Елена Широкова
НОД для старшего дошкольного возраста «Русские народные костюмы и украшения — всему миру на удивление»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД для старшего дошкольного возраста
(в рамках долгосрочной проектной деятельности)
«Русские народные костюмы и украшения – всему миру на удивление»
Составитель: Широкова Е. Г., воспитатель ДОУ «Детского сада №329», г. Екатеринбург, Свердловская область.
Цели:
1. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Знакомство с русским народным костюмом.
Публикация «НОД для старшего дошкольного возраста „Русские народные костюмы и украшения — всему миру на удивление“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Задачи:
1. Закрепить знания о традиционных русских народных женских и мужских костюмах, развивать интерес к ним;
2. Расширить представления о русских народных головных уборах и особенностях украшения венца, о значении пояса в жизни русских людей. Дополнить знания по этой теме с учетом национально-регионального компонента;
3. Упражнять в составлении описательных рассказов по игрушкам-куклам и предметным картинкам. Обогащать словарь детей новыми словами и выражениями;
4. Воспитывать эстетический вкус и творческие способности, дружеские взаимоотношения между детьми.
Форма организации детей: подгруппами.
Предварительная работа (в рамках проектной деятельности):
1. Чтение русских народных сказок «Царевна-лягушка», «Василиса прекрасная», рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»;
2. Рассматривание:
- образцов ткани (лён, хлопок, шёлк, шерсть);
- кукол в русских национальных костюмах;
- альбомов «История одежды», «Что носили раньше»;
3. Знакомство с репродукциями картин художника В. Васнецова «Алёнушка», «Снегурочка», «Иван-царевич и серый волк»;
4. Дидактические игры «Сложи узор», «Сравни старинную и современную русскую одежду»;
5. Беседа «Праздничная и будничная крестьянская одежда» и просмотр соответствующей презентации;
6. Продуктивная деятельность:
- декоративное рисование «Красное – прекрасное» (растительный орнамент на полосе);
- аппликация «Украсим поясок (мальчики) и венец (девочки)»;
- нанизывание бисера, бус и монисто на нитки;
7. Составление интерактивной игры «Что лишнее?» и презентации «Пояс
верный, друг сердечный».
Оборудование: русский народный костюм для педагога, куклы в русских традиционных мужских и женских костюмах, наборы картинок по теме НОД, 5 платков, лапти, тесьма цветная и по 2 бубенчика на каждого мальчика, лебединый пух, нитки бус и бисера, монисто, портянка, трёхрядный поясок для демонстрации, венцы для девочек и пояски для мальчиков, атласные ленты длиной по 1 метру разного цвета на каждого ребенка; аудиозаписи русских народных песен и мелодий.
Ожидаемый результат: развитие у детей интереса к предметам русского (в частности уральского) народного костюма и украшений, а также желания их использовать в игровой и театрализованной деятельности;
Ход НОД:
Под русскую народную музыку педагог в русском народном костюме:
- День вам добрый, ребята! Да и доброму гостю всегда на Руси была особая честь! Всех милости прошу к нашему шалашу. Давайте сядем рядком, да поговорим ладком. Какие вы сегодня нарядные да ладные пришли в детский сад! А в какой костюм я принарядилась? (женский русский народный)
- На Руси в старину простые люди носили особенные костюмы. Расскажите, пожалуйста, в чем раньше ходили девушки и женщины?
Составление детьми коротких описательных рассказов по куклам в национальных костюмах и картинкам с использованием слов «рубаха», «сарафан», «понёва», «фартук», «передник», «полусапожки», «лапти», «повязки», «венцы» (2 - 3 ребенка).
- Головной убор всегда показывал возраст женщины. Можно ли было раньше женщинам ходить с непокрытой головой? Почему?
- Какие головные уборы в старину носили взрослые женщины? (кокошники, кички, платки, шали). (Дети называют и показывают эти предметы женских национальных головных уборов на картинках)
- Головные уборы всегда подчеркивали прелесть русских женщин – красавиц.
Ребенок (подготовленный заранее):
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка. (Н. А. Некрасов)
- У нас на Урале простые девушки тоже носили венцы (венчики, веночки) да повязки с лентами, а взрослые женщины ходили в платках да в разноцветных шалях. И завязывали их по-разному.
Игра «Завяжи платок»
Задача: развивать мелкую моторику рук посредством различных способов завязывания платков.
- А какой народный костюм носили в старину мужчины?
Составление детьми коротких описательных рассказов по куклам в национальных костюмах и картинкам с использованием слов «рубаха – косоворотка», «порты», «сапоги», «лапти», картуз», «колпак».
- Какой предмет народного мужского костюма называли «онучи» и одевали под лапти? (кусок плотной холщевой ткани, который наматывали на ноги)
- Эту часть русского национального костюма носили солдаты и офицеры нашей армии даже в конце 20 – начале 21 века и называлась она «портянки». Портянки появились в русской армии еще при царе Петр 1. (Показ портянки)
- Много вы знаете о старинных русских нарядах. Наверное, ещё и смекалистые?
Интерактивная игра «Что лишнее?"
Задача: развивать логическое мышление и сообразительность, упражнять в группировке старинных и современных предметов одежды, головных уборов и обуви.
- бейсболка, панама, кокошник, берет;
- лапти, кроссовки, валенки;
- шорты, порты, джинсы, брюки;
- понёва, футболка, блузка.
Просмотр презентации «Пояс верный, друг сердечный».
- А зачем русский человек носил пояс (поясок? (носил как украшение; подпоясывал для удобства широкую рубаху; к нему привязывали ложку, нож, гребень и специальную сумочку – мешочек, т. к. карманов раньше не шили). Все пояса подвязывали только с левой стороны. По русским поверьям ходить без пояса было неприлично.
- На селе пояса плели и ткали крестьянки из льняной и шерстяной пряжи для себя и своей семьи. А в городе их изготовляли мастера – ремесленники на продажу. Широкие пояса назывались «кушаком» и часто их привозили из других стран.
- А ещё это был оберег. Как считали наши предки, пояс оберегал своего хозяина от злых сил, хранил его здоровье, помогал ему в любой работе, способствовал ударе и благополучию. Поэтому пояса на Руси старались никому не давать. (Повтор нового слова «оберёг» хором и индивидуально)
- На Урале, как и по всей Руси, пояса делали из кожи, вязали из шерсти, шили из ткани и плели из ниток. Часто Уральцы носили плетёные трёхрядные пояски, похожие на косички. Давайте и мы попробуем сплести из атласных лент такой поясок.
Народная игра «Поясок»
Задача: развивать навыки в плетении трёхрядной косицы; психологическая разгрузка; повышение двигательной активности.
Ребятишек пояском я обвяжу,
Злые силы и беду я отведу.
Не болейте, дорогие, никогда,
Будьте счастливы, здоровы вы всегда!
- Самые красивые пояса наши предки берегли, носили только по праздникам, хранили в старинных сундуках и передавали по наследству от стариков к внукам. А чтобы пояса были красивыми, их украшали. Как? (вышивали узоры нитками и бисером)
- Иногда молодым парням и мальчикам подвязывали к пояскам маленькие весёлые бубенчики (показ, а молоденьким девушкам к головным уборам пришивал жемчуг или нитки бус, которые часто свисали у них вдоль щёк.
- Вспомните, пожалуйста, как раньше в народных песнях, приговорках и сказках называли красну-девицу? (павушка, лебедушка, утушка луговая). С кем её сравнивали? (с птицей) Поэтому часто головные девичьи уборы украшались ещё лебединым или гусиным пухом (показ).
- На Руси говорили: «Кто много трудится – у того всё сбудется! Чтобы сбылись ваши мечты и желания, сядем у окошка и потрудимся немножко: украсим лебединым пухом веночки да бубенчиками поясочки. «У всякого дела – свои пределы», - гласит другая русская пословица. Не будем торопиться, чтобы работа получилась качественная, всем на радость.
Практическая часть.
Дети заканчивают украшение своих поделок, сделанных ранее.
- А чем ещё любили украшать себя русские женщины и девушки? (серьгами, бусами, кольцами, перстнями, браслетами, крестиками) А ещё они носили на шее монисто (показ).
- Впереди народные праздники - Рождество, Пасха, Троица и другие, а значит, как и в старину, будем наряжаться «добрым людям на загляденье и всему миру на удивление».
- У русских издавна «делу – время, а потехе – час». Пришла и нам пора порезвиться, поиграть и повеселиться. Одевайтесь да наряжайтесь скорее.
(Дети надевают венцы, пояски, нитки из бус и бисера, монисто, рубахи – косоворотки, сарафаны и т. д.)
Народная игра «Захарка».
Задача: Закрепить названия предметов русского народного костюма; психологическая разгрузка.
Шёл Захарка по тропе и нёс лапти на спине.
Лапти, лапти, лапоточки и для сына, и для дочки.
(Дети стоят по кругу. В центре – Захарка-ведущий. Все дети идут по кругу, взявшись за руки, а Захарка - противоходом в другую сторону. Около кого остановится, тот выходит в центр круга и танцует под русскую народную мелодию. Затем танцующий становится ведущим)
- Вот и подошла к концу наша встреча. Как говорят в народе: «Конец – делу венец». Спасибо вам, дорогие ребята, за знания да уважение, а всем гостям за долгое терпение.
Последующая работа в рамках проектной деятельности:
1. Беседы: «Старинная зимняя русская народная одежда», «В чём раньше ходили на Руси дети?» (с учетом национально-регионального компонента);
2. НОД «Чудо Павловских платков», «Наша русская матрешка»;
3. Декоративное рисование по мотивам росписи Павловских платков;
4. Аппликация «Матрешка»;
5. Вышивка салфетки;
6. Просмотр презентаций «История женских украшений», «Наша русская матрешка».