Валентина Вараксина
Конспект занятия по теме «Осень» с элементами экспериментирования.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Осень».
Задачи:
образовательные:
-уточнить знания детей об осенней поре года;
развивающие:
-развивать интерес детей, их внимание и память;
-развивать интеллект и творческое познание.
воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе;
-желание любоваться красотой осеннего пейзажа.
здоровьесберегающие:
-вызвать восторг при проведении опытов,
-нормализация психического состояния,
-развитие мелкой моторики рук.
Публикация «Конспект занятия по теме „Осень“ с элементами экспериментирования,» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Оборудование:
-конверт с загадками,
-иллюстрация картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень»,
-листочки с деревьев,
-аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь»,
-аудиозапись «На веселой ярмарке» Группа Барбарики,
-овощи, фрукты.
Предварительная работа:
-наблюдения за живой и неживой природой,
-рассматривание картин об осени,
-чтение художественной литературы,
-заучивание стихов, отгадывание загадок.
Ход занятия:
Воспитатель: Нам зайчик на пенёчке оставил конверт. Откроем и посмотрим, что там написано. Ребята отгадайте загадку. Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья.
Дети: Осень.
Воспитатель: Какая бывает осень?
(Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»).
Воспитатель: Да! Золотая осень : радостная, яркая, богатая урожаем. Эту осень любят за щедрость, с какой она отдает богатства своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов, писанных золотой и багряной краской. Вся эта пестрая масса с остатками зелени несётся вихрем и будто кружится в танце. Днем ещё тепло и солнце посылает на землю прощальнонежные лучи.
Опыт 1. Поймай солнечного зайчика (с зеркалами).
Воспитатель: Какие стихи об осени вы знаете?
Осень И. Винокуров.
Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
«Осень на опушке краски разводила» З. Фёдоровская
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень :
- Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Воспитатель: Сколько разноцветных корабликов на пруду: желтые, оранжевые, красные!
Все они прилетели сюда по воздуху. Опустится кораблик на воду и поплывет. Много их прилетит ещё. А потом кончатся кораблики и пруд замёрзнет. Угадайте, что это за разноцветные кораблики плавают на пруду? (Листья).
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листья?
Дети: Мало солнца, стало холодно.
(Пальчиковая гимнастика «Листья»).
Воспитатель: Давайте возьмем листочки и рассмотрим их (рассматривание листьев клена, тополя, каштана). Сравним их по величине, по форме, по цвету.
Опыт 2. «Тонет – не тонет». Опускаем в ёмкость с водой (это лужа) различные предметы: листочки, камешки, мячик, шишки, машинки… Вывод: легкие предметы не тонут, а тяжелые тонут.
Физкультминутка
Воспитатель: Осенью у земледельцев много дел: надо убрать хлеб с полей, фрукты в садах, овощи в огородах. Что осень подарила за труд и старание? Осенью устраиваются, праздник урожая, веселые ярмарки. Песня группы Барбарики «На веселой ярмарке» с демонстрацией овощей.
Воспитатель: С огородов пожаловали 40 одежек и все без застёжек. Что это? Какая она капуста? Расскажите. А вот прибыл овощ, лечит от 7 недуг.
Воспитатель: Все овощи привезли в овощной магазин, а фрукты?
Загадка. «Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, а откусишь сладко?
Дети: Яблоко.
Воспитатель: Где растут фрукты?
Дети: На деревьях.
Воспитатель: Где выросло яблоко?
Дети: На яблоне.
Воспитатель: Сколько потребовалось времени яблоне, чтобы вырастить яблоки?
Чем полезны фрукты? (ответы детей)
Воспитатель: Уходит золотая осень, уносит с собой свои краски, на смену ей спешит другая (звучит П. И. Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь»)
Осенью часто дует ветер.
Опыт 3. «Движение воздуха».
Цель опыта: показать детям, что хотя воздух невидим, мы его можем почувствовать.
Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Подуть на полоски бумаги Что почувствовали? Все ощущения эти вызваны движением воздуха.
Вывод. Воздух невидим, но его движение можно почувствовать.
Воспитатель: Подул холодный ветер, скоро наступит зима. Все звери готовятся к зиме.
Загадка «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый. По деревьям может лазить. Строит дом он свой в дупле, чтоб зимою жить в тепле. Кто это?
Дети: Белка.
Воспитатель: Как называют детеныша белки? Поиграем в игру «Кто у кого?» Я буду называть животное, а вы отвечаете, кто у него детеныш, детеныши, а двое, а трое. ?
Например. У лисы – лисёнок, лисята, двое – лисят.
Дети: У медведицы – медвежонок, медвежата, двое – медвежат.
У волчицы – волчонок, волчата, двое – волчат.
У зайчихи – зайчонок, зайчата, двое – зайчат.
Воспитатель: Жили – были 2 зайчонка: один был веселый. Подберите слова близкие по смыслу.
Дети: Радостный, шустрый, задорный.
Воспитатель: А второй, невеселый, его обидели. Как про него сказать? К слову «весёлый» подберите слова противоположные по смыслу.
Дети: Грустный, печальный, обиженный, огорченный, задумчивый.
Воспитатель: А где живет заяц?
Дети: Любой кустик - его дом родной.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Чей домик?»
Дупло -
Скворечник-
Гнездо-
Улей-
Нора-
Дупло-
Логово-
У собаки –
У лисы –
У медведя –
У муравья –
Воспитатель: А что делают птицы осенью?
Дети: Улетают в тёплые края.
Воспитатель: Все?
Вопросы: Почему они улетают?
Как они улетают?
Дети: Клином, шеренгой, стаей, в одиночку.
Воспитатель: Вспомним стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег поднимет от земли
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел!
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Подскажи словечко»
- Ворона каркает, а лягушка …
- Сова летает, а заяц…
- Корова ест сено, а лиса…
- Крот роет норки, а сорока…
-У коровы – теленок, а у ежихи….
- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка….
Воспитатель: Вы много знаете об осени, и она в благодарность прислала вам посылочку. (Открываем посылочку и угощаемся яблоками)