марина филимонова
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Лексическая тема «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ СОШ № 1056
Дошкольное отделение №3
(Сходненская 48)
Группа №5
По развитию речи
В подготовительной к школе группе
Лексическая тема «Комнатные растения».
Воспитатель: Филимонова Марина Валерьевна
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе, Лексическая тема „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Лексическая тема : «Комнатные растения».
Образовательные задачи: Активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах) Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование навыков чтения. Совершенствование синтаксического строя речи (сложно подчиненные предложения со словами потому что). Автоматизация правильного произношения и дифференциации сонорных звуков.
Развивающие задачи : Развитие связной речи, речевого слуха (подбор слов с заданным звуком, фонематических представлений, зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Развитие (определение места звука в слове). Координации речи с движением.
Воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности, бережного отношения к живой природе.
Оборудование: призентация с изображением комнатных растений, Резиновый мяч, картинки с наложенными контурными изображениями комнатных растений, карточки со слогами, контейнер с магнитами для звукового анализа, контейнер с искусственными листочками, моносхема, карточка с изографом, ребус.
Предварительная работа: Беседа об уходе за комнатными растениями, о способах размножения комнатных растений. Разучивание стихов, загадок о комнатных растений. Составление плана сравнительного рассказа – описания о комнатных растениях.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Создание эмоционального фона занятия. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: Предлагаю детям пройти в музыкальный зал где на столе стоят комнатные растения, Сообщаю что с сегодняшнего дня на занятиях мы будем с вами говорить о комнатных растениях, об уходе за ними, о том, как их можно размножать. Предлагаю детям посмотреть на растения, знакомы ли они вам?
Дети называют и показывают некоторые растения.
Прочитайте стихи которые мы выучили. Следите за произношением звуков (р, (л, (р*, (л*). Старайтесь говорить правильно и красиво.
1-й ребенок: Ну что же мне делать? Я очень колючий…
И с возрастом точно не сделаюсь лучше.
Иголки мои растут день ото дня.
Никто – никогда! – не полюбит меня
Я даже цвести попытался однажды,
Да только и это заметил не каждый –
Иголок боятся моих как огня.
Никто – никогда! Не обнимет меня…
Один только еж с непричесанной гривой
Тогда проворчал мне какой ты красивый!
Я тоже колюч, но цвести не могу.
И тронул колючкой меня на бегу! Погладил.
2-й ребенок: Мороз на стеклах кружева рисует,
На улице метель и снегопад,
А на окне вовсю весна бушует,
И расцветает здесь волшебный сад.
Вот фикус, словно дерево большое,
А здесь фиалки, красный бальзамин,
Герань и традесканция, алоэ,
Толстянки две и кактус, но один.
3-й ребенок: За окнами шумит и воет вьюга,
А в комнате уютно и тепло.
Зима и лето смотрят друг на друга
Через двойное тонкое стекло.
Воспитатель: Отлично! Мне очень понравилось как вы читали стихи.
2. Игра с мячом «Как размножаются комнатные растения?»
Воспитатель: Теперь давайте вспомним как размножаются комнатные растения, Глоксиния размножается.
1-й ребенок: Листьями
Воспитатель: Герань размножается.
2 - й ребенок: Черенками.
Воспитатель: Амариллис размножается.
3 – й ребенок: Луковицами.
Воспитатель: Фиалка размножается.
4-й ребенок: Листьями.
Воспитатель: Традесканция размножается.
5-й ребенок: Черенками.
Воспитатель: Бальзамин размножается.
6-й ребенок: Черенками.
Воспитатель: Кактус размножается.
7-й ребенок: Черенками.
Воспитатель: Фикус размножается.
8-й ребенок: Черенками.
Воспитатель: Молодцы!
Убираю мяч.
3. Упражнение «Картинка – загадка».
Помещаю на доску картинку с налаженными изображениями комнатных растений. Предлагаю детям сесть удобно и внимательно рассмотреть картинку.
Воспитатель: Рассмотрите картинку – загадку. Какие растения вы видите. Вызываю четыре ребенка к доске, дети называют и показывают их.
1-й ребенок: Я вижу фикус.
2-й ребенок: А я увидела кактус
3-й ребенок: Я вижу розан.
4-й ребенок: А я вижу алое.
Воспитатель: Отлично. Вы справились с этим заданием!
4. Упражнение составь и прочитай слова.
Помещаю на доску карточки со слогами: фи, кус, как, тус, ро, зан, а, ло, э.
Воспитатель: Составьте из слогов и прочитайте название растений, которые вы увидели на картинке – загадке.
Дети составляют и читают слова. Затем предлагаю детям выполнить звуковой анализ слов, выложить звуковую схему слов, которые они составили.
5. Физкультминутка
(Координация речи с движением).
Предлагаю детям пройти на ковер. Дети выполняют знакомое упражнение.
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
6. Игра «Четвертый лишний».
Воспитатель: А теперь знакомая вам игра «Четвертый лишний». Я называю вам четыре растения, а вы определяете лишнее и объясняете почему оно лишнее. Будьте внимательны. Старайтесь говорить правильно и красиво. Бальзамин, аспарагус, крапива, колеус. Что лишнее?
1-й ребенок: Лишняя крапива, потому что это сорняк, а бальзамин, аспарагус и колеус – комнатные растения.
Воспитатель: Крокус, подснежник, фикус, медуница. Что лишнее?
2-й ребенок: Лишний фикус, потому что это комнатное растение, а крокус, подснежник и медуница – первые весенние цветы.
Воспитатель: Мать - и – мачеха, сансиверия, гибискус, амариллис. Что лишнее?
3-й ребенок: Мать – и –мачеха, потому что это лекарственное растение. А сансиверия, гибискус, амариллис – комнатные растения.
Воспитатель: Василек, кливия, клевер, ирис. Что лишнее?
4-й ребенок: Лишнее кливия, потому что это комнатное растение, а василек, клевер и ирис - это полевые цветы.
Воспитатель: Кактус, традесканция, мак, драцена. Что лишнее?
5-й ребенок: Лишний мак, потому что это полевой цветок. А Кактус, традесканция, драцена – это комнатные растения.
Воспитатель: Ромашка, бальзамин, мелиса, мята. Что лишнее?
6-й ребенок: Лишний бальзамин – это комнатное растение, а ромашка, мелиса, мята – лекартственные растения.
7. Упражнение «рассмотри и расскажи». Составление сравнительного рассказа – описания о двух комнатных растениях.
Обращаю внимание детей на картинки с комнатными растениями. Вызываю несколько детей к доске для составления рассказа.
Воспитатель: рассмотрите растения, изображенные на картинках. Составьте сравнительный рассказ о них по плану, известному вам. В этом вам поможет моносхема. Старайтесь говорить правильно и красиво.
1-й ребенок: это комнатные растения герань и амариллис. У герани тонкие стебли и округлые листья, а у амариллиса длинные широкие листья. У герани некрупные розовые цветы собраны в пышные шапки, а у амариллиса крупные оранжевые или красные цветы – колокольчики растут на высокой стрелки. У герани простые корни, а у амариллиса луковица.
Воспитатель: Рассмотрите следующие два растения, также составьте сравнительный рассказ о них по плану, известному вам.
2- й ребенок: это комнатные растения фикус и кливия : У фикуса сильные ветви, листья сердцевидные, продолговато – овальные, темно – зеленые блестящие листья, а у кливии длинные ремнеобразные темно зеленые листья. У фикуса цветки невзрачные, соцветия похожи на округлый пустой плод, внутри которого мелкие цветки, а кливии крупные ярко – ораньжевые цветки собраны в соцветие на прямой прочной стрелки. У фикуса простые корни, а у кливии луковица.
Воспитатель: Отлично. Вы справились с заданием!
8. Игра – соревнование «У кого больше?»
Воспитатель: Давайте проведем соревнование. Посмотрим кто больше соберет листочков. Вы будете вспоминать названия комнатных растений с определенными звуками. За каждое слово я буду давать по листочку. Вспомните название комнатных растений, которые начинаются со звука (к).
Дети: Колеус, камнеломка, кливия, кактус.
Воспитатель: Вспомните комнатные растения со звуком (л*).
Дети: Амариллис, кливия, бальзамин, пальма, лиана.
Воспитатель: А теперь перечислите комнатные растения со звуком (с) в названиях.
Дети: Колеус, гибискус, аспарагус, фикус, кактус, амариллис.
Воспитатель: Теперь давайте посчитаем листочки и определим победителя.
Аплодируем победителю.
9. Чтение изогрофа и ребуса.
Помещаю на доску карточку с изографом, затем с ребусом.
Воспитатель: Прочитайте изограф. Какое название комнатного растения здесь спрятано? (кактус). Один из детей выкладывает из букв на доске слово кактус. Затем помещаю на доску ребус, предлагаю детям разгадать ребус.
Дети: Это герань.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: От имени крокодила Гена остается только первый слог, а от слова баран остается второй слог. получается геран. Добавим Ь и получим слово герань.
Один из детей выкладывает на доске слово герань.
Воспитатель: Отлично. Вы справились с заданием!
Молодцы!
В заключении занятия предлагаю детям загадать друг другу загадки о комнатных растениях.
1-й ребенок: Куст – оконный
И балконный,
Лист пушистый
И душистый
А цветы в окне –
Словно шапка в огне.
Дети: Это герань. У нее опушенные пушистые листья и красные цветы.
2 - й ребенок: Лист горбочком,
С желобочком,
Шипы имеет,
А ранить не умеет,
Зато лечит нас
В любой день и час.
Дети: Это алоэ, или столетник. У него листья с горбочком и колючками. Это лекарственное растение.
3 – й ребенок: Он колючий, словно ёж,
На зеленый мяч похож.
Как верблюд – не ест, не пьёт –
Ждёт, когда же кто польёт.
Дети: Это кактусы. Они колючие.
4-й ребенок: Был тугим он кулачком,
А разжался стал цветком.
Дети: Это бутон. Когда он раскрывается, получается цветок.
Воспитатель: Молодцы!
Окончания занятия.
Предлагаю детям перечислить задания, которые они выполняли, затем задаю им контрольные вопросы.
Воспитатель: Откуда родом почти все комнатные растения? Какие вы знаете комнатные растения? Как люди ухаживают за комнатными растениями? Как можно разводить комнатные растения? Для чего нужны комнатные растения?
Вот и закончилось наше занятие. Надеюсь оно вам понравилось.