Дудаева Иана
Конспект развлечения к Дню осетинского языка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
осетинского языка в ДОУ
Воспитатель: Дудаева И. А.
Владикавказ 2021г.
Цели и задачи: - Углублять знания детей о родном языке, жизни и творчестве К. Л. Хетагурова.
- Прививать любовь к родному языку и родному краю.
- Развивать умение, эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи.
- Развивать творческие и мыслительные способности детей.
Публикация «Конспект развлечения к Дню осетинского языка в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Северная Осетия - Алания
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Воспитать патриотические качества личности ребенка.
Конспект развлечения на день осетинского языка для ДОУ
Воспитатель: - Добрый день, уважаемые гости, родители и наши маленькие лучики солнца- наши детишки. Сегодня у нас праздник. Ежегодно,15-мая, Осетия отмечает день осетинского языка. Ребята, скажите, а какие еще праздники вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, ребята. Какие вы молодцы. Сколько праздников назвали.
1899 году 15 вышел первый сборник К. Хетагурова «Осетинская лира». В этом сборнике было очень много стихотворений, как для малышей, так и для школьников. Ребята, давайте вспомним несколько стихотворений К. Хетагурова:
Киса
Киска, киск, кис!
Где ты, отзовись.
В тепой щубке ходит,
У огня лежит,
Сказки говорит,
Песенки заводит.
Петушок
Петушок, петушок!
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты громко поешь,
Детям спать не даешь?
Будь мужчиной
Скорей беги учиться,
Да сумку не забудь!
Не будешь ты лениться -
Найдешь свой верный путь
Учись, дружок, с охотой,
Чтоб мудрость всю познать,
И с радость работай,
Чтоб человеком стать!
Школьник
- Чей сын ты?
– Толая!
- Где был ты?
– С утра я
В школе всегда нахожусь.
А-бе-ве
Читал я,
Бе-ве-ге
Писал я:
Стать я ученым стремлюсь!
Шалун
Ястреб злой,
Улетай!
Волк, не вой,
Спать мне дай,
Не трогай чуть свет!
Сыч ночной,
Пропади!
Зайчик мой,
Не гляди -
Реву: хлеба нет!
Осень
Желтеют, темнеют
Трава и кусты,
На скатах щербатых
Туманы густы.
Мы хлеб наконец:
Колотят, молотят…
Стричь будут овец.
Садами, стадами
И хлебом полна,
О, как ты богата,
Родная страна.
Стихи по желанию детей.
Воспитатель: - Очень много хорошего и доброго оставили нам наши предки. Из уст в уста дошли к нам очень много интересных рассказов, сказок, колыбельных песен, игр.
Скажите ребята, а вы любите загадки? Тогда слушайте внимательно и отгадайте мои загадки:
1. Без топора, без молотка делает дом.
2. Днем светит, ночью прячется.
3. Не говорит, но учит.
4. Весной вырастают, осенью оподают.
Воспитатель: - Какие вы молодцы, ребята, все отгадали. А теперь давайте поиграем.
«Осетинские салки»
Цель: упражнять в прыжках в длину, воспитывать дружелюбие, способность радоваться успеху товарищей.
Правила игры: держаться рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его.
Ведущий выбирается с помощью считалки:
Завтра с неба прилетит
Тетерев кавказский.
Если веришь – стой и жди,
А не веришь, выходи.
Содержание игры: водящий преследует остальных играющих, и если коснется кого-то, тот начинает водить. Но новому водящему труднее: он должен бежать, держась рукой за ту часть тела, которой коснулся осаливший его, будь то рука, голова, плечо, поясница, колено или локоть, так он должен догнать и осалить кого- либо.
І вариант: роль ведущего выполняет воспитатель.
ІІ вариант: если играющих много, выбирают двух или трех ведущих.
Воспитатель: - А теперь мы послушаем наших детишек, которые подготовили стихотворения:
1-ребенок. «Дзур иронау»
Дзур м къона, дзур иронау,
Азт ат хдзысты бонау,
Хорз л г суыдзын к дд р,
Бахъ удз н-д еу д с р.
Базон кафын м зарын,
Зон д ад мы мбарын,
Ма у не гъд утт н знаг,
Зон д мад лон взаг.
2-ребенок. «Ирон д н з»
Ирон д н з, з дзурдзын н иронау.
Зынаргъ мын у м мад лон взаг.
М йдар хс в нын рухс уыдз нис бонау,-
Ирон взаг ирон ф рн й у дзаг.
Фыд лты фарн й хайджын д, Ирыстон!
Р вдауы н ныййар гау д з хх.
Хъ булау дыл м зарджыт ф фыстон,
Хъ даб йау д тыгъд быдырты цъ х.
3-ребенок. «Ме взаг»
Н ртон взаг – н х хты хуыз н рагон,
Ныййар г мадау, ды м н н зынаргъ.
Къостайы ф дз хст ма рох к нут абон,
хх ст к нут й б ллицт сымах!
4-ребенок. «Ирон взаг»
Ирон взаг,
Н х знаты х знад р,
видиг, лутонау й тых.
Н й мах н уым й
А з ххыл зынаргъд р.
нуст м у н м лг, хъ ддых.
5-ребенок. «Не взаг»
Не взаг - ирон л джы царды бындур.
Не взагим ныл ск сы н хур.
Не взаг н цард н у фидар г нах!
Не взаг – н къонайы судзг цырагъ.
Не взаг – х знадон, б ркадджын къ биц.
Не взаг – н ртон л джы рагон б ллиц.
Не взаг – Васойы хъуыдыты ц х р.
6-ребенок. «Осетия»
Пускай сияет вечно солнце
В горах Осетии моей,
Пускай беда обходит горца,
А горы радуют детей.
Пускай Осетия не знает
Ни войн, ни боли, ни тревог,
И каждый раз Бог вспоминает
Великий маленький народ.
7-ребенок. «Осетия моя»
Вершины гор и солнце золотое,
Шум звонких рек и старые дома…
Все самое любимое, родное
Живет в тебе, Осетия моя!
Мы дети гор, земля твоя нам свята,
Мы всем своим обычаям верны.
Ты красотою сказочной объята,
В Осетии сбываются мечты!
8-ребенок. «Уалдз г»
рцыд, нылл ууыл уалдз г,
рцыд, нылл ууыл май.
рцыд н уарзон уалдз г,
Нылл ууыд диссаг май.
Фыдуаг р ст г ф ф ст,
Фыдуаг зым г ф цы.
Н къуылдымт, н ф зт
Сф лдыстой с хи.
Р вдауы хур рттивг ;
Й рухс тын у ф лм н.
Ф йлауы уддз ф зилг
Н у г сыфт рты хс н.
Ныззарыд цъиу й зар г,
Фырцин й зары уый.
Т худиаг, н уалдз г!
Д у й хуызд р к м ис!
9-ребенок. «Мад лон взаг»
Сызгъ рин фест, м мад лон взаг,
Ирон взаг – ныййар г мадау адджын.
Ф л йын мах н х д г сист м знаг,
Ирон л г н ирон дзырд нал у кадджын.
Цы ныл рцыд? Скодтой нын к л н?
Ирон у вын куы нал х сс м н с рм.
Ирон взаг н н й у дд р м л н,
Н Иры х хт, райхъал ут н хъ рм!
10-ребенок. «Мад лон взаг»
Д у ф лм н уарзт й куы уарзын,
Дем хиным р ф зарын.
Д у м ныййар г мад хонын,
з д р вдыд ар х домын.
Ды куы цин каныс ма удыл.
У д з рд бын й ф худын.
Мин-мин азгай ма, т худы,
Ды цы р вдауай д хурты.
11-ребенок. «Ирон»
з д н нырма н хъом саби,
з цардм худг й к сын.
Ф л ирон д н, уый мбарын,
м м с р б рзонд х ссын.
з д н Ирыстон н й фид н,
Й сомбон араз г, й ныфс
Ирон тугдадзинты хсиды
Ды та д ныфс м н й х ссыс.
Ц м й куы бахъомылон райсом,
Д л м ма руадзон ма кад,
м ирон дзырд н й фарн н
К нон ц р нбонты л ггад.
з д н нырма н хъом саби,
Ды хист р, хоныс м, м хур,
м д ныфс м ныл к д дарыс,
У д м м ирон взагыл дзур!
Воспитатель: - Ребята, скажите, а кто для вас дороже всех?
Дети: - мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Воспитатель: - Правильно ребята, дороже всех для нас-мама. Так же мы должны дорожить своим родным языком, а этот язык для нас – осетинский. А какие пословицы вы знаете про маму?
1. Нет дороже мамы.
2. Материнское сердце все чувствует.
3. Пощечина мамы не болит.
Воспитатель: - Молодцы ребята. А теперь давайте споем на родном языке песню «Мой родной язык».
А сейчас ребята давайте поиграем.
«Джигиты соревнуются»
Цель: поддерживать интерес к физическим упражнениям, приучать действовать организованно, проявлять выдержку, воспитывать дружелюбие, способность радоваться успеху товарищей.
Правила игры:
действовать по сигналу «старшего», проигравшим считается тот, кто хоть раз выйдет за черту круга. Если из круга выйдут оба игрока, приз никому не присуждается.
Оборудование и атрибуты: гимнастические палки, мел.
ІІ вариант:
Разделить на две команды с помощью счета на первый и второй. Первые номера – одна команда, вторые номера – вторая команда или воспитатель раздает при пересчете опознавательные знаки.
Содержание игры: на игровой площадке чертятся 4-6 кругов по 3 метра диаметром. Все участники делятся на две равные команды и выстраиваются в шеренгу на противоположных сторонах площадки лицом одна к другой. В каждой команде выбирается «Старший». «Старшие» посылают по одному игроку в каждый круг. Пары, находящиеся в кругах, получают по гимнастической палке. Оба игрока держат палку в руках, прижимая один её конец локтем. По сигналу игроки, нажимая на палку, стараются вытолкнуть друг друга из края. Победитель получает приз. Затем в круги становятся новые пары. Команда победительница определяется по сумме полученных очков.
І вариант: разбить всех детей на пары, раздав палки и определить в круги.
ІІІ вариант: поделить на три команды
Воспитатель: - Мах дзурдзыст м к дд ридд р иронау.
Н ферох уыдз н мад лон взаг.
Ирон л г хъуам баззайа ирон й.
Ирон й с рм не рх сдз н гад.
Спасибо за внимание.