Зоя Виталиевна Разумная
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за льдом»
▼ Скачать +Заказ
Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за льдом"
Цель: продолжить знакомство с природным явлением льдом.
Задачи:
формировать представление о состоянии воды в окружающей среде;
формировать представления о переходе воды из жидкого состояния в твердое состояние,
о свойствах и признаках льда (холодный, твердый, скользкий, прозрачный, хрупкий,
Публикация «Конспект познавательной прогулки „Наблюдение за льдом“» размещена в разделах
- Зимние прогулки и наблюдения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
расширять знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое состояние.
.
Развивающие:
развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Предварительная работа: беседы о воде, ее роли в жизни человека, наблюдение за водой во время прогулок.
Воспитатель: дети, мы сегодня пойдем в одно интересное место и увидим красоту, которую создала вода и мороз.
Отгадайте загадки и вы узнаете, о чем пойдет сегодня разговор.
Он холодный, голубой,
появляется зимой.
Усмиряет бег он вод,
называется он (лед)
Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься (лёд)
Воспитатель и дети приходят к водонапорной башне и рассматривают красоту, которую создала природа.
Воспитатель: кто знает, кто создал такую красоту? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, дети, из башни лилась вода, под действием мороза вода превратилась в лед.
Воспитатель: дети, лед - это вода в твердом состоянии. Снежинки состоят из мелких кристалликов льда. Узоры на стекле в зимнее время – это кристаллы льда, образованные замерзшим водяным паром.
Воспитатель: этот лед создала природа. А как вы думаете, мы с вами в домашних условиях можем получить лед? (ответы детей)
Воспитатель: необходимо взять какую-нибудь емкость, наполнить водой, поставить на время в морозильную камеру, и получится лед.
Воспитатель: потрогайте, какой лед на ощупь? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, ребята, лед холодный и скользкий на ощупь.
Воспитатель: люди ранее использовали это свойство льда, тем самым знали о том, защищали крепости на возвышениях рвами с водой.
В холодное время года поливали стены водой, и по скользкой ледяной стене захватчики не могли пробраться внутрь.
Воспитатель: при температуре ниже 0° вода на поверхности почвы замерзает, превращаясь в гололед. Гололед - это опасное явление природы, можно поскользнуться, упасть и получить травму. Чтобы избежать травм, нужно не торопиться, выходить из дому заранее, при ходьбе наступать на всю подошву. Особенно осторожно нужно переходить проезжую часть дороги, так как на скользкой дороге водителю сложно быстро затормозить.
Воспитатель: когда вы наступаете на кусочки льда, что с ними происходит? (ответы детей)
Воспитатель: Лед обладает еще одним свойством - хрупкостью. Если стукнуть по куску льда, он расколется на множество льдинок
Воспитатель: какими еще свойствами обладает лед? (ответы детей)
Воспитатель: чем лед похож на стекло (ответы детей)
Воспитатель: лед, как и стекло, бесцветен и прозрачен.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает».
Воспитатель: если вы будете согласны со мной, то хлопайте в ладоши, если нет, то топайте ногами.
(воспитатель называет: падает снег, летают бабочки, бегут ручейки, наряжают ёлку, лепят снеговика, рисуют мелом на асфальте; катаются на коньках, катаются с горки и др.).
Воспитатель: где еще можно встретить лед? (ответы детей)
Воспитатель: как человек использует лед? (ответы детей)
На реке блестит стекло,
очень тонкое оно,
солнца лучик припечет,
ручейком стекло стечет. (Лед)
Воспитатель: замерзшую поверхность водоема люди используют для перемещений на транспорте или пешком, потому что лед, в отличие от воды, способен выдерживать на своей поверхности достаточно большой вес.
Для занятий спортом и развлечений заливают катки - большие ровные пространства льда.
Во время катания на коньках лед, соприкасающийся с лезвиями, тает, превращаясь в воду. Если бы не было этого тонкого слоя воды, кататься по льду было бы так же трудно, как по полу. Вода уменьшает трение между льдом и коньком и облегчает скольжение.
Воспитатель: может быть кто-то из вас наблюдал, как по реке весной плывут куски льда. Лед не тонет в воде, а плавает на поверхности воды.
Рыбкам жить зимой дает
Застилает речку (лед).
Если бы лед тонул, на поверхности водоемов в течение холодного времени года образовывались бы новые и новые слои льда на месте затонувших и водоем промерзал бы до самого дна.
В результате водные животные и растения оказались бы скованы льдом, им грозила бы неминуемая гибель.
К счастью, в природе этого не происходит, потому что лед не тонет в воде.
Лед плохо проводит тепло. В водоеме он защищает воду под ним от дальнейшего охлаждения.
Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз».
Дети стоят парами лицом друг к другу, стучат ладошками и говорят:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки.
Искрятся и звенят:
Динь! Динь! Динь!
На слова воспитателя «ветер» дети разбегаются. На слово «мороз» - строят льдинки.
Подвижная игра "Дед Мороз".
Цель: прививать умение выполнять характерные движения.
Я Мороз Красный Нос,
Бородою зарос.
Я ищу в лесу зверей.
Выходите поскорей!
Выходите, зайчики!
Заморожу! Заморожу!
Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.
Воспитатель пытается поймать ребят.
Игра повторяется. Каждый раз Дед Мороз приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек и др.).