Степанова Светлана
Конспект занятия по речевому развитию «Волшебные слова» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект Речевое развитие " Волшебные слова" (подготовительная группа)
Воспитатель: Степанова Светлана Витальевна ГБДОУ № 9 детский сад Санкт-Петербург
Цель: обучение детей правилам речевого этикета
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Волшебные слова“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Программное содержание: Закрепить и конкретизировать понятия вежливость, воспитанность, этикет. Развивать познавательные способности, умение строить предположения, рассуждать.
Создать условия для формирования и понимания нравственных и этических норм поведения, повести к выводу, что вежливые слова помогают в общении. Включить в активный словарь выражения, содержащие вежливую просьбу, разнообразные приветственные и прощальные выражения.
Оборудование: Сюжетные картинки на тему "Приветственные и прощальные слова", сюжетные картинки из серии "Что такое хорошо и что такое плохо", два макета дерева и два комплекта картинок из серии "Оцени поступок", силуэты головы человека без лица, шоколадные медальки по количеству детей.
Ход занятия:
В дверях группы стоят два взрослых человека, дети различными способами пытаются пройти в группу.
- Ребята, здравствуйте, подойдите ко мне пожалуйста.
- Когда вы заходили в группу, вам было удобно? Почему? Что или кто вам помешал? Что вы сделали для того чтобы пройти в группу? (ответы детей)
- А что можно было сказать взрослым, как к ним обратиться?
- Как можно попросить человека подвинуться или отойти в сторону, чтобы ему не было обидно, а вам удобно? (ответы детей)
- Конечно, у вас на пути стоит человек, вам трудно пройти. Можно сказать "извините пожалуйста, можно я пройду", или "позвольте пройти", " вы не могли бы подвинуться" и т. д. В ответ на такую вежливую просьбу человек с удовольствием уступит вам дорогу и всем будет легко и приятно.
- Давайте сегодня и поговорим о вежливости, вежливых словах.
Мы с вами мало знакомы, давайте еще раз познакомимся. Посмотрите, у меня есть волшебный шар, он несет в себе тепло и доброту. Сейчас мы, передавая его друг другу и называя свое имя, передадим вместе с ним свою улыбку, доброжелательность и вы почувствуете как тепло и хорошо станет на душе.
- Меня зовут Светлана Витальевна, я вкладываю шар в руки Тане и дарю ей свою улыбку.
(дети по кругу передают шар, улыбаются, после игры делятся впечатлениями).
- А теперь с хорошим, доброжелательным настроением садитесь пожалуйста на стульчики.
- Как думаете, ребята, откуда взялись вежливые слова? Кто их придумал? (ответы детей)
- Когда-то, в древние времена люди не знали вежливых слов, не умели здороваться, не знали, как познакомиться, не умели дружить, часто дрались и ссорились по пустякам. Например, шли два человека навстречу друг другу, один другого задел плечом, то обиделся да и ударил обидчика, завязалась драка. Постепенно люди поняли, что нужно придумать правила, выполняя которые, легко избежать таких недоразумений и назвали эти правила " ЭТИКЕТ". Вы слышали такое слово? Что оно означает? (ответы детей)
- Да, давайте еще раз повторим: Этикет - это правила поведения в обществе, т. е. среди людей.
- Как вы думаете, что должен был сделать тот человек, который первым нечаянно задел другого? (ответы детей).
- Конечно, нужно было просто извиниться и недоразумение легко бы разрешилось. Или, как в нашем случае, можно было сказать " разрешите пройти"
- Вежливых слов люди придумали очень много, на все случаи жизни. Их еще называют добрыми словами.
- Почему, как вы думаете, их называют добрыми? (ответы, предположения)
- Вежливые слова настраивают на доброжелательность, т. е. мы желаем друг другу добра.
Послушайте стихотворение, которое так и называется
" ДОБРЫЕ СЛОВА"
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу
Кузнецу, врачу, ткачу:
"С добрым утром!" - я кричу
"Добрый день!"- кричу я вслед
Всем идущим на обед.
"Добрый вечер!" - так встречаю
Вех домой идущих к чаю.
Если что-то натворил,
Чувствую свою вину,
"Извините, жаль, простите,
Не хотел я" - говорю.
Если я прощаюсь с кем-то,
Просто так не ухожу:
"Буду рад вас видеть снова,
До свидания" - говорю.
- Какие вежливые слова вы услышали в стихотворении? (ответы детей)
- Давайте рассмотрим картинки и обсудим, как приветствуют друг друга и как прощаются люди.
1. Что говорит мама сыну утром, что он ей отвечает?
2. Как могут поздороваться эти мальчики при встрече?
3. Что говорят дети воспитательнице, входя утром в группу? Как она им ответит? Почему?
- Все это приветственные слова и выражения, их употребляют люди, когда встречаются.
- Скажите, ребята, а можно поздороваться без слов? Представьте себе, что вы встретили человека, который не знает нашего языка. (Размышления, предположения, ответы детей)
- Давайте, встанем парами и попробуем по-разному поздороваться без слов. (Воспитатель и дети предлагают поздороваться за руку, помахать рукой, обняться, прикоснуться к плечу и т. д.)
- В прежние времена приветствие было целой церемонией. Мужчины кланялись дамам, дамы в ответ немного приседали и склоняли голову. Попробуйте изобразить старинный поклон, представьте себе, что мы на балу.
(Дети выполняют поклон, садятся на места).
- Есть еще и прощальные слова. Посмотрите на картинки.
1. Как прощаются ребята, уходя из детского сада домой?
2. Родители провожают дочь. Что они могут сказать друг другу при прощании?
3. Бабушка провожает маму с дочкой в город. Какие добрые слова они скажут друг другу? (Дети рассматривают картинки, предполагают, отвечают)
- А как можно попрощаться молча? (ответы детей)
- А теперь снова встаньте в пары, поиграем.
Физкультминутка.
Бежали мимо речки смешные человечки (пальчики "человечки" бегут по рукам друга)
Прыгали, скакали (постучать пальчиками по плечам друг друга)
Солнышко встречали (положить ладони на щеки друг друга)
Забрались на мостик (сложить мостик из рук)
И забили гвоздик (постучать кулачками)
Потом бултых в речку (наклониться и свободно помахать руками)
Где же человечки? (спрятать пальчики под мышки друг друга).
Немного передохнули, продолжаем разговор. Я думаю, вам не нужно объяснять, что для того, чтобы человека считали вежливым, нужно не только употреблять в речи вежливые слова и выражения, но и не совершать плохих поступков. Важно вовремя заметить, что кому-то нужна помощь, ваше внимание.
(На доске выставляются сюжетные картинки с изображением проблемной ситуации из серии "Что такое хорошо и что такое плохо")
- Что изображено на картине?
- Поможет ли мальчик девочке донести тяжелую сумку?
- Что он подумал, увидев девочку?
- Как решит поступить?
- Если решит помочь, что скажет, как к ней обратится?
- Если не поможет, как вы к его поступку отнесетесь? Почему?
- А как бы вы поступили в такой ситуации? (ответы детей)
- Давайте поиграем еще в одну игру. Для этого нужно поделиться на две команды, на столах лежат карточки, на которых изображены разнообразные поступки. Каждой команде нужно отобрать только хорошие поступки и повесить их на ветви чудо-деревьев, у каждой команды своё дерево. Хорошие поступки - это плоды деревьев и от вас зависит, какие плоды вы повесите на своё дерево. Команда, которая быстро и правильно справится с заданием, станет победителем и получит медали.
(Дети играют, обсуждают, какие картинки повесели на дерево и почему. Обеим командам вручают шоколадные медальки)
Рефлексия.
- Молодцы, ребята, время походит к концу, пора подводить итоги нашей беседы.
- Что такое этикет? (Правила поведения)
- Как еще можно назвать вежливые слова? (Добрые) Почему?
- Какие приветственные выражения вы запомнили? (Здравствуйте! Добрый день, вечер, утро! Привет! Рад вас видеть! Очень приятно)
- Какие прощальные слова запомнили? (До свидания! До встречи! Всего хорошего! Прощайте! Пока)
- В следующий раз, когда вам будет трудно пройти, как вы попросите уступить дорогу? (Разрешите пройти! Можно я пройду! Извините, вы не могли бы подвинуться)
- Ребята, я хочу узнать, понравилось ли вам сегодняшнее занятие. Посмотрите, в разных местах группы развешаны изображения мальчиков и девочек, но они без лица. Выберите себе изображение и нарисуйте на нём своё настроение: если хорошее - улыбку, если что-то не понравилось - грусть. (воспитатель показывает)
- Я на своём лице нарисую улыбку, т. к. вы мне очень понравились. (Дети под музыку рисуют выражения лиц, обсуждают нарисованное).