Лысенко Екатерина Юрьевна
Конспект природоведческого занятия в старшей группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
«Весна»
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…» В. А. Сухомлинский
Цель: закрепить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать у детей понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.
Задачи:
Публикация «Конспект природоведческого занятия в старшей группе „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: формирование представлений о живой и неживой природе весной, учить детей устанавливать причинно-следственные связи между неживой и живой природой; на основе проведения наблюдений выяснить особенности раннецветущих растений Брянской области.
Развивающие: развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования; развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи
Воспитательные: воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.
Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Оборудование: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.
Место проведения экскурсии: биоценоз леса.
Время проведения: конец апреля – май.
Подготовка воспитателя к экскурсии:
1. Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной (чтобы показать особенности пробуждения природы разных биоценозов).
2. Провести беседу об охране природы.
3. Познакомить детей с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).
4. Организовать посадку деревьев и кустарников, принесенных из леса.
Подготовка детей к экскурсии:
1. Побеседовать с детьми о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
2. Поручить детям подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май, выучить стихотворения о природе весной. [/i]
Ход экскурсии:
Ознакомление детей с правилами поведения в лесу
Воспитатель: Ребята, мы отправляемся на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
• Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
• Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
• Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
• Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
• В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли.
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь.
Введение в тему экскурсии (создание эмоционального настроя).
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.
А. Фет
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши)
- Какие признаки весны назвал автор в своем стихотворении? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной цветут ландыши).
Воспитатель: Сегодня на экскурсии мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны. По дороге воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе. Напоминает, что нужно беречь каждый кустик, каждое дерево.
Остановка 1 Секреты неживой природы.
Воспитатель: Послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Воспитатель: Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее, теплее).
- Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
Воспитатель: Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).
- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).
Воспитатель:
Хочу пригласить вас сегодня в лес,
В добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес.
Если внимательны будете дети
Тайны чудесные откроете эти.
Воспитатель:Послушайте стихи нашего поэта-земляка А. К. Толстого
Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
Воспитатель: Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
-Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
Остановка 2. Мир первоцветов.
Воспитатель:
Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? ( Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).
Воспитатель:
Еще кое-где лежит снег, вы тепло одеты: в куртках, шапках, сапогах, а в нашем лесу уже выросли цветы. Тонкие, хрупкие, как в сказке «Двенадцать месяцев». Разве это не чудо? Не ожившая сказка? Эти цветы поднялись из снега навстречу жизни.
- Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
Подснежник это цветок который растёт ранней весной. Он пробирается сквозь слой снега из-за этого его так и прозвали. Его лепестки белого цвета, сам от маленький и едва заметен. Растёт подснежник обычно в лесу.
- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).
Найдите в лесу уже знакомые вам первоцветы. Назовите эти растения.
«Ключ цветок», «небесные ключи» так называют первоцвет. Желтыми весенними цветами весна отпирает двери теплу и солнцу.
Воспитатель: После схода снега прошло лишь несколько недель, а уже цветет маленькое хрупкое чудо-ветреница лютиковая. У нее желтые, яркие цветы, напоминающие цветы лютика. Когда ветреница цветет. Лесные деревья и кустарники начинают распускаться. Хитрая же эта ветреница. Стоит небу нахмуриться, как цветки закрываются –будто бы их не было.
Но как солнышко приласкает землю своими лучами, цветы оживают, опять начинают качать головками легкому весеннему ветерку. Полюбуйтесь, какие красивые наши ветреницы, но букетики сорванных цветов очень быстро вянут в руках.
Один мудрый человек сказал: «Я сорвал цветок, и он увял. Я поймал бабочку - она умерла. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно лишь сердцем»
Вот и я предлагаю вам прикоснуться к красоте еще одного первоцвета.
Кто знает этот цветок? (медуница)
Это растение заметишь сразу. У него разноцветные цветки: розовые, фиолетовые, синие.
Поэтому шмели его быстро и находят. На одном и том же стебельке некоторые цветки темно-розовые. Другие - васильково-синие. Если присмотреться внимательно, то нетрудно заметить, что розовую окраску имеют бутоны и более молодые цветки, а синюю – более старые.
Холодно еще по ночам и вечерам, но медуница не боится низкой температуры.
Потрогайте ее листочки, они немного шероховаты листья покрыты маленькими волосками, словно растение надело шерстяное платье. А между волосками воздух, он-то и защищает медуницу от холода. Зажужжали друзья-насекомые, крылышками замахали и полетели к цветку.
Когда зацветает медуница, шмели из своих норок выбираются. Медуница получила свое название, потому что в цветках ее содержится много нектара.
Воспитатель:
Дети, найдите еще цветущие растения, обратите внимание на окраску цветков. Давайте пойдем и рассмотрим еще одно весеннее чудо-это хохлатка.
Она цветет ранней весной, раньше, чем ветреница. Снег еще не сошел до конца. А мы уже видим ее невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотными соцветиями из сиреневых цветков. Хохлатка - растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Цветки ее нежно пахнут и богаты нектаром. Отцветает хохлатка очень быстро - через несколько дней. Семена хохлатки распространяются муравьями. Под землей у нее остается сочный живой клубенек. Здесь хранится запас питательных веществ, необходимых для быстрого развития побега на следующую весну.
- Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)
- Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).
Остановка 3 Ребятам о зверятах
Воспитатель:Мы идем дальше. А еще кого мы можем встретить в лесу? (заяц, лиса, белка, медведь, лось, волк)
-А кто из этих животных живет в нашем лесу?
Воспитатель: Лесные звери не любят показываться на глаза человеку, тем более, весной, когда у них рождаются детеныши.
-Кто из животных меняет цвет весной? (заяц-беляк)
- Кто просыпается от зимней спячки? Как вы думаете, чем они, прежде всего, начинают заниматься весной?
Воспитатель: Ежи и медведи разрывают пни в поисках личинок жука, разрывают муравейник и съедают самих муравьев, их яйца и куколки. Медведь выживает из дупла лесных пчел. Достает оттуда мед, есть траву, корешки, перезимовавшую клюкву. Но этой пищи медведю мало, поэтому весной он нападает на кабанов, лосей пасущиеся стада животных. Опасен весной медведь и для человека, особенно медведица с новорожденными медвежатами. Лиса весной охотится на мышей, полевок и зайцев, а так же разоряет гнезда птиц-уток, гусей, тетеревов, глухарей и поедает яйца или птенцов.
Воспитатель:Что вы знаете о жизни весной других зверей? (рассказы детей)
Игры:
1. Игра «Что мы видим» - назвать одним словом, что видят вокруг. (небо, солнце, деревья).
Говорить нужно быстро, не повторять слова, сказанные другими.
2. Игра «Что какое?»
Дети по очереди называют предмет и его свойства: небо -голубое, тропинка- длинная, камешек- шершавый, земля -теплая и т. д.
3. Подвижная игра «Перелет птиц».
Остановка 4. Зеленый десант.
Воспитатель:
Когда любуешься природой. То становится на душе светло и радостно. Хочется всему миру пожелать этой радости: солнцу, земле, всему живому.
Дети, давайте вспомним правила поведения в природе. Оглянитесь: может быть, вы увидите вред, который причинили люди, не видящие красоту мира и постарайтесь исправить это. (дети собирают мусор в пакеты. Беседуют о том, что бы сохранить природу).
Природа наш дом, в котором мы живем.
И в нем шумят леса. Текут и плещут реки.
Под сводом голубым, под светом золотым.
Хотим мы в этом доме жить вовеки.
На память об экскурсии дети собирают сухие веточки, красивые камешки, листья и цветочки для гербария. Свои чувства, любовь к природе дети выражают в рисунках и поделках из природного материала.
Подведение итогов экскурсии:
- Понравилась ли вам экскурсия?
-Что новое вы сегодня узнали?
- Как нужно относиться к растениям и животным и почему?
-Зачем нужен лес?