Елена Журавлева
Конспект «Разнообразие растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Журавлева Е. А.
Класс 3 А
Тема занятия Разнообразие растений.
Цель занятия: создать условия для усвоения детьми новой информации об основных группах растений; рассмотреть особенности каждой группы растений, их сходство и различие
Задачи занятия:
Образовательная:
формировать у обучающихся представление о разнообразии растительного мира;
умение различать группы растений по их существенным признакам.
Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
Публикация «Конспект „Разнообразие растений“» размещена в разделах
Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.
Коррекционная: учить слушать друг друга, слышать, правильно строить речевые высказывания, правильно строить предложения, расширять словарный запас обучающихся.
Основные понятия, термины Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, ботаника
Методы,
технологии обучения словесный, наглядный, практический.
личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.
Тип занятия открытия новых знаний
Оборудование презентация Power Point; фотографии представителей каждой группы растений : водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий;
карточки для групповой работы.
Планируемый результат
Предметный: Знать группы растений, научиться определять растения разных групп; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.
Метапредметный:
Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;
оценивать достижения на уроке; проговаривать предстоящую работу на занятии.
Познавательные УУД: моделировать связи организмов с окружающей средой, формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать предположения, уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.
Личностный: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1. Организацион-
ный этап.
Позвенел дружок звонок – начинается урок.
Я рада приветствовать всех присутствующих сегодня в нашем классе.
Ты слышишь? - Я слышу.
[Какой урок?]- Урок окружающий мир.
[Который урок?]- Второй урок.
[Что будем делать на уроке?]
Поздоровайтесь с гостями.
-Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать.
Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала. Положительный настрой на работу.
Воспринимают речь на слух.
Отвечают на вопросы.
Р. умение мобилизовать свои силы для работы
Л. принятие и освоение социальной роли обучающегося
2. Фонетическая зарядка. Какой дежурный звук?
СА-Са-Са Саша
СЕ-СЕ-СЕ Серёжа
ПОСАДИЛИ В САДУ
- Составьте предложение
Саша и Серёжа посадили в саду (картинка сирень) Проговаривают хором, и индивидуально, составляют предложение. Р. Владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия
3. Проверка домашнего задания. Предлагаю послушать рассказ о земляной жабе. Один ученик показывает презентацию, рассказывает. П. моделировать связи организмов с окружающей средой
К. слушать и понимать других
4. Актуализация знаний. Загадки о растениях.
- Как назовем отгадки одним словом? (растения)
- А как вы думаете, что такое растение?
- Какую пользу приносят растения?
Посмотрите на глобус, покажите, где море, земля?
- Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда Земли»?
- Как вы это понимаете?
– Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико : растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.
С глубокой древности человек, собирая, а затем, возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Отгадывают загадки.
Высказывания ребят.
Растение - Организм, обычно
развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание (в отличие от животных) из почвы и воздуха
выделяют кислород, очищают воздух от пыли и газов, дают прохладу, укрепляют землю.
Р. участвуют в коллективном обсуждении учебной проблемы
5. Самоопреде-ление к деятельности.
- Кто знает, как называется наука, изучающая растения? (Ботаника) (слайд)
Наука, изучающая царство растений, называется БОТАНИКОЙ (от греческого БОТАНЕ-«трава», «растение»).
Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп
Я вам тоже предлагаю сегодня побыть учёными.
- Мы станем учеными-ботаниками и ответим на вопрос:
- На какие группы делятся растения?
- Чтобы начать изучение растений нужно выполнить задание.
- И каких частей состоят большинство растений? (Слайд)
(Корень, стебель (ствол, листья, цветы, плоды с семенами.)
Отвечают на вопросы.
Целеполагание.
1. Познакомиться с разнообразием растений на Земле.
2. Совместное изучение свойств групп растений.
Называют части растений.
П. пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
К. слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
Р. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
6. Изучение нового.
Классификация растений.
1) Цветковые растения (слайд)
Посмотрите на слайд.
- Что общего у этих растений?
- Дайте название группе растений.
- Из каких частей состоят цветковые растения?
Корень – есть.
Стебель – есть
Листья – есть.
Есть цветы, из них образуются плоды с семенами.
- В чём главное отличие цветковых растений? (есть цветок и плод с семенами)
Почему они носят именно такое название?
Исследование яблока.
- Что это?
-Где растет?
Докажите, что это цветочное растение.
2) Хвойные растения. (Слайд)
- Назовите представителей этой группы.
- Из каких частей состоит это растения?
Корень – есть.
Стебель – есть (Одеревенелый).
Листья – есть (хвоя).
- Что такое хвоинки?
- Хвоинки – это игловидные листья.
- У хвойных нет цветов и плодов.
- Где созревают семена у хвойных растений?
- На месте плодов у них шишки, где созревают семена.
- Дайте название группе растений?
Рассмотрите веточки.
- От каких растений? (ель, сосна, лиственница)
- К какой группе относятся? Докажите. Отвечают на вопросы.
С помощью картинок, гербариев и собственного опыта дают характеристику цветковым растениям.
Рассматривают яблоко целое и в разрезе, делают вывод, что цветковые растения имеют цветы, плоды и семена.
Называют хвойные растения, рассматривают, делают выводы.
П. анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
К. осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Р. исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
7. Динамическая пауза.
Организация проведения физминутки.
Упражнения для снятия напряжения с мышц рук и туловища.
Физминутка «Ёлочка» Выполняют упражнения под музыку. Р. умение мобилизовать свои силы для работы.
Продолжение работы по теме. 3) Папоротники. (Слайд)
- Какое название предложите для этой группы?
- Как узнать папоротники? (По листьям.)
- Рассмотрим представителя папоротников.
- Из каких частей состоит это растение?
Корень – есть.
Стебель – есть.
Листья – есть.
У папоротников есть корень, стебель и красивые листья. Цветов и плодов у папоротника нет.
- Есть ли у нас в классе растение этой группы?
Мхи. (Слайд)
- Как назовём данную группу растений?
- Есть ли в нашем округе мхи? (на болоте)
- Где живут мхи? (Во влажных местах.)
- Рассмотрим представителя мхов.
- Из каких частей состоит это растение?
Корень – нет.
Стебель – есть.
Листья – есть.
Водоросли. (Слайд)
- Как назовём эту группу растений? (Водоросли.)
- Что вы знаете о водорослях?
Почему так называются? (разбор слова по составу выделяем корни, – водо-росли: живут в воде)
- Что их объединяет? (Живут в воде)
- Рассмотрим представителя водоросли.
Корень – нет.
Стебель – нет.
Листья – нет. (пластины)
Определите на вкус предложенный продукт (морская капуста)
- Чем полезна морская капуста? Рассматривают представителей папоротников, называют части растения.
Делают вывод о частях папоротника.
Рассматривают мох, соотносят с растительностью нашего округа.
Делают разбор слова по составу, вывод о том, что это сложное слово.
Определяют на вкус, предложенный продукт.
Называют полезные свойства морской капусты. П. проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
К. участвуют в обсуждении содержания материала
Р. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Осуществляют пошаговый контроль по результату
8. Обобщение знаний. Интерактивная игра.
1. «Назови группы растений».
2. «Отправь в свою группу»
- Как вы понимаете пословицу?
Растение – земли украшение.
Называют по картинкам группы растений.
Определяют группы растений.
Объясняют смысл пословицы.
П. ориентируются в своей системе знаний.
К. строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
9. Обсуждение итогов занятия. Рефлексия. - Какое впечатление от занятия? Какое настроение?
-Выбери нужный цветок.
- Что интересного узнали на занятии?
О растениях можно узнать в энциклопедиях.
- Какое любимое растение? Оценивают себя
К. умение выражать свои мысли вслух,
самооценка.
Л. осознают свои возможности в учении.