Мария Смирнова
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познанию : «Комнатные растения».
Воспитатели: Смирнова М. А., Анфимова Е. И.
Цели:
1. Расширить знания детей о комнатных растениях.
2. Воспитать бережное отношение к природе.
Задачи:
Публикация «Конспект познавательного занятия в подготовительной группе „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Познакомить с несколькими видами комнатных растений.
2. Совершенствовать навыки по уходу за растениями.
3. Научить называть растение и его основные части.
4. Развивать навыки исследовательской деятельности.
Ход занятия:
Ребята, отгадайте загадку:
Из нарядной яркой чашки,
Угощаются букашки. (Цветок).
-Правильно – это цветок.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о цветах, но не просто обо всех, а о комнатных растениях. Посмотрите, пожалуйста, как много в нашей группе комнатных растений, какие они все красивые.
Хрустит за окошком морозный денек,
Стоит на окошке цветок Огонек.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду зажглись огоньки.
Его поливаю, его берегу,
Его подарить никому не могу
Е. Благинина
-А как вы думаете, для чего нужны комнатные растения? (Для красоты)
- Комнатные растения радуют глаз, украшают дизайн интерьера, но еще и очищают воздух в квартире. Они выполняют свою главную функцию: дарят радость людям, помогают им быть здоровее, а значит лучше трудиться и большего достичь. И люди, и животный мир в отсутствии растений долго жить не способны. Комнатные растения нужны в каждой квартире не только для уюта. В воздухе закрытых помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества: их выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, да и воздух, попадающий с улицы, далеко не всегда бывает чистым и безопасным. Со всеми этими проблемами могут справиться комнатные растения.
-Ребята, каждое растение имеет свое название, многие вы знаете. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать (Воспитатель демонстрирует либо цветок, либо репродукцию комнатного растения).
Круглый шарик
Словно ёжик,
Но без мордочки и ножек.
На моём растёт окне,
Очень нравится он мне. (Кактус).
Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим. (Кактус)
Куст оконный и балконный,
Лист – пушистый и душистый,
А цветы в окне – словно шапка в огне. (Герань).
Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки.
Ты пораньше утром встань,
И полей свою … (Герань).
Среди листьев – огоньки,
Ваньки мокрого цветки.
Так назвал его народ –
Много он водички пьёт.
А как правильно назвать,
Постарайся сам сказать! (Бальзамин).
На окне зимой и летом
Вечно зелен и красив.
Ярко-красным цветом
Горит нежно. (Бальзамин).
Из листка на удивленье
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок, не жалко,
Будет новая…. (фиалка).
У меня растёт лиана
В кадке около дивана.
Листья у неё резные –
В них окошечки сквозные. (Монстера)
Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их всех удержать.
Вот так и висят те пучки-малолетки,
На нитях – зелёные растения-детки. (Хлорофитум)
В нашей комнате растёт,
Никогда он не цветёт.
Листья у него, как перья,
А в народе есть поверье –
Где в лесу он зацветёт,
Человек там клад найдёт. (Нефролепис, папоротник).
На целый век украсит дом,
И всех излечит в доме том.
Цветок тот неказист на вид,
Но как целитель знаменит. (Алоэ).
Вырос кустик пышный,
На окне не лишний,
Листья незаметные,
А плоды запретные. (Аспарагус).
-Ребята, скажите, пожалуйста, растения живые или не живые? (Живые)
-Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос, что нужно растениям для жизни? (свет, тепло, вода, воздух).
То, что растениям нужны свет, тепло, вода и воздух дети с воспитателем выяснили опытным путем на предыдущих занятиях.
Занимательные опыты:
Опыт «С водой и без воды»
Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материал: Два одинаковых растения (бальзамин, вода
Ход: Взрослый предлагает выяснить, могут ли растения жить без воды, что будет, если одно растение поливать, а другое нет. Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Дети делают вывод, что растение без воды жить не может.
Опыт «На свету и в темноте»
Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материал: черенок комнатного растения в горшочке, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Ход: Взрослый предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Зарисовывают результаты опыта через семь-десять дней (цветок под колпаком стал светлым, бледным). Убирают колпак. Через семь-десять дней вновь зарисовывают результат (цветок на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание)
Опыт «Может ли растение дышать»
Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
Материал: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
Ход: Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Физкультминутка:
На окне в горшочках Дети сидят на корточках лицом в круг
Поднялись цветочки. Встают и тянутся на носочках, подняв руки вверх
К солнцу потянулись, Ладони в стороны
Солнцу улыбнулись. Повороты, руки на поясе
К солнышку листочки Разводят руки в стороны ладонями вверх
Повернут цветочки, Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе
Развернут бутоны, Соединяют ладошки над головой
В солнышке утонут. Раскрывают ладошки-бутоны
-Итак, растения живые и чтобы они всегда оставались здоровыми, мы должны правильно ухаживать за ними. Сейчас мы с вами будем ухаживать за Кливией.
Орудия труда: лейка, мягкая влажная тряпочка, палочка для рыхления почвы.
Воспитатель вызывает 3-х детей.
1-й ребенок поливает растение. Вода должна быть отстоявшейся, комнатной температуры. Летом поливают цветы вечером, зимой – утром.
2-й ребенок рыхлит землю. Рыхлит палочкой поверхность земли, чтобы к корням поступал воздух и вода. Рыхлит осторожно, чтобы не повредить корни.
3-й ребенок протирает листья растения от пыли влажной, мягкой тряпочкой.
-Я думаю, что наша Кливия осталась довольна вашей заботой. Молодцы.
-Ребята, скажите мне, пожалуйста, из каких частей состоит комнатное растение?
Воспитатель демонстрирует схему растения.
-А теперь мы с вами поиграем в игру: «Отгадай, что за растение»
Задача. Описать предмет и узнать его по описанию.
Ход. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать и описать одно из комнатных растений группы так, чтобы все дети смогли узнать, что это за растение. Необходима последовательность описания. (Играем несколько раз).
-Ребята, теперь вы знаете, что комнатным растениям нужен постоянный и индивидуальный уход. Эти зеленые питомцы отблагодарят вас чистым воздухом, красивыми цветами и листвой, если вы будете за ними тщательно ухаживать.