Папки-передвижки

Конспект познавательного занятия с детьми среднего дошкольного возраста 4–5 лет «Что растет на елке?»

Милана Шамхалова
Конспект познавательного занятия с детьми среднего дошкольного возраста 4–5 лет «Что растет на елке?»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект познавательного занятия Тема: «Что растет на елке?»

с детьми среднего дошкольного возраста с 4-5 лет

Цель: ознакомление детей с внешним видом, особенностями еловой и

сосновой шишек в совместной познавательно-исследовательской

деятельности.

Задачи:

Обучающая: формировать первоначальные экологические знания о

Публикация «Конспект познавательного занятия с детьми среднего дошкольного возраста 4–5 лет „Что растет на елке?“» размещена в разделах

взаимосвязи мира природы и деятельностью человека, узнавать по внешним

признакам названия деревьев.

Развивающая: создавать ситуации для поддержания инициативности,

любознательности детей через организацию совместных познавательных

действий, наблюдений за явлениями окружающей природы, исследований

еловой и сосновой шишек.

Развивать способность сравнивать шишки по внешнему виду, делать простые

умозаключения. Поощрять общение детей друг с другом, при рассказывании

собственных наблюдений в природе. Предоставлять детям право

сомневаться, обращаться за разъяснениями к взрослому и другим детям.

Воспитательная: воспитывать умения работать в совместной

деятельности, бережное и заботливое отношение к деревьям.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в

интеграции социально-коммуникативным и речевым развитием.

Приоритетный вид деятельности: познавательно-исследовательская.

Словарная работа: еловая и сосновая шишка, семена, орехи, посадка.

Развивающие методы и приёмы: Проблемная мотивация «Помощи

взрослому», «Чьи следы на снегу», «С какого дерева шишка?»; «Эффект

неожиданности», «Мобилизация внимания», «Увлечение идеей «Что

спрятано в еловой шишке?», Деятельностный метод «Кто в домике

жив т?» опыты и эксперименты с еловой и сосновой шишками, «Опора на

предыдущие знания», работа в парах, предоставление «выбора», решение

проблемной ситуации «Бывает или не бывает», метод рефлексии.

Предварительная работа:

Рассматривание и сравнение на прогулке деревьев на территории детского

сада: березы, ели, сосна, кустарников. Сбор шишек для коллекции, иголок с

хвойных деревьев. Чтение и восприятие детьми экологических

познавательных рассказов: М. Пришвин «Деревья в плену», «Лесной доктор»,

«Расскажите детям о деревьях»карточки для занятий в детском саду; беседы

о правилах поведения взрослых и детей в природе с рассматриванием

картин, фотографий. Просмотр мультфильмов «Чьи в лесу шишки?»,

«Лунтик и его друзья. Серия 166 «Шишка», дидактический материал

«Деревья наши друзья», «Что растет в лесу?» Песня для детей «Мишка

косолапый».

Ход занятия:

I. Мотивационно-целевой этап:

1. Создание проблемной мотивации «помощи взрослому»

-Ребята, я сегодня утром увидела на снегу под одним из деревьев нашего

прогулочного участка много разных следов. Сфотографировала их и хочу,

чтобы вы рассмотрели их на фотографии и помогли мне узнать, чьи это

следы и почему их так много под этим деревом. Поможете?

2. Рассматривание фотографии «Чьи это следы»

Материал: фотография следов под деревом; карточки с образцами следов

птиц, животных, человека; лупа для увеличения….

Вопросы детям для рассматривания:

-Чьи это следы?

-Как вы узнали?

-Какие птицы могу прилететь на наш участок?

-А могут быть это следы медведя?

-Почему именно под этим деревом так много следов?

-Что здесь делали птицы?

-Как называется дерево, под которым много следов?

При затруднении детей загадывание загадок: Что же это за девицы?

Не швея, не мастерица сама ничего не шьет, но в иголках круглый год? (ель,

сосна)

3. Проблемная ситуация «Что нашла я под сосной (елью)»

Материал: корзинка с еловыми и сосновыми шишками накрытая салфеткой

При затруднении детей загадывание загадки: Не похожи на иголки, а упали

тоже с елки? (шишки)

4. Сюрпризный момент «Корзинка с шишками»

II. Практический этап:

5. Рассматривание и обследование шишек в корзинке

Вопросы для рассматривания:

-чем похожи шишки?

-чем отличаются?

Чтобы больше узнать о шишке, что нужно сделать? (Взять в руки,

погладить, понюхать).

6. Дыхательные упражнения:

-Ребята, сделайте глубокий вздох носом, и вы почувствуете свежесть и

аромат воздуха. Это волшебный воздух он наполнен запахом этих шишек.

Чистый воздух полезен для здоровья. А через рот выдохнем все нехорошее.

Попробуем вместе?

7. Обследование шишки. Возьмите шишки в руки погладьте, понюхайте. Что о ней можете рассказать?

8. Рассказы детей.

9. Рассказ воспитателя: «Еловые семена сидят в шишке, как в уютном

теремке или осмоленном бочоночке за семью замками. Выросшая к осени

увесистая шишка не раскрывается, крепко держится высоко на ветке. Так и

висит всю осень и зиму, до самой весны. В марте, когда в лесу еще лежат

сугробы, но уже светит горячее солнышко, плотные чешуйки у шишки

лопаются, раскрываются - и еловые семена высыпаются на снег.

10. Дидактическая словесная игра на сходство и различие, «С какого

дерева шишка» с использованием презентации (картин)

Материал: картинки шишек еловых, сосновых; картинки деревьев сосны, ели.

Физкультминутка

Выросли деревья в поле (потягивании е-руки в стороны)

Хорошо расти на воле!

К небу, к солнцу тянется (потягивание – руки вверх)

Закачались тут же ветки

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.

11. Проблемная ситуация «Что спрятано в еловой шишке» (увлечение

идеей) Ознакомление с результатами эксперимента с шишками

«Намачивание и высушивание» шишек.

Вопросы детям:

- Что произошло с шишками, которые намочили в воде?

-Что произошло с шишками, которые высушили на батареи?

12. Рассказ воспитателя: они подняли свои чешуйки. А как вы думаете

почему? Давайте внимательно рассмотрим шишку. Что мы видим?

У каждого семени есть свое легкое крылышко. Оно помогает семечку

передвигаться - скользить и летать. В морозное мартовское утро при

легчайшем ветерке семечко, как морская лодочка под парусом, быстро

катится по крепкому насту, удаляясь от материнского дерева. Потом оно

где-нибудь зацепится за сучок, комочек земли прорастет. Шишки

яйцевидные, свисающие, созревают и опадают в том же году. Зрелые

шишки висячие, сухие, кожистые или деревянистые, длиной до 15 см,

диаметром 3-4 см.

13. Работа в группах (или парах) с использованием деятельностного метода

«Кто в домике жив т» опыты и эксперименты с еловой и сосновой шишкой

Материал: еловые и сосновые шишки для обследования в парах

содержимого шишек.

Проблемный вопрос:

Что нужно сделать, чтобы рассмотреть, что в ней спрятано?

А если мы хорошенько потрясем шишку над столом, что будет? Давайте

попробуем. - Что из не может выпасть?

Проблемный вопрос после опытов: «Кто в шишке жив т?»

«На зеленой вышке спрятались малышки.

Семечки – малышки в коричневой кубышки».

-Это же семена. Давайте их рассмотрим

14. Рассматривание и обследование семян шишек ели и сосны

Вопросы к детям:

-Какие они по размеру, форме, цвету и легкость.

-А что будет, если эти семечки посадить в землю?

-Что вырастет из семени ели? - А что из семени сосны?

15. Просмотр фильма о росте семени деревьев

Я предлагаю вам посадить эти семечки в стаканчик, и будем за ним

ухаживать и наблюдать.

16. Посадка семян

Материал: одноразовые стаканчики, палочки, земля, вода, семена.

-А наши наблюдения мы будем записывать в дневник наблюдений.

III Рефлексивно-оценочный этап:

1. Рефлексия

Вопросы детям:

- Что нового вы узнали?

-Что вы расскажите своим родителя и другим ребятам после занятия?

2. Подведение итогов:

-Сегодня вы помогли мне узнать, чьи следы под деревом и почему их так

много под сосной и елью. Узнали секрет шишки, что в ней жив т. И

помогли семечкам начать новую жизнь, посадив их в землю.

Публикации по теме:

Конспект познавательного занятия для детей младшего и среднего дошкольного возраста «День молока»Конспект познавательного занятия для детей младшего и среднего дошкольного возраста «День молока» Цель: познакомить с домашним животным - коровой, чем питается, какую пользу приносит. Задачи: • рассказать о пользе молока и молочных продуктов;.

Конспект занятия по аппликации «Грибная полянка» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по аппликации «Грибная полянка» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создать условия для формирования представления о съедобных и ядовитых грибах, особенностях внешнего вида. Задачи: Развивать память.

Конспект занятия по аппликации «Гроздь винограда» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по аппликации «Гроздь винограда» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: Создать условия для знакомства детей с новым видом объемной аппликации. Программное содержание: уточнять и расширять представление.

Конспект занятия по конструированию «Ферма» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по конструированию «Ферма» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: развитие конструктивных навыков в процессе действия со строительным конструктором. Задачи: Образовательные: • учить детей планировать.

Конспект занятия по лего-конструированию «Ракета» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по лего-конструированию «Ракета» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: учить строить ракету из лего-конструктора по схеме. Задачи: Образовательные задачи: - учить детей создавать конструкцию ракеты.

Конспект занятия по рисованию «Фруктовый сад» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Фруктовый сад» с детьми среднего дошкольного возраста Цели: создание условий для формирования интереса к рисованию; обучение рисованию простых предметов. Задачи: - Учить детей различать и называть.

Конспект занятия по рисованию «Овечка на лугу» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Овечка на лугу» с детьми среднего дошкольного возраста Программное содержание: -учить передавать в рисунке образ домашнего животного с опорой на образец и картинки; -закреплять приемы рисования.

Конспект занятия по рисованию «Продукты питания» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Продукты питания» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: создание условий для закрепления знаний у детей о продуктах питания. Задачи: 1. Расширять и уточнять представления детей о питании.

Конспект занятия по рисованию «Спасибо» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Спасибо» с детьми среднего дошкольного возраста Цель: Создать условия для ассоциативного рисования с детьми дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить с лексическим значением слова «спасибо».

Конспект занятия «Вирусы и микробы» с детьми среднего дошкольного возрастаКонспект занятия «Вирусы и микробы» с детьми среднего дошкольного возраста Ко Дню защиты от вирусов на МААМ Цель: создание условий для развития навыков ухода за собой и формирования здорового образа жизни у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия с детьми среднего дошкольного возраста 4–5 лет «Что растет на елке?»
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 15:53
+125Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательного занятия с детьми среднего дошкольного возраста 4–5 лет «Что растет на елке?»» (включая файлы) размещена пользователем Милана Шамхалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД