Наумова Марина Викторовна
Конспект проведения образовательной деятельности «Русские народные забавы» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Бестяхская СОШ им И. И. Козлова»
Конспект
проведения образовательной деятельности
по образовательной области «физическое развитие»
на тему «Русские народные забавы»
для детей (среднего и старшего дошкольного возраста)
Составила и провела
Воспитатель: Наумова Марина Викторовна
Публикация «Конспект проведения образовательной деятельности „Русские народные забавы“ для детей среднего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Село Бестях, 2022г
Цель: знакомить детей с русскими народными традициями через подвижные игры.
Задачи:
-образовательная :
Учить правильно произносить слова, обучать русским народным потешкам, считалкам.
-развивающая:
Развивать быстроту реакции, ловкость. Так же развивать фантазию и воображение.
-воспитывающая:
Воспитывать интерес к культуре русского народа. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре
Методы и приемы
Практические:
Совместные игры воспитателей и детей.
Наглядные методы:
Рассматривание русских народных костюмов, проговаривание и объяснение отдельных элементов русской народной одежды.
Словесные:
Объяснение правил подвижных игр.
Игровые:
Подвижные игры с детьми.
Оборудование и материалы:
Русские народные костюмы
Оборудование для подвижных игр
Музыкальное оборудование
Используемые технологии
Здоровьесберегающая, игровая.
Ход ОД:
Дети и воспитатель строятся в шеренгу на физкультурной площадке на улице. Фоном звучит русская народная музыка. К детям выходят взрослые в русских народных костюмах.
Девица (кланяется) : Здрав буди, дитятки!
Дед (кланяется воспитателю) : Здрав буди и ты, красна девица!
Воспитатель: здравствуйте гости дорогие! Мы очень вам рады! Расскажите, как зовут вас и откуда вы прибыли?
Девица: родители меня назвали Марфа, друзья называют Марфушенька-душенька.
Дед: а я называюсь Кузьма Ильич, прихожусь Марфушеньке дедушкой.
Воспитатель: Какие у вас имена интересные, вы, наверное, издалека?
Дед: Имена наши древнеславянские, а сами мы отсюда, из России, но из времени другого, много лет тому назад, когда Россия называлась Русь-матушка!
Девица: но и тогда на Руси-матушке очень любили игры разные, забавы да потешки. Давайте поиграем?
Жмурки.
Выбираются жмурка и два бубенца. Они внутри хоровода. Жмурке повязывают повязку на глаза, бубенцам дают в руки бубны.
Дед раскручивает жмурку. Дети хором говорят:
Трынцы-брынцы бубенцы,
Позолочены концы,
Кто в бубенчики играет,
Того Жмурка не поймает!
После чего Жмурка ловит Бубенцов.
Остальные держат круг и дают жмурке подсказки. Как только Жмурка поймал бубенца, игроки заменяются.
Игра проводится 3- 4 раза.
Воспитатель: Какая игра веселая! Нам очень понравилось играть. А еще интересно узнать, почему у вас имена такие интересные?
Девица: Имя Марфа означает порядок.
Дед: А имя Кузьма означает хозяин.
Воспитатель: А мое имя, Ирина, что оно означает?
Девица: твое имя означает «Мир, покой». У каждого имени есть значение.
Приводят несколько примеров.
Дед: застоялись мы что-то, внученька, пора в игры поиграть, да не простые, а русские народные.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Воспитатель: А одежда на вас тоже очень интересная. Сейчас уже никто такую не носит.
Девица: и зря, одежда наша очень удобная, из льна тканая. На мне сейчас сарафан нарядный, вышивкой украшенный, да рубаха с вышивкой, да кокошник с лентами. Очень красиво!
Дед: А на мне сорочка шелковая, шнурком подпоясанная, да штаны широкие, да лапти, да картуз. Очень удобно!
Девица: еще украшения разные, бусы да колечки. А я знаю игру русскую народную, так и называется она «колечко». Сейчас я считалкой выберу водящего.
Катилось яблоко,
Мимо сада,
Мимо сада,
Мимо града,
Кто поднимет,
Тот и выйдет!
Все дети садятся в рядок или полукругом. Водящий складывает ладошки вместе и в «лодочку» из ладоней помещает колечко. Остальные дети складывают руки точно так же. Водящий обходит всех участников игры, делая вид, что каждому кладет в руки колечко. Одному он действительно должен положить колечко, но сделать это, не привлекая внимания. Тот, кто получит колечко, не должен себя выдать. Когда водящий закончит обход, отходит в сторону и говорит «колечко, колечко, выйди на крылечко!». Тот, кому досталось колечко, быстро выбегает к водящему. Остальные должны угадать, у кого колечко и задержать его. Если обладатель колечка успел добежать до ведущего, то теперь водит он. А если не удалось, возвращает колечко ведущему.
Игра проводится 2-3 раза.
Дед: я еще одну игру знаю народную, называется «Волк во рву», сейчас я считалкой выберу ведущего.
Вдоль по речке, по Десне
Едет парень на бревне,
Видит парень: в глубине
Старый дуб лежит на дне,
Парень тут же прыгнул в воду;
Сунул руку под колоду,
Под колодою – нора…
Выходить тебе пора!
Подвижная игра «Волк во рву»
На площадке чертятся или выкладываются канатами две длинные параллельные линии, это ров, в нем стоит волк. Дети собираются у одного края рва, им нужно перепрыгнуть на другую сторону, волк ловит детей, проигравшим считается так же тот, кто не перепрыгнул ров.
После 2-3 прыжков волк меняется.
Девица: На Руси сильных людей называли Богатырями. Давайте проверим, остались ли богатыри на Руси-матушке.
Считалкой выбираются два мальчика. На площадке чертится линия, мальчики встают каждый на своей стороне. Девица дает им гимнастическую палку. Мальчики берут палку с разных концов и по команде начинают перетягивать ее, каждый на свою сторону. Побеждает тот, кто смог перетянуть на свою сторону противника.
Дед: а хотите все проверить свою силушку богатырскую?
Игра «перетягивание каната».
Дед: Эх, не перевелись еще богатыри на земле Русской!
Девица: потешились, теперь и отдохнуть пришло время и поплясать! А ну ка музыка громче, сейчас ручеек потечет, да не простой, а танцевальный!
Дети в парах встают друг за другом, сцепляют руки, поднимают вверх. Выбирается водящий.
Водящий идет в коридор с одного конца, двигается в другой, по дороге выбирая себе пару, расцепляя стоящую пару. Новая пара встает в конце ручейка, а освободившийся игрок становится водящим, идет в начало ручейка, заходит в коридор и выбирает себе пару, и так далее.
Дед: Ох, и наигрался я, и наплясался, пора и честь знать! Пойдем ка, милая моя внучка Марфушенька, домой, отдохнем маленько и чаю попьем из самовара.
Девица: пора нам, дети, в путь-дороженьку, а вы здравы будьте да в игры русские народные играйте, не забывайте.
Дети прощаются с персонажами. Общее фото.
Методическая литература:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы» Москва 2016 год.
2. Интернет ресурсы.