Зоя Виталиевна Разумная
Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за березами осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за березами осенью"
Цель: формировать знания об отличительных особенностях березы, учить видеть красоту природы.
Задачи:
Образовательные: познакомить со строением березы,
изучить форму и цвет листьев березы, среду, где растет,
Публикация «Формирование экологических знаний, Конспект познавательной прогулки „Наблюдение за березами осенью“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Береза. Наблюдения на прогулке
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
учить отличать березу от других деревьев, рассказать о том, какую пользу береза приносит людям,
устанавливать причинно - следственные связи, пополнять словарный запас детей,
учить детей слушать, понимать и запоминать художественное слово.
Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, воображение.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Предварительная работа: показ иллюстраций с изображением березы, чтение стихотворений, сказок, разгадывание загадок.
Ход наблюдения:
Воспитатель: ребята, мы сегодня пойдем в гости к любимому и очень красивому дереву. Я прочитаю загадки, а вы внимательно послушайте и скажите, что это за дерево?
Вы меня узнаете по простой примете-
Нет дерева белей на свете. (ответы детей)
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Ты узнаешь. (березку)
Воспитатель: кто знает, как ласково называют березу? (белоствольная красавица)
Воспитатель: правильно, береза - белоствольная красавица в зелёном платочке, с нежными серёжками.
Воспитатель: ребята, обратите внимание, какие березки красивые, стройные. Давайте посмотрим на них и полюбуемся их красотой.
Послушайте стихотворение Т. А. Шорыгиной «Береза»:
Березка белый
Сарафан надела,
Кудри завила,
Косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица-душа!
Воспитатель: на Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты.
Послушайте стихотворение А. Прокофьева
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Воспитатель: какие еще деревья растут у нас на участке? (ответы детей)
Воспитатель: скажите, по какому характерному признаку можно отличить березу от остальных деревьев? (кора у березы белая с черными черточками)
Воспитатель: правильно, дети, природа наделила это дерево белой корой с черными полосками, ажурной кроной. Белая кора березы называется береста. У молоденьких берез она гладкая. Потрогайте ее рукой. Через эти черные точки и полоски береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев.
Воспитатель: какие листья у берез? (с зазубринами по краям, похожи на сердечки)
Воспитатель: какое сейчас время года? (осень)
Воспитатель: какие изменения происходят в жизни растений осенью? (деревья сбрасывают листья)
Воспитатель: внимательно посмотрите на березы. Какие изменения произошли с ними. (у берез начинают желтеть листья)
Воспитатель: осенью листочки на березе начинают желтеть, это происходит потому, что солнышко уже меньше светит, ночи становятся длиннее. Света растения получают меньше и хлорофилл (вещество, которое отвечает за зеленый цвет листьев, разрушается.
Листопад - это процесс, сбрасывания листвы растениями. Все полезные вещества из листьев переходят в дерево, так как они готовятся к зиме. Черешок теперь слабо держится за ветку и когда дует ветер, он легко отрывается.
Человек помогает деревьям готовиться к зиме, обрезает старые сухие ветки и красит стволы специальной краской от солнечных ожогов зимой.
Воспитатель: существует народная примета: если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки, то весна будет ранняя, если начнут желтеть снизу быть поздней весне.
Динамическая пауза "Подул осенний ветерок".
Воспитатель: Подул осенний ветерок. (дети держат перед собой листья деревьев,
делают вдох носом и медленно и плавно дуют на них)
Воспитатель: Полетели осенние листочки.
Мы осенние листочки,
Мы летаем (дети бегают)
Мы кружимся (кружатся)
И на землю плавно мы ложимся (присаживаются, кладут листья на пол)
Воспитатель: кто из вас знает, что означает слово «береза»? (ответы детей)
Воспитатель: слово «береза» означает «Белый». Дерево назвали так по цвету коры. Береза красивое дерево в любое время года.
Послушайте стихотворение «Березка» И. Семеновой.
Это модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой -зимой,
Вся в сережках - весной,
Сарафан зеленый -летом,
В день осенний -в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Воспитатель: потрогайте, погладьте крону березки. Полюбуйтесь, в какой красивый белый сарафан с черными кармашками наряжается русская красавица.
Воспитатель: дети, давайте встанем под дерево и посмотрите вверх. Что вы видите? (много веток)
Воспитатель: как вы думаете, на что похожи веточки березы? (ответы детей)
Воспитатель: веточки березки похожи на косички. Они длинные, тонкие, как кудри.
Воспитатель: ребята, обратите внимание, что березки выстроились в ряд, как добрые подружки.
Они растут рядом и в плохую, ветреную погоду помогают друг другу. Когда им грустно, Березки шелестят листочками, «разговаривают» и веселят друг друга.
Воспитатель: Берёзу любят не только за красоту, она приносит людям огромную пользу.
Березовые поленья используют для отопления печей в домах. Из веточек березы делают веники, чтобы париться в бане и быть здоровым. Листья сушат для чая, который укрепляет здоровье.
Целительными являются сок и березовые почки.
А кто из вас пробовал березовый сок? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, дети, березовый сок очень вкусный и полезный, но собирать его надо правильно, чтобы не погубить дерево.
Кору берёзы называют береста. Береста - материал прочный: не промокает, не гниёт, поэтому изготавливают из неё различные изделия.
Люди пользуются изделиями из бересты и древесины березы, делают мебель, игрушки, украшения и многое другое.
Рефлексия:
Что произошло с листочками березы?
Чем березка отличается от других деревьев?
Какую пользу приносит людям береза?
Подвижная игра «Сделай фигуру».
Цель: учить действовать по сигналу, развивать воображение.
Ходьба в колонне по одному (или врассыпную) по сигналу воспитателя:
На слова воспитателя: «Стоп» - дети останавливаются и выполняют какую-либо «фигуру».
Отмечаются «фигуры», выполненные четко, быстро и интересно.
Подвижная игра «Великаны и карлики»
Цель: развивать умение действовать по сигналу.
Трудовая деятельность.
Уборка мусора с участка.
Цель: воспитание трудолюбия.
Индивидуальная работа.
Упражнения с мячом: ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.
Цель: развитие внимания, совершенствование координации движений.
Благодарю всех, кто заглянул на мою страничку!
Всего вам самого доброго!