Светлана Ляшова
Конспект родительского собрания в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание по теме
«Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению»
Ход проведения:
Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются за столы, разделяющие их на 4 команды.
Воспитатель: - Добрый вечер! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.
1. Игра «Да-нет».
Публикация «Конспект родительского собрания в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы: «да», если вы согласны с моим высказыванием, и «нет», если не согласны.
Скажите, громко и хором, друзья,
Деток своих все вы любите? (ДА)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (НЕТ)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы деток решать нужно нам? (ДА)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь нам? (НЕТ)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (ДА)
2. «Клубочек знакомств»
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность сообщить нам свое имя, может быть, детское и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о о том, чем он любит заниматься со своим ребенком, во что играть. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе… Например, «Меня зовут… и мы с сыном очень любим петь (играть в лего и домино…» (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок следующему родителю). Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все родители не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с родителями обо всем, что может способствовать сплоченности. Спросите их:
«Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?»
После этого разговора нужно будет снова распутать паутину. Для этого каждый родитель должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и вспоминая, какие игры или занятия называл этот человек. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, когда нить будет запутываться – в таких ситуациях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже связаны между собой.
Родители садятся за 4 столы, ОБРАЗУЮТСЯ 4 КОМАНДЫ,.
3. «Листок с облаками»
«Все мы родом из детства», любят многие из нас с глубокомысленным видом цитировать Антуана де Сент-Экзюпери… Того же Экзюпери, который в «Маленьком принце» сказал: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».
- А на самом деле, помните ли вы свое детство? Каким оно было? Безоблачным, счастливым, полным горьких разочарований или обид? Школьные годы — это часть жизни каждого из нас, совпадающая с детством и юностью. Какие события сохранила ваша память о школьных годах?
- Нарисуйте на листке несколько легких облаков. Они унесут далеко-далеко все то, что накопилось у вас внутри и от чего вы желаете избавиться.
- На каждом облачке напишите свои обиды, переживания, страхи, связанные с воспоминаниями о школьных годах. (Родители пишут)
- Затем скомкайте лист и выбросите в корзину. (Воспитатель предлагает корзину для мусора)
- Что вы почувствовали? Стало ли вам легче, свободнее?
4. Мини-дискуссия «Успешная подготовка ребенка к школе»
Каждая команда получает листок с заданием для обсуждения спорных вопросов:
«Докажите утверждение, ответив на вопросы:
- Кто должен осуществлять подготовку ребенка к школе? Кто отвечает за успешное обучение ребенка в начальных классах?» Утверждения:
1 команда родителей : «РОДИТЕЛИ, СЕМЬЯ»
2 команда родителей : «ВОСПИТАТЕЛИ И ДЕТСКИЙ САД»
3 команда родителей : «УЧИТЕЛЯ, ШКОЛА»
4 команда родителей : «РОДИТЕЛИ, ВОСПИТАТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ»
Вывод дискуссии: Только при взаимодействии семьи, школы и дошкольного образовательного учреждения может привести к наилучшим результатам в формировании готовности ребенка к школьному обучению.
Часто родители дошкольников, посещающих детские сады, рассчитывают, на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Действительно, специально организованная непрерывная образовательная деятельность помогает детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.
Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение – ни детский сад, ни начальная школа – не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. Интерес родителей к делам дошкольника и первоклассника придает особое значение всем достижениям ребенка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей.
5. Упражнение «Слабые и сильные стороны моего ребенка»
Воспитатель:
- Предлагаю взять 2 цветных листа бумаги (зеленый и сиреневый)
- На зеленом листе выпишите сильные стороны своего ребенка
- На сиреневом листе – слабые стороны. (Родители пишут)
- Какие личностные качества было писать легко, а какие вызвали затруднения?
- Напишите имя своего ребенка на каждом листе. Отложите листочки. Они нам еще пригодятся
- Зеленые листочки положите в «Отгадку» из следующего задания.
6. Ребусы «Портфель» и «Конверт»
Каждая команда получает задание: решить ребус. Побеждает команда, быстрее всех давшая правильный ответ.
Воспитатель раздает каждому родителю по «конверту» и «портфелю» и дает задание:
- Подпишите «Портфель» и «Конверт» именем вашего ребенка. В «Портфель» положите зеленые листочки, на которых вы перечислили сильные стороны своего ребенка, это его багаж, с которым ему будет легко отправиться в школу. А в конверт положите сиреневые листочки, которые помогут вам рассказать о своем ребенке учителю. Ложный стыд или нежелание родителей сообщать учителю о тех или иных особенностях (и особенно «слабостях») своего ребенка усложняют не только работу педагога, но часто являются причиной трудностей самого ребенка. Бывает, учителю требуется не один месяц, чтобы разобраться в причинах этих трудностей, а ведь могло хватить одного разговора.
7. Игра «Зашифрованное донесение»
- С детьми старшего возраста очень полезно играть в игры, приучающие ценить время. Предлагаю вам отгадать зашифрованные донесения. (Приложение 1, стр. 16-17). Побеждает команда, быстрее всех разгадавшая шифр и назвавшая слово.
Команды получают свитки, перевязанные веревочкой, на которых вразнобой написаны цифры. Родители должны догадаться, что эти цифры соответствуют буквам алфавита и составить из них слова («МАТЕМАТИКА», «ЛИТЕРАТУРА», «ФИЗКУЛЬТУРА», «ТЕХНОЛОГИЯ»).
- Подсказка 1: «Чёрные птички на каждой страничке
Молчат, ожидают, кто их отгадает» (буквы)
- Подсказка 2: «Продолжим собирать портфель для нашего первоклассника»
Родители расшифровывают слова.
Воспитатель: Не только уроки ждут первоклассников в школе.
8. «Тайм-менеджмент для первоклассников»
Вечернюю или утреннюю подготовку к школе удобно организовать с помощью пробковой или магнитно-маркерной доски. Предложите ребенку крепить на нее лист с заданиями - рисунками. Каждый рисунок соответствует делу, которое ребенок должен сделать вечером или утром, соответственно: Портфель – собрать учебники и тетрадки, Туфли – взять сменную обувь, Положить телефон, ключи, очки, кошелек, платок, завтрак и другие необходимые вещи. По мере того, как дело делается, ребенок ставит себе «Плюсик», «Смайлик», «Звездочку» или любой другой знак.
Таким образом, мама избавлена от необходимости постоянно напоминать ребенку о его делах, а ребенок самостоятельно собирается в школу и учится планировать свои дела. Мы предлагаем вам взять на вооружение такой способ детского тайм-менеджмента, составленного для девочек (Приложение 2, стр. 18) и для мальчиков (Приложение 3, стр. 19). Эти таблички вы можете положить в свои «Портфели», а дома раскрасить со своим ребенком, добавить свои картинки и изменить как это нужно именно вам. Может быть, такой способ кому-то поможет экономить время.
Планируйте с ребенком будущий день и неделю. Анализируйте прошедший день, отмечайте успехи ребенка и хвалите его.
9. Игра «Всякому слову свое место»
На листе с заданием написаны 2 предложения (Цитаты известных людей) с неправильно расставленными словами, поэтому пока бессмысленные, например такое (Пример показывают на слайде) :
«в Легко учении тяжело в — бою»
Родителям будет интересно уловить смысл этого предложения и правильно расставить слова:
«Тяжело в учении — легко в бою» (Александр Васильевич Суворов)
Родители принимаются за расшифровку написанных цитат-предложений. Побеждает команда, которая правильно составит предложение от начала до конца. У каждой команды – свое предложение с цитатой (Приложение 4, стр. 20).
Варианты:
«прежде другого Чтобы всего, мы должны воспитывать воспитать себя» («Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя» Николай Васильевич Гоголь)
«так всем обо Природа повсюду чему, что позаботилась ты учиться находишь,» («Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» Леонардо да Винчи)
«древних форма Игра практически времён как с выступает обучения»
(«Игра практически с древних времён выступает как форма обучения» Ян Коменский)
«представляет деятельности Игра собой к дальнейшей подготовку» («Игра представляет собой подготовку к дальнейшей деятельности» Д. Б. Эльконин)
Воспитатель:
- Игровая деятельность – ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Игра имеет самое прямое отношение к подготовке к школе и полноценного развития ребенка. Сюжетно - ролевые игры оказывают общеобразовательное влияние на личность дошкольника, игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т. п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например, настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками. Играйте со своими детьми!
10. Просмотр видео-фрагмента «Как Мальвина учила Буратино»
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно видео-фрагмент из фильма вашего детства «Буратино», 1975 г.
- Попытайтесь поставить себя на место сказочных персонажей.
- Почему Буратино было не интересно «учиться»? (Мальвине следовало использовать игровые и наглядные методы обучения, чтобы заинтересовать Буратино)
- Зачем он опустил нос в чернильницу? (Это был детский «эксперимент», способ познания мира)
- «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?» (растерянность, обиду)
- «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» (разочарование, бессилие)
- «Как Мальвине стоило поступить, чтобы заинтересовать Буратино?» (Взять настоящие яблоки, разглядеть в чернильной кляксе образ «Буратино»)
- Воспитатель: Играйте с детьми, позволяйте им экспериментировать, находите увлекательные способы обучения, используйте наглядные методы и будьте для ребенка равноправным партнером и другом!
11. Рефлексия “Все у меня в руках”
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.
Сейчас на листах из школьного дневника впишите свои ответы на вопросы.
- Больше всего мне понравилось…
- В дальнейшем я буду использовать…
-Сегодня для меня было любопытно узнать…
- Я расскажу сегодня вечером дома о …
- Необычным для меня сегодня было…
Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота, доверительные отношения, телесный контакт нужны ребенку больше всего. Больше разговаривайте с детьми, старайтесь узнать, чем они живут, интересоваться всем, что связано с их миром.
- А теперь вы можете себе поставить самые лучшие оценки в этих дневниковых листах. Спасибо за встречу, диалог и ваше внимание!
- Нашу встречу я хочу закончить стихотворением:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте!
Берегите друг друга,
Обижать не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте.
И в минутку досуга
Рядом вместе побудьте!
Желаю успехов вам и вашим детям!
Воспитатель раздает Памятки для родителей будущих первоклассников «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников - как лучше адаптироваться к школе». [5, стр. 41], (Приложение 5, стр. 21-22)
3. Список литературы:
1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 С.
2. Волков Б. С. «Как воспитать ребенка успешным?» Ж. «Воспитатель Дошкольного образовательного учреждения» № 10/2016, с. 108-113.
3. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
4. Работа с родителями : практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/авт. -сост. Е. В. Шитова. – Волгоград: Учитель, 200 д. – 169 с.
5. Родительские собрания в условиях перехода к ФГОС/ авт. -сост. А. Я. Ветохина и др. – Волгоград: Учитель, 2015. – 181 с.
6. Рыжкова С. «Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе формирования готовности ребенка к школьному обучению». Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/vzaimodeistvie-dou-i-semi-v-procese-formirovanija-gotovnosti-rebenka-k-shkolnomu-obucheniyu.html
7. Сценарии родительских собраний в ДОО. Современные модели. Актуальные темы/авт. -сост. И. И. Вепрева (и др.). – Волгоград: Учитель, 2016.- 147 с.
8. Тянишева И. А. «Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе», Опубликовано 03.09.2015 г. Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/09/03/vzaimodeystvie-detskogo-sada-i-semi-po-podgotovke
9. Шмаков С. А., Безбородова Н. Я., От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. - М. : Новая школа, 1995. – 80 с.