Татьяна Павлюхина
Конспект НОД в средней группе «Путешествие в царство комнатных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в царство комнатных растений»
Программное содержание:
1. Уточнить знания детей о том, что растение – живой организм и ему для удовлетворения потребности роста нужны свет, тепло, питание.
2. Познакомить с новым комнатным растением- геранью душистой (стебель сочный, зеленый, листья глубоко разрезные, покрыты мелкими волосками, издают приятный запах, растения лекарственное, им можно лечить ухо.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Путешествие в царство комнатных растений“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
3. Закрепить знания названий знакомых комнатных растений, об их особенностях внешнего строения (фикус, герань цветущая, колеус, фиалка, огонёк-бальзамин).
4. Учить сравнивать листья растений по следующим признакам:
• Окраске,
• Форме,
• Величине, характеру поверхности,
• Количеству.
5. Закрепить и дополнить знания детей о правилах ухода за растениями:
• Чистка ворсистых листьев душистой герани, фиалки сухой кисточкой.
• Протирание широких листьев влажной рукавичкой.
• Опрыскивание мелких листьев.
• Поливка в горшок и в поддон.
6. Продолжать учить определять состояние почвы на ощупь, знать, что сухая почва - твердая, рассыпчатая, светлая; мокрая – вязкая, темная.
1. Развивать речь, мышление.
2. Упражнять детей в употреблении
предлогов: под, над, за, напротив, между;
наречий: вверху, внизу, сзади, впереди.
3. Воспитание чувств эмоциональности, отзывчивости, бережного отношения к растениям.
4. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Активизация и обогащение словаря.
Растение, герань –душистая, герань - цветущая, бальзамин – огонёк, колеус, фикус, ворсистый, гладкий, удлиненный, мясистый, волнистый, разрезные, чистка, опрыскивание, поддон, рассыпчатая, вязкая.
Подготовка к НОД.
Ход НОД.
1. - Дети, посмотрите, сколько гостей к нам пришло, давайте с ними поздороваемся.
- Ой, кто-то ещё к нам стучится (влетает бабочка).
Бабочка: - Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Спасибо вам, что вы меня впустили. На улице холодно, а у вас тепло, так красиво! Я знаю загадку, но не знаю отгадку, вы мне помогите отгадать.
ЗАГАДКА:
«Без рук, без ног, но двигается,
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет» (растения)
Бабочка: - Какие вы молодцы! У вас так много растений! Все они такие красивые! А вы много о растениях знаете? Я тоже хочу узнать.
2. – Дети, давайте расскажем бабочке и нашим гостям о строении растения.
- Из каких частей состоит растение? (ствол, стебель, лист, цветок, корень).
- У какого растения самый высокий ствол? (у фикуса).
- А у колеуса ствол или стебель? (стебель).
- Их много или один? (много).
- А у фикуса стволов? (один).
- У какого растения ещё есть стебель? (колеус, огонёк, герань – цветущая).
- У фиалки тоже есть стебель, только он очень короткий.
- Листья у растений разные по форме, величине, окраске, поверхности? Или одинаковые?
- У какого растения самый большой лист?
- Какой он формы? (овальный).
- Какая поверхность листа у фикуса? (гладкая).
- У какого растения самый маленький лист? (у огонька).
- У какого растения круглые листья? (у фиалки, герани – цветущей).
-У какого растения самые разноцветные листья? (у колеуса). Кто и что расскажет о листе колеуса?
- Где листья с ворсистой поверхностью? (фиалка).
- Что еще есть у растений? (цветы).
- Как называются растения, которые цветут? (цветущие).
- Назовите цветущие растения? (фиалка, огонёк, герань – цветущая).
- Цветы у растений одинаковые или разные? (разные по окраске, форме, величине).
- Что ещё мы забыли? (корень).
- А где находиться корень? (в земле).
- У всех ли растений есть корень? (у всех).
Бабочка: - Ой, сколько вы много знаете, но вот я не пойму, как растения двигаются без ног?
Дети: - Двигается - это значит растет. С начало растение маленькое, а потом вырастает большое, как фикус
Бабочка: - А как оно дышит безо рта?
- Растение дышит при помощи листьев, через почву корнями.
Бабочка: - Как растение питается?
- Растение питается при помощи корня. Мы поливаем, а корень пьет водичку.
- Бабочка, ты теперь всё поняла?
Бабочка: - Да, теперь я хорошо знаю отгадку!
- Нужен ли растениям свет? (да, растениям нужен свет, растения тянутся к свету, поворачиваются, поэтому их надо поворачивать другой стороной к свету).
3. Внесение нового растения – душистая герань.
Мой листок на клён похож
Он зеленый и резной.
Я пахучая, полезна
Подружитесь вы со мной
На окошке не цвету
Заболеют у вас ушки
Я вас срочно полечу.
- Дети, это душистая герань. Стебель у герани – душистой сочный, зеленый. Листья глубоко разрезные, похожи на клиновые листочки.
- Какого цвета листья? (зеленые).
- Потрогайте листочки, они покрыты мелкими волосками (дети трогают).
- Листья ворсистые. (повторяют хором)
- А как приятно пахнет душистая герань! Понюхайте! (Даю детям понюхать). Вот поэтому её и назвали «Душистая герань». Это растение лечебное.
Листочками душистой герани можно лечить уши. Мы подружимся с этим растением.
- А есть ли у душистой герани цветы? (нет, душистая герань не цветет, мы будем любоваться её красивыми листьями и приятным запахом).
4. Игра «Цветы» (описательные загадки)
- Дети, у нас так много растений, многие вы знаете. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы будите называть растения.
Он на дерево похож.
Ствол высокий, так хорош,
Лист широкий у него,
Угадайте, кто же он?
(фикус)
Я резной весь расписной
Полюбуйся на меня.
Все зовут меня крапивкой,
Только не кусаюсь я
У меня другое имя
Отгадайте, кто же я?
(колеус)
Это низенький цветок
Лист округлый и мясистый
Край у листиков волнистый
Цветы мелкие такие
И как небо – голубые.
(фиалка)
У меня цветочков шапка
И цвету я круглый год.
Лист мой круглый, окаймленный
Ствол мой сочный и зеленый.
(герань – цветущая)
Хрустит за окошком морозный денек
Стоит на окошке цветок – огонёк
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и в правду зажглись огоньки.
(бальзамин)
5. Игра «Где бабочка?»
Бабочка: - Дети, я с вами хочу поиграть. Я буду летать, садиться, прятаться, а вы будите отвечать, куда я села, куда я спряталась.
- Над каким растением летает бабочка? (над фиалкой).
- На цветок какого растения села? (на цветок фиалки).
- Куда полетела бабочка? (она полетела вниз).
- Куда она спряталась? (за горшок).
- А теперь куда? (под лист фикуса).
- Вот она вспорхнула и полетела где? (вверху).
- Она полетела к какому растению? (к душистой герани).
- Между какими растениями села бабочка? (между огоньком и фиалкой).
- Где теперь бабочка? (впереди колеуса).
- Летала, летала и села на против кого?
- А потом где? (сзади Лены).
Бабочка:- Молодцы, дети, правильно вы отвечали.
- Бабочка, а наши дети тоже умеют играть. Посмотри!
Физкультурная пауза «Бабочки»
Наши дети все превращаются в бабочек. (Под стульчиком надевают шапочки бабочек).
- Сколько у нас бабочек? (много).
Все бабочки полетели, летают красиво, вдруг подул сильный ветер и бабочки полетели к самому высокому растению, чтобы укрыться от ветра. Как называется это растение? (фикус) Покажите какое оно высокое?
Ветер утих, бабочки расправили свои крылышки и опять полетели. Загремел гром, полил дождь, бабочки полетели к
пушистому растению, чтобы спрятаться под его листьями от дождя, к душистой герани (колеусу). Бабочки присели, им страшно, они крылышками закрылись.
Дождь прошел, и бабочки опять полетели к цветущим растениям, чтобы напиться нектара. Подлетели они к цветкам и стали своими тонкими хоботками пить нектар с цветков.
- С каких цветков пьют бабочки нектар? (с цветков фиалки, бальзамина, цветущей герани).
Напились и полетели бабочки в свои домики.
6. Рассматривание карточек «Помощники растений»
1. Почва
- Для чего нужна почва земле? (чтобы сажать растения в землю).
- А если не сажать растения в землю, растение будет расти? (нет, оно засохнет).
- Почему растение растет в земле, не вянет? (почва кормит растение).
2. Вода
- Для чего нужна вода? (поит растение, дает влагу).
3. Воздух
- Почему на этой карточки нет рисунка? Что мы вокруг себя не видим? (воздух).
- Для чего нужен воздух растениям? (чтобы они дышали).
4. Солнце
- Для чего нужно солнце? (оно дает тепло и свет).
- Какие помощники нужны растениям для их роста? (почва, вода, воздух, солнце).
- А кого мы забыли? (человека).
- Что делает человек? Какую помощь он оказывает растениям? (ухаживает за растениями: поливает, рыхлит, сажает, протирает листья, опрыскивает).
- сколько всего помощников? (пять).
Бабочка: - А почему на улице растения не растут, а в грунте растут, и листья не сбрасывают? (в грунте тепло и мы за ними ухаживаем).
7.Как дети ухаживают за растениями
- Давайте расскажем, как мы ухаживаем за растениями.
- Как узнать, какое растение нуждается в поливке, а какое нет? (сухая почва – твердая, рассыпчатая, светлая, а сырая – вязкая, тёмная).
- Все растения поливают в горшок? (нет).
- Какое растение поливают в поддон? (фиалку).
- Почему фиалку поливают в поддон? (чтобы вода не попала, чистые, красивые; чистые листья больше вдыхают воздуха).
- Какие растения нельзя мыть, опрыскивать? (ворсистые).
- вот я вам сейчас покажу, как у этих растений очищают пыль с листьев кисточкой (показываю).
8.Трудовые поручения
- А сейчас мы покажем бабочке, нашим гостям, как мы умеем трудиться.
- У меня на столе что лежит? (инвентарь для труда).
- Для чего нужны рукавички? Какими рукавичками протирают сухими или влажными?
- Для чего нужны фартуки? (чтобы не испачкать свою одежду).
- Чем опрыскивают растения? (водой).
- Из чего опрыскивают? (из пулевизатора).
- Какое растение надо поливать?
- Почему колеус поливать не надо?
- А фикус поливать надо? Почему?
Желающие дети протирают листья фикуса, опрыскивают бальзамин.
- Какие растения будите очищать кисточкой?
Двое детей очищают пыль кисточкой.
- Как хорошо вы потрудились. Посмотрите, какие растения стали чистые, красивые. Вам нравится? А тебе бабочка?
- Молодцы наши дети!
- Бабочка, а ты запомнила, что наши дети делали на занятии? (нет).
Бабочка: - Нет.
- Дети, давайте напомним нашим гостям, бабочке, что мы сегодня делали на занятии.
1. Без ног растение растет.
Питается безо рта.
И дышит, и водичку пьёт,
Нужны им солнце, воздух и вода.
2. У растения есть ствол,
Стебель есть и листья,
А ещё много цветов
И корней невидимо.
3. Мы как бабочки летали
Крыльями махали
Хоботками тонкими
Нектар собирали
4. Потрудились мы на славу
Так растения хороши
Заблестели, засверкали
Напоили от души.
Бабочка: - Потрудились вы прилежно
Всех за всё благодарю.
А теперь прощаться будем
«До свиданья» - говорю.
- Бабочка, на улице холодно, куда же ты полетишь? Ведь ты замерзнешь? Оставайся у нас здесь тепло, да и растений много. Наши дети добрые, они любят растения, животных, насекомых. Мы тебя не обидим.
- Оставим, дети, бабочку? (да).
-Тебе будет хорошо у нас.
Бабочка: - Спасибо, дети, я останусь у вас. Мне так понравились вы, все такие добрые, милые. Я буду с вами дружить.
- Вот и кончилось наше занятие, теперь дети прощаются с гостями.