МААМ-картинки

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой психического развития

Ольга Бородовская
Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие зрительного и слухового восприятия, наглядно-образного, наглядно-действенного мышления

Форма занятия : подгрупповое (3 чел)

Возрастная группа: старшая

Продолжительность занятия : 20 минут

Тема занятия : «Человек. Части тела»

Публикация «Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Место и роль занятия в изучаемой теме : коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного и слухового восприятия, наглядно-образного мышления; соответствует комплексно-тематическому планированию.

Тип занятия : познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое.

Цель: Создание психолого-педагогических условий для развития внимания и наглядно-образного мышления.

Задачи занятия :

- обучающие:

1. Систематизировать знания детей о частях тела и предметах ухода за ним.

2. Продолжать учить и называть части тела на себе, кукле, другом ребенке, выполнять различные инструкции.

- развивающие :

1. Развивать зрительное и слуховое восприятие в процессе игр.

2. Содействовать развитию речи, обогащению словарного запаса, памяти, мышления.

3. Обеспечить развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

- коррекционные:

1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, наглядно-образное мышление.

2. Развивать мелкую моторику.

- воспитательные:

1. Прививать любовь к чистоте тела.

2. Воспитывать любознательность.

3. Воспитывать желание прийти на помощь и выполнять задания сообща.

Планируемые результаты:

- усвоение данного материала;

- улучшение наглядно-образного мышления, слухового и зрительного внимания;

- активное взаимодействие со сверстниками и педагогом, участие в совместных играх.

Оборудование: плакат с изображением человека нариованного анвас и со спины, музыкальные инструменты: барабан, маракасы, колокольчик, металлофон, деревянные ложки, картинка с изображением куклы и разрезные картинки с нарисованной куклой, наглядные картинки для игры.

План занятия :

Вводный этап (организационный, сюрпризный момент, разворачивание сюжета, постановка цели занятия).

Здравствуйте, ладошки! Дети вытягивают руки вперед и поворачивают ладони вверх-вниз.

Хлоп, хлоп, хлоп! 3 хлопка в ладоши.

Здравствуйте, ножки! «Пружинка»

Топ, топ, топ! Топают ногами

Здравствуйте, щечки! Гладят ладонями щеки.

Плюх, плюх, плюх! Легко похлопывают по щекам (3 раза)

Круглые мешочки! Круговые движения кулачками по щекам (3 раза)

Плюх, плюх, плюх! Легко ударяют кулачками по щекам (3 раза)

Здравствуйте, губки! Покачивают головой вправо-влево.

Чмок, чмок, чмок! Чмокают губами (3 раза)

Здравствуйте, зубки! Покачивают головой вправо-влево.

Щелк, щелк, щелк! Щелкают Зубами (3 раза)

Здравствуй, мой носик! Поглаживают нос ладошкой

Пи, пи, пи! Нажимают указательным пальцем на кончик носа (3 раза)

Здравствуйте, гости! Протягивают руки вперед, развернув ладони вверх.

Всем привет! Приветственно машут рукой!

Глазки, глазки Дети прикасаются указательным пальцем к уголку одного глаза, потом другого.

Носик Нажимают пальцем на кончик носа

Щечка, щечка Прикасаются ладонью сначала к одной щеке, потом к другой.

Ротик, Проводят пальцем по губам

Ушко, ушко Потягивают пальцами за мочку одного уха, потом другого.

Лобик. Прикасаются ладонью ко лбу.

Ручки Вытягивают руки вперед

И животик, Поглаживают ладонями живот

Ножки Стучат ладонями по коленям

Голова - Проводят ладонями по волосам

Это – я! Прижимают ладони к груди.

Педагог: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей.)

Педагог: Правильно, мы будем говорить о человеке, какие части тела у нас есть.

Основной этап (последовательное решение всех поставленных задач).

Педагог: Скажите, чем мы с вами слышим?

Дети: Мы слышим ушами.

Педагог: Покажите на себе ушки, а теперь на плакате.

Правильно. Я сейчас буду издавать разные звуки, а вы будете их

отгадывать.

Игра"Что слышно?"

Педагог сначала показывает детям музыкальные инструменты (барабан, маракасы, деревянные ложки, металлофон,колокольчик, как они звучат, потом предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

Педагог: Какие молодцы, почти все инструменты отгадали.

Скажите, чем мы видим?

Дети: Глазами.

Педагог: Правильно, покажите глаза на себе, а теперь на плакате.

Хорошо, а теперь сложите картинку из частей, у вас должна получится вот

такое изображение куклы.

Игра «Сложи картинку из частей»

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением кукол. Предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет, путём прикладывания в соответствии с образцом. Далее усложняю задание: собирание картинки по памяти.

Педагог: Молодцы! А теперь давайте немного подвигаемся.

Физминутка «Как живешь?»

Как живешь? – Вот так!

А плывешь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ночью спишь? – Вот так!

Как идешь? – Вот так!

А бежишь? – Вот так!

Как берешь? – Вот так!

А даешь? – Вот так!

Как шалишь? – Вот так!

А грозишь? – Вот так!

Педагог: Замечательно! Ребята, посмотрите на плакат, я буду вам показывать части

тела, а вы будете называть их. (Ответы детей.)

Педагог: Правильно. А теперь поиграем.

Игра «Найди лишнее слово»

Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Дети определяют слово, которое является лишним.

– руки, ноги, крылья, тело;

– глаза, клюв, уши, рот;

– брови, лапы, нос, голова.

Детям со слабой слуховой памятью воспитатель предлагает картинки. Обязательно добиваться объяснения детей.

Заключительный этап (подведение итогов занятия (обобщение, оценка деятельности детей, создание благоприятного эмоционального фона, выход в другой вид деятельности).

Педагог: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились.

О ком мы сегодня говорили? (О человеке.)

Что делают руки? (Рисуют, лепят, работают.)

Что делают ноги? (Бегают, прыгают, ходят.)

Чем мы слышим? А видим? (Слышим ушами, видим глазами.)

Педагог: Молодцы! Вот вам сладкие конфетки. Я с вами прощаюсь до следующих

встреч, до свидания.

Дидактические игры для детей с ЗПР

Для коррекции слухового восприятия :

1. "Что слышно?"

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть использованы для игры : барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино можно в дальнейшем заменить на емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т. д.

2. "Угадай, кто позвал?"

Цель: научить различать сверстника по голосу, развитие направленности слухового восприятия и внимания.

Описание: Дети становятся в круг и выбирают водящего. Водящий становится в центре круга, воспитатель завязывает глаза водящему. Водящей крутится вокруг себя несколько раз. Воспитатель, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из детей. Ребенок произносит имя водящего, который должен угадать, кто из играющих назвал его имя. Если водящий отгадал, он открывает глаза и меняется местами с ребенком, который назвал его имя. Если водящий ошибся, то игра продолжается. Имя водящего называет тот же ребенок или другой по указанию воспитателя.

Для коррекции зрительного восприятия :

1. Игра «Угадай животных»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.

Оборудование: 2 набора картинок: 1). Предметные картинки, на которых изображены животные (дикие и домашние); 2). Картинки с изображением теней животных (диких и домашних).

Описание: 1. Взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и назвать их.

2. Взрослый просит ребенка подобрать картинку, на которой изображена тень животного, к предметной картинке, на которой изображено само животное.

3. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и отгадать, какого животного тень изображена на ней, без опоры на предметные картинки.

2. Игра «Сложи картинку из частей»

Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук.

Оборудование: Разрезные картинки из нескольких частей и образец для сравнения.

Описание: Перед ребенком на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомых предметов или героев из сказок. Предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет, путём прикладывания в соответствии с образцом. Далее усложняю задание: собирание картинки по памяти.

Для коррекции тактильного восприятия :

1. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: совершенствование тактильного восприятия, мыслительной способности.

Оборудование: разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т. д.).

Описание: Предложите ребенку поиграть: «Смотри, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе взрослого (на ощупь).

2. Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимание чувства другого через прикосновение.

Описание: Дети сидят напротив друг друга с закрытыми глазами на расстоянии вытянутой руки.

«Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь узнать своего соседа. Опустите руки.

Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши рукимирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

3. Игра «Телесные фигуры»

Цель: игра для развития тактильного восприятия.

Описание: На ладони или на спине ребенка взрослый рисует геометрические фигуры, ребенок угадывает, что нарисовал взрослый, затем взрослый и ребенок меняются местами.

Для коррекции произвольного внимания :

1. Игра «Слушай звуки!»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание: Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками: низкий звук - становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу, высокий звук - становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук). «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу (плакучей ивы» (показ с комментариями). Давайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны! Начинаем играть».

2. Игра «Лото»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание: Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу, изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.

3. Игра «Воспроизведение геометрических фигур»

Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Описание: Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

«Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце»

Для коррекции мнестической деятельности:

1. Игра «Я положил в мешок …»

Цель: коррекция мнестической деятельности.

Описание: Педагог начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т. д.

2.«Игра с палочками»

Цель: коррекция мнестической деятельности.

Описание: Разложить на столе палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т. п.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.

Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Для коррекции наглядно-действенного мышления:

1. Игра «Покорми Мишку» :

Описание: Дети догадываются, что для кормления нужна ложка, он достает ее из буфета и дает ребенку.

Затем педагог говорит, что мишка просит пить. Предлагает детям кувшин с водой и спрашивает детей : «Куда налить воду?» При затруднении просит детей достать чашку из буфета и напоить мишку. После выполнения игровых действий педагог фиксирует в слове способ действия: «Кормить надо ложкой; поить надо из чашки».

2. Игра «Достань игрушку» :

Описание: Заводная игрушка в прозрачном пакете висит высоко. Ребенок должен достать ее. использовав в качестве вспомогательного средства банкетку. Педагог предлагает достать заводную игрушку и поиграть с ней. В случае затруднения педагог помогает ребенку проанализировать ситуацию: «Ты можешь достать рукой игрушку? Почему? Ты маленький, а игрушка высоко. Давай поищем, на что можно встать. чтобы достать игрушку. Вот, давай возьмем эту банкетку, ты на нее встанешь и попробуешь достать». После того, как ребенок достанет игрушку, педагог помогает завести ее ключиком. Ребенок заводит игрушку несколько раз, они вместе радуются. Затем педагог уточняет действия: Если игрушка находится высоко, надо искать, на что можно встать, чтобы стать выше и достать игрушку».

Для коррекции наглядно-образного мышления:

1. «Найди лишнее слово»

Описание: Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите детям определить слово, которое является лишним.

- СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

- ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

Детям со слабой слуховой памятью воспитатель предлагает картинки. Обязательно добиваться объяснения детей.

2. «Говори наоборот»

Описание: Предложите детям игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только

наоборот.

- ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ

- БЫСТРЫЙ-МЕДЛЕННЫЙ ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

3. «Назови одним словом»

Описание: Детям предлагается назвать одним словом ряды конкретных понятий.  Например, стол, стул, диван, кровать (мебель, волк, лиса, медведь, кабан (дикие животные, вилка, тарелка, чашка, кастрюля (посуда) и т. д.

3. «Светофор»

Описание: Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.

Для коррекции словесно-логического мышления:

1. «Чем похожи и чем отличаются?»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Описание: Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами (мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница).

2. «Разложи карточки»

Цель: развитие логического мышления.

Описание: Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок. Сначала дети должны расположить предложенные картинки в правильной последовательности, а затем составить по ним рассказ.

3. «Нелепицы»

Цель: развитие речи, внимания, мышления.

Описание: Педагог предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей»Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Физическое и психическое развитие человека неразрывно.

Мастер-класс «Тренажер — Птичка» для выработки направленного, длительного ротового выдоха у дошкольников 4–7 лет»Мастер-класс «Тренажер — Птичка» для выработки направленного, длительного ротового выдоха у дошкольников 4–7 лет» Такой тренажер станет отличным помощником в развитии речи детей и дополнит ваши речевые центры в группах детского сада. Он не требует специальной.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР) Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной.

Игровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детейИгровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детей В современном обществе необходимы всесторонне развитые физически и духовно граждане. Это всегда накладывает определенную ответственность.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 23 ноября 2023 в 18:59
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бородовская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД