Милана Шамхалова
Конспект занятия «Решаем задачки» по ФЭМП в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Решаем задачки» по «Формирование элементарных математических представлений» (для детей подготовительной группы)
Образовательная область «Познание»
Раздел: «Формирование элементарных математических представлений».
Публикация «Конспект занятия „Решаем задачки“ по ФЭМП в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Тема: Решение арифметических задач.
Цель. Учиться составлять и решать арифметические задачи.
Задачи :
Образовательные. Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до часа.
Развивающие. Развивать логическое мышление.
Воспитательные. Формировать положительную мотивацию к занятиям.
Дидактический наглядный материал:
демонстрационный: доска, указка, картинки с изображением машин (на одной картинке 2 машины, на другой – 4 машины едут по направлению к двум машинам); самолетов (7 самолетов на аэродроме, 5 взлетающих самолетов,, макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками.
Раздаточный материал. Листы бумаги для решения задач, цветные карандаши, макеты часов (на 4 подгруппы детей, карточки с цифрами и арифметическими знаками, рабочие тетради.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Загадка.
Нет ног, а ходим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда
Когда работу начинать (часы).
II. Основная часть.
1. Игровое упражнение «Определяем время»
Скоро вы, ребята, пойдете в школу и вам необходимо уметь определять время.
Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог –
Нам всё часы покажут точно,
Чтоб на вопрос: "Который час?" -
Ответить мог ты всякий раз.
Давайте вспомним, как называется короткая стрелка на часах? (часовая)
А длинная? (минутная)
На зарядку, как зайчата,
По утрам бегут ребята.
Вспомните, в какое время мы начинаем делать зарядку ( ответы детей: в 8 часов).
У вас на столе у каждого есть макет часов, предлагаю вам установить это время на часах (дети устанавливают стрелки и рассказывают, что минутная стрелка стоит на цифре 12, а короткая часовая – на цифре 8).
Наше занятие начинается в 9 часов. Давайте поставим стрелки часов на 9 часов.
Сколько времени на часах поставил Саша? Скажи, как ты определил время? (Длинная минутная стрелка находится на цифре 12, а короткая- часовая на цифре 9).
Что начинается раньше, занятие или зарядка? (зарядка).
На сколько занятие по математике начинается позже утренней гимнастики? (на 1 час).
На сколько утренняя гимнастика начинается раньше занятия по математике (на 1 час).
Скажите мне, сколько минут в одном часе? (60 минут).
Правильно, минутная стрелка проходит один круг - это значит прошел один час. (Воспитатель показывает на макете).
2. Игровое упражнение «Составим задачу»
На доске картинка, на которой изображены 2 машины, на второй – 4 машины едут по направлению к 2 машинам. Дети рассматривают изображение.
Давайте вспомним, как решать задачи.
Сколько частей в задаче?
Как называется каждая часть в задаче? ( две части: условие и вопрос).
С помощью какого арифметического действия можно решить задачу? (Плюс и минус (сложения и вычитания).
Вспомним последовательность составления задачи. Сначала надо составить условие задачи, потом поставить вопрос к задаче.
Составьте задачу по картинкам.
Дети составляют задачу : в гараже стояло 2 машины. Потом заехало еще 4 машины.
Что вы хотите узнать, задайте вопрос?
Сколько машин стало в гараже?
Чтобы вам легче было понять и решить задачу, мы будем рисовать модель, т. е. рисунок к задаче. Воспитатель помогает составить модель задачи, используя круги двух цветов.
Условие задачи. Давайте нарисуем модель задачи на листочках.
Рисуем круг и внутри круга 2 точки – это столько машин стояло в гараже?
Столько машин приехало потом – 4, рисуем рядом второй круг с 4 точками.
Больше стало машин или меньше после того, как приехало еще 4 машины? ( ответы: машин стало больше).
Значит, обведем эти 2 круга вместе.
Как можно решить задачу с помощью цифр? (к двум прибавить четыре).
Значит, сколько всего машин в гараже? ( ответы детей: 6 машин стало в гараже).
3. Динамическая пауза «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
4. Решение задачи на вычитание.
На доске картина, где нарисованы самолеты.
Где стоят обычно самолеты? (На аэродроме).
Сколько самолетов на аэродроме? Диана, составь задачу.
Диана составляет условие задачи и задает вопрос :
«На аэродроме было семь самолетов, 5 самолетов улетело. Сколько самолетов осталось на аэродроме?»
С помощью воспитателя Даша рисует модель задачи на доске, дети на листочках.
Нарисуем круг - аэродром. А в нем рисуем точками сколько было самолетов – 7 точек.
А т. к. 5 самолетов улетело, то прямой линией отделяем 5 точек.
Самолетов стало больше или меньше? ( ответы: самолетов стало меньше).
Значит, с помощью какого арифметического знака мы можем решить задачу? («Минус»)
Запишите задачу с помощью цифр и решите.
Пусть Дима запишет пример на доске: 7-5=2
Дима, скажи, сколько самолетов осталось на аэродроме? (2 самолета осталось на аэродроме).
«Развлекательные задачки» (устный счет).
В тарелке лежали 5 морковок и 4 яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4, поскольку морковь – это овощ).
В люстре горело 5 лампочек. Две из них погасли. Сколько лампочек в люстре? (5. В задаче не сказано, что их вывернули).
У мамы дочка Даша, сын Саша, собака Дружок и кот Пушок. Сколько детей у мамы? (2).
Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько птиц стало возле дома? (4)
На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще 2. Сколько книжек она прочитает? (Ни одной – собаки не умеют читать).
Итог.
Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы с вами занимались?