гюзель габбасова
Конспект индивидуальной работы по развитию звуковой культуры речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуальной работы
по развитию звуковой культуры речи
Отработка всех звуков родного языка предусматривает 4 вида работы, последовательно сменяющих друг друга:
Уточнение движений артикуляционного аппарата.
Публикация «Конспект индивидуальной работы по развитию звуковой культуры речи в средней группе» размещена в разделах
Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого звука.
Воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха.
Воспитание правильного произношения звука во фразовой речи и развитие фонематического слуха.
1-й вид работы. Звук Р.
Правильная артикуляция звука «Р» :
- губы открыты
- зубы разомкнуты
- кончик языка поднят к небу (альвеолам, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего по середине языка, кончик языка вибрирует у альвеол
- воздушная струя сильная
- звук «Р» произносится с голосом - звонкий
Цель. Добиваться четкого выполнения движений и правильного положения органов артикуляционного аппарата.
В средней группе проводиться 2-3 упражнения, которые повторяются несколько раз.
1.«Часики».
Содержание. Воспитатель показывает, как ходит стрелка часов по кругу, и предлагает сделать такие же круговые движения языком по внешней стороне верхних и нижних зубов.
Методические указания. Следить, чтобы движения языком ребенок делал плавно, непрерывно и чтобы язык плотно касался внешней стороны зубов. (Движения языком делают сначала по часовой стрелке, потом против.) Повторить упражнение 5 – 10 раз.
2. «Покатаемся на лошадке».
Содержание.
Воспитатель говорит : «Когда лошадки едут по дороге, они цокают копытами вот так»(щелкает кончиком языка)
Методические указания. Если у ребенка щелканье не получается, можно предложить ему присосать язык к небу, а затем быстро и широко открыть рот (получится необходимый звук). Затем ребенку можем сказать что лошадка устала и теперь цокает все медленнее и медленнее. Повторить упражнение 5 – 10 раз.
3. «Дятел – барабанщик»
Содержание.
Воспитатель говорит : «Дятел сидит на дереве и долбит его. Давай мы с тобой тоже постучим язычком как дятел».
Методические указания.
Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.
2-й вид работы. Звук Ж
Цель. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, правильное произношение изолированного звука Ж. Развитие речевого слуха, голоса, выработка длительного ротового выдоха.
«Угадай, кто жужжит».
Содержание. Воспитатель: «Дети пошли гулять в лес. На полянке было много цветов. Над ними летала и жужжала пчела (громко длительно произносит звук ж). Идут дети дальше, а в кустах сплел паук паутину. Попала туда муха, хочет выбраться, из сил выбивается и жужжит (тихо, менее длительно произносит звук ж). А теперь послушай и угадай, кто жужжит- пчела или муха»(произносит звук ж то громко и длительно, то тихо и недолго.)
А теперь давай поиграем, я буду пчелой, а ты мухой, попавшей в паутину. (При повторении меняемся ролями.)
Методические указания. Следить, что бы ребенок звонко и правильно произносил звук ж с соответствующей громкостью голоса.
3-й вид работы. Звук ш
Цель. Добиваться правильного произношения звука ш в словах, формировать умение произносить слова четко, достаточно громко, развивать фонематический слух.
«Что появилось?»
Содержание. Воспитатель ставит на стол игрушки, в названии которых есть звук ш (ша-рик, машинка, мышка). Ребенок называет их. Затем воспитатель накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую, в названии которой есть звук ш, например, кошка или шишка.
Открывая, он спрашивает, что новое появилось. Потом воспитатель предлагает ребенку самому подобрать слова, в которых имеется звук Ш.
Методические указания. Следить, что бы ребенок произносил слова четко, звук Ш –правильно. Если он назовет недостаточное количество слов, то воспитатель, показывая заранее подобранные картинки, предлагает детям назвать, что изображено на них (Шляпка, шарф, рубашка, ложка, чашка, вишня, мишка, окошко, лошадка, лягушка.) .
4-й вид работы.
Цель. Закрепить правильное произношение звуков, добиваться четкого произношения, выразительного и громкого произнесения слов и фраз.
Начальный этап:
1. «Большой и маленький»
2. «Далеко и близко»
- ребенок говорит то тихим голосом, то громким, а другие дети отгадывают, где он: далеко или близко.
Завершающий этап:
1. «Была тишина» :
Была тишина, тишина, тишина,
(тихий голос)
Вдруг грохотом грома сменилась она.
(громкий голос)
И вот уже дождик тихонько –
Ты слышишь? –
Закапал, закапал, закапал по крыше.
(тихий голос) .
2. «Домики».
Речь сочетается с движением:
У медведя дом большой,
(поднять руки вверх – говорить басом)
А у зайца маленький.
(присесть, руки опустить вниз – говорить высоким голосом)
Мишка наш пошёл домой,
(идти вперевалочку– говорить басом)
Поскакал и заинька.
(прыгать - говорить высоким голосом)
Методические указания.
Следить, что бы ребенок произносил фразы четко, меняя силу голоса взависимости от текста.