Степанова Елена
Конспект родительского собрания «Особенности речевого развития детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания «Особенности речевого развития детей 4–5 лет»
Здравствуйте, уважаемые родители! Рада Вас видеть на родительском собрании. Сегодня я вас познакомлю со следующими вопросами:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
1. Особенности речевого развития детей 4-5 лет.
2. С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом.
3. Структура логопедической работы в нашем детском саду.
4. Тест. Тестирование дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблем воспитания детей.
1. Понятие речь очень обширно. Можно выделить компоненты речи это:
-звукопроизношение,
-лексический запас,
-грамматический строй речи,
-связная речь.
Все они формируются в тесной взаимосвязи. На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах.
Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л] : клыша. В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом. Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.
Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создает свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей : огонята (маленький огонь, сердитки (морщинки). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка). Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»).
Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».
Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Итак, искажённое произношение звуков дошкольников 4 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое нарушение. И только после 5 лет нарушение звукопроизношения считается не нормой.
2. Очень часто родителей интересует вопрос : «С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?» Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка. Но важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибкая и податливая. Начиная с ранних лет жизни речь ребёнка, развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически (звуковая) правильная речь взрослых. Некоторые родители необъективны к речи своего ребёнка. Часто в семье они подлаживаются к языку малыша, долгое время лепечут с ним, искажают слова, имитируя детскую речь, как принято говорить «сюсюкаются». Что очень не правильно т. к. ещё больше закрепляются недостатки речи у ребёнка. Нужно создавать такие условия, при которых ребёнок будет радоваться от общения со взрослыми, одновременно развиваться. Не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учится правильно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова речи.
Если к 4м годам и у ребёнка нарушены все группы звуков – шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ, свистящие (С, З, Ц, заднеязычные (К,Г, Х) и имеется нарушение слоговой структуры слов, перестановки и замены слогов. Говорят «каша во рту», то логопедическую работу нужно начинать сразу.
3. В нашем дошкольном учреждении все дети средней группы обследуются весной, то есть к концу учебного года. И если воспитанники имеют речевые нарушения, тол они зачисляются на логопедический пункт после 5 лет, то есть в старшей группе дети, нуждающиеся в логопедическом сопровождении, посещают логопедический пункт.
Главной целью коррекционного воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно: - коррекция и автоматизация нарушенных звуков; - развитие артикуляционной моторики; - развитие общей и мелкой моторики рук; - формирование фонематического слуха и восприятия; - развитие физиологического и речевого дыхания; - развитие голосообразования, темпа и ритма речи; - развитие, обогащение, расширение словарного запаса; - формирование грамматического строя речи; - формирование связной речи; - формирование первоначальных навыков грамоты. Одновременно в ходе коррекционной работы развиваем психические процессы: внимание, восприятие, память, мышлении.
Желаю успехов и удовольствия в общении!
А сейчас, мы вам предлагаем пройти тестирование. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблем воспитания детей.
Тест 1 "Детей воспитывают родители. А родителей?. "
Выберите, пожалуйста, один из предложенных ответов, поставив рядом с ним любой знак.
Можете ли Вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребё нком:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
3. Признаться ребёнку в ошибке, совершё нной по отношению к нему:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
4. Извиниться перед ребё нком в случае своей неправоты:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
5. Сохранить самообладание, даже если поступок сына (дочери) вывел Вас из себя:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
6. Поставить себя на место ребё нка:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы — добрая фея (прекрасный принц) :
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
9. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребё нка:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
10. Пообещать ребё нку исполнить его желание за хорошее поведение:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что хочет, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
12. Не прореагировать, если кто-то из Ваших детей ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребё нка:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
13. Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мимолё тная прихоть:
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
Обработка результатов:
Ответ а) — 3 балла;
Ответ б) — 2 балла;
Ответ в) — 1 балл.
От 30 до 39 баллов: ребёнок — самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
От 16 до 30 баллов: забота о ребёнке для Вас — вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки. Кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный процесс. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Число баллов менее 16: У Вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания помочь своему ребёнку стать личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем обратиться за помощью к специалистам (педагогам и психологам, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.