопросом.
Сын:
Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?
Отец:
Да отстань же ты, отстань же
С почемуканьем своим.
Сын:
Папа!
Ведущий:
Сын вернулся вскоре…
Сын:
А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?
Ведущий:
Поглядел отец сердито
Отец:
После! некогда, отстань!
Ведущий:
Снова сын пришел к папаше…
Сын:
Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?
Ведущий:
А в ответ сверкнула вспышка:
Отец:
У меня свои дела!
Ведущий:
И, вздохнув, побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына :
Отец:
Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?
Ведущий:
В самом деле, почему?
Обсуждение ситуации.
Ведущий:
Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Ведь «почему» – это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов неблагополучия в его развитии.
Конкурсная программа
Раздается стук в дверь, входит Шапокляк
Шапокляк: Здравствуйте, вы меня узнали? А чем вы здесь занимаетесь? Вы я слышала, какие – то конкурсы хотите здесь проводить?
Воспитатель: Да, хочу поп росить детей оживить круги.
Шапокляк: Ничего не выйдет. Сейчас я как дуну три раза в трубу, так дети все предметы круглой формы забудут и никогда не вспомнят. Я не хочу, чтобы другие были умнее меня. (Дует в трубу и уходит). Вот посмотрим теперь, как вы справитесь.
Воспитатель: Дети, вспомните и превратите кружки, которые нарисованы на листочках, в предметы круглой формы: яблоки, часы и т. д.
Шапокляк: Ну что, подействовало мое волшебство.
Воспитатель: "Нет, дети прекрасно справились с заданием.
Шапокляк: Так: зато я сейчас такие слова скажу, после которых больше ни одно задание не выполнят, все забудут (говорит.) А теперь назовите хоть один предмет, находящийся в группе прямоугольной формы ( называет другие предметы: кегля, шляпа и др.)
Дети называют предметы прямоугольной формы.
Шапокляк: Ничего не пойму. Почему дети моему колдовству не поддаются? Или труба испортилась, или это дети такие. Хорошо! Сейчас я вам такое задание сама задам, что вы никогда не справитесь! Придумайте-ка, что надо сделать, чтобы карандаши не рас сыпались на пол. Дети и родители складывают из бумаги гармошки.
Шапокляк: Вы и с этим заданием справились, ужас! Что за дети такие. Пошли, Лариска, нам здесь делать нечего!
Воспитатель: Дети, а сейчас вас ждет сюрприз-угощение от Незнайки. Как вы думаете, что это может быть? (Показывает посылку.) Это необычные яблоки, волшебные. Да, а вы хотите, чтобы ваши родители всегда отвечали на ваши вопросы, тогда все яблоко сами не ешьте, а дайте откусить взрослым. Если вы их угостите этим волшебством, то они всегда будут отвечать на все ваши вопросы
Подведение итогов собрания
Примерный вариант решения собрания :
1. Поддерживать ребенка в стремлении познавать новое, уделяя должное внимание его вопросам и интересам.
2. Организовать в семье совместные познавательные игры и активно участвовать в играх ребенка.
3. Организовать семейные экскурсии по интересам детей (театры, выставки, прогулки и т. д.).
4. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.
Приложение 1
Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»
1. Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
3. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям наблюдениям.
5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: "А ты думаешь как?"
6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не боитесь ему сказать: "Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос".