Милана Шамхалова
Конспект познавательного занятия с детьми среднего дошкольного возраста 4–5 лет «Что растет на елке?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия Тема: «Что растет на елке?»
с детьми среднего дошкольного возраста с 4-5 лет
Цель: ознакомление детей с внешним видом, особенностями еловой и
сосновой шишек в совместной познавательно-исследовательской
деятельности.
Задачи:
Обучающая: формировать первоначальные экологические знания о
Публикация «Конспект познавательного занятия с детьми среднего дошкольного возраста 4–5 лет „Что растет на елке?“» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
взаимосвязи мира природы и деятельностью человека, узнавать по внешним
признакам названия деревьев.
Развивающая: создавать ситуации для поддержания инициативности,
любознательности детей через организацию совместных познавательных
действий, наблюдений за явлениями окружающей природы, исследований
еловой и сосновой шишек.
Развивать способность сравнивать шишки по внешнему виду, делать простые
умозаключения. Поощрять общение детей друг с другом, при рассказывании
собственных наблюдений в природе. Предоставлять детям право
сомневаться, обращаться за разъяснениями к взрослому и другим детям.
Воспитательная: воспитывать умения работать в совместной
деятельности, бережное и заботливое отношение к деревьям.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие в
интеграции социально-коммуникативным и речевым развитием.
Приоритетный вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Словарная работа: еловая и сосновая шишка, семена, орехи, посадка.
Развивающие методы и приёмы: Проблемная мотивация «Помощи
взрослому», «Чьи следы на снегу», «С какого дерева шишка?»; «Эффект
неожиданности», «Мобилизация внимания», «Увлечение идеей «Что
спрятано в еловой шишке?», Деятельностный метод «Кто в домике
жив т?» опыты и эксперименты с еловой и сосновой шишками, «Опора на
предыдущие знания», работа в парах, предоставление «выбора», решение
проблемной ситуации «Бывает или не бывает», метод рефлексии.
Предварительная работа:
Рассматривание и сравнение на прогулке деревьев на территории детского
сада: березы, ели, сосна, кустарников. Сбор шишек для коллекции, иголок с
хвойных деревьев. Чтение и восприятие детьми экологических
познавательных рассказов: М. Пришвин «Деревья в плену», «Лесной доктор»,
«Расскажите детям о деревьях»карточки для занятий в детском саду; беседы
о правилах поведения взрослых и детей в природе с рассматриванием
картин, фотографий. Просмотр мультфильмов «Чьи в лесу шишки?»,
«Лунтик и его друзья. Серия 166 «Шишка», дидактический материал
«Деревья наши друзья», «Что растет в лесу?» Песня для детей «Мишка
косолапый».
Ход занятия:
I. Мотивационно-целевой этап:
1. Создание проблемной мотивации «помощи взрослому»
-Ребята, я сегодня утром увидела на снегу под одним из деревьев нашего
прогулочного участка много разных следов. Сфотографировала их и хочу,
чтобы вы рассмотрели их на фотографии и помогли мне узнать, чьи это
следы и почему их так много под этим деревом. Поможете?
2. Рассматривание фотографии «Чьи это следы»
Материал: фотография следов под деревом; карточки с образцами следов
птиц, животных, человека; лупа для увеличения….
Вопросы детям для рассматривания:
-Чьи это следы?
-Как вы узнали?
-Какие птицы могу прилететь на наш участок?
-А могут быть это следы медведя?
-Почему именно под этим деревом так много следов?
-Что здесь делали птицы?
-Как называется дерево, под которым много следов?
При затруднении детей загадывание загадок: Что же это за девицы?
Не швея, не мастерица сама ничего не шьет, но в иголках круглый год? (ель,
сосна)
3. Проблемная ситуация «Что нашла я под сосной (елью)»
Материал: корзинка с еловыми и сосновыми шишками накрытая салфеткой
При затруднении детей загадывание загадки: Не похожи на иголки, а упали
тоже с елки? (шишки)
4. Сюрпризный момент «Корзинка с шишками»
II. Практический этап:
5. Рассматривание и обследование шишек в корзинке
Вопросы для рассматривания:
-чем похожи шишки?
-чем отличаются?
Чтобы больше узнать о шишке, что нужно сделать? (Взять в руки,
погладить, понюхать).
6. Дыхательные упражнения:
-Ребята, сделайте глубокий вздох носом, и вы почувствуете свежесть и
аромат воздуха. Это волшебный воздух он наполнен запахом этих шишек.
Чистый воздух полезен для здоровья. А через рот выдохнем все нехорошее.
Попробуем вместе?
7. Обследование шишки. Возьмите шишки в руки погладьте, понюхайте. Что о ней можете рассказать?
8. Рассказы детей.
9. Рассказ воспитателя: «Еловые семена сидят в шишке, как в уютном
теремке или осмоленном бочоночке за семью замками. Выросшая к осени
увесистая шишка не раскрывается, крепко держится высоко на ветке. Так и
висит всю осень и зиму, до самой весны. В марте, когда в лесу еще лежат
сугробы, но уже светит горячее солнышко, плотные чешуйки у шишки
лопаются, раскрываются - и еловые семена высыпаются на снег.
10. Дидактическая словесная игра на сходство и различие, «С какого
дерева шишка» с использованием презентации (картин)
Материал: картинки шишек еловых, сосновых; картинки деревьев сосны, ели.
Физкультминутка
Выросли деревья в поле (потягивании е-руки в стороны)
Хорошо расти на воле!
К небу, к солнцу тянется (потягивание – руки вверх)
Закачались тут же ветки
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.
11. Проблемная ситуация «Что спрятано в еловой шишке» (увлечение
идеей) Ознакомление с результатами эксперимента с шишками
«Намачивание и высушивание» шишек.
Вопросы детям:
- Что произошло с шишками, которые намочили в воде?
-Что произошло с шишками, которые высушили на батареи?
12. Рассказ воспитателя: они подняли свои чешуйки. А как вы думаете
почему? Давайте внимательно рассмотрим шишку. Что мы видим?
У каждого семени есть свое легкое крылышко. Оно помогает семечку
передвигаться - скользить и летать. В морозное мартовское утро при
легчайшем ветерке семечко, как морская лодочка под парусом, быстро
катится по крепкому насту, удаляясь от материнского дерева. Потом оно
где-нибудь зацепится за сучок, комочек земли прорастет. Шишки
яйцевидные, свисающие, созревают и опадают в том же году. Зрелые
шишки висячие, сухие, кожистые или деревянистые, длиной до 15 см,
диаметром 3-4 см.
13. Работа в группах (или парах) с использованием деятельностного метода
«Кто в домике жив т» опыты и эксперименты с еловой и сосновой шишкой
Материал: еловые и сосновые шишки для обследования в парах
содержимого шишек.
Проблемный вопрос:
Что нужно сделать, чтобы рассмотреть, что в ней спрятано?
А если мы хорошенько потрясем шишку над столом, что будет? Давайте
попробуем. - Что из не может выпасть?
Проблемный вопрос после опытов: «Кто в шишке жив т?»
«На зеленой вышке спрятались малышки.
Семечки – малышки в коричневой кубышки».
-Это же семена. Давайте их рассмотрим
14. Рассматривание и обследование семян шишек ели и сосны
Вопросы к детям:
-Какие они по размеру, форме, цвету и легкость.
-А что будет, если эти семечки посадить в землю?
-Что вырастет из семени ели? - А что из семени сосны?
15. Просмотр фильма о росте семени деревьев
Я предлагаю вам посадить эти семечки в стаканчик, и будем за ним
ухаживать и наблюдать.
16. Посадка семян
Материал: одноразовые стаканчики, палочки, земля, вода, семена.
-А наши наблюдения мы будем записывать в дневник наблюдений.
III Рефлексивно-оценочный этап:
1. Рефлексия
Вопросы детям:
- Что нового вы узнали?
-Что вы расскажите своим родителя и другим ребятам после занятия?
2. Подведение итогов:
-Сегодня вы помогли мне узнать, чьи следы под деревом и почему их так
много под сосной и елью. Узнали секрет шишки, что в ней жив т. И
помогли семечкам начать новую жизнь, посадив их в землю.