Галина Николаевна Роднова
Конспект познавательного занятия по экологии в подготовительной группе «Кора деревьев»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия по экологии в подготовительной группе «Кора деревьев».
Тема: «Кора деревьев».
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественно-эстетическое развитие.
Цели:
Публикация «Конспект познавательного занятия по экологии в подготовительной группе „Кора деревьев“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кора деревьев. Изучаем кору
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- закрепить знания детей о живой природе – конкретно деревьях и кустарниках;
- учить различать породы деревьев по внешним признакам, закрепить их названия;
- учить выделять существенные признаки и на их основе делать выводы;
- обобщать и систематизировать знания детей о деревьях, их строении, пользе для человека;
- прививать бережное отношение к деревьям и кустарникам.
Программное содержание.
1. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.
2. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.
3. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет – появляются новые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева).
4. Закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами и животными.
5. Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев.
6. Учить моделировать кору из бумаги.
Предварительная работа.
1. Экскурсия в парк, лес с рассматриванием коры у разных деревьев, обращая внимание на возраст деревьев, их породу, величину.
2. Наблюдение за дятлом.
3. Беседа о том, что производят из древесины.
Материал: кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы, веточки тополя, лист бумаги коричневого цвета, бумажные зеленые листочки, клей, ножницы, схема сухого дерева; образцы предметов, сделанных из бересты, липы.
Ход занятия.
Воспитатель: дети, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт со шкатулкой. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нём говорится (читает письмо, в котором загадка).
«Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек». (Дерево).
Дети: дерево!
Воспитатель: совершенно верно, это дерево (показывает картинку). Как вы думаете, дерево живое или нет?
Дети: живое!
Воспитатель: а почему вы так думаете?
Дети: потому что оно дышит, питается, растет и размножается.
Воспитатель: а как дышит дерево?
Дети: листьями.
Воспитатель: правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород – это чистый воздух, необходимый для жизни людей.
Воспитатель: а теперь откроем шкатулку и посмотрим, что там находится (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете, что это?
Дети: кора.
Воспитатель: правильно, кора. А для чего дереву нужна кора, как вы думаете?
Дети: кора защищает дерево.
Воспитатель: а от чего она может его защитить?
Дети: от солнца, мороза, от того, чтоб сок не вытекал.
Воспитатель: а как вы думаете, кора защищает только ствол дерева?
Дети: нет, и ветки тоже.
Воспитатель: давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы). Что находится под ней?
Дети: древесина.
Воспитатель: а какая сама кожица?
Дети: тонкая, гибкая, мягкая.
Воспитатель: да, мы легко отделили ее от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево : и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица?
Дети: потому, что кора жесткая, твердая, толстая, а кожица тонкая и мягкая.
Воспитатель: кожица - это тонкая кора, молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре?
Дети: чем дерево старше, тем кора толще и тверже.
Воспитатель: верно. Давайте посмотрим на кусочки коры на этом столе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете? Какая она?
Дети: вот эта. Потому, что она тонкая, мягкая.
Воспитатель: а теперь найдите кору старого дерева. Объясните, почему? Посмотрите и скажите, с каких пород деревьев эта кора?
Дети: старая кора толстая, жесткая (дети находят и определяют кору деревьев).
Воспитатель: как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева?
Дети: чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели или бумаги.
Воспитатель: а какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых?
Дети: больные!
Воспитатель: а как можно узнать что дерево болеет, по каким признакам?
Дети: листья вянут, кора трескается.
Воспитатель: а отчего болеют деревья?
Дети: в них поселились вредные насекомые!
Воспитатель: посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредными насекомыми, и покажите другим (дети находят и показывают).
Воспитатель: как вы думаете, кто лечит деревья, уничтожая вредных насекомых?
Дети: дятел!
Воспитатель: правильно, дятел. У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит клювом дырочку в стволе, то высовывает свой язычок и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла?
Дети: лесной доктор.
Воспитатель: а от чего еще болеют деревья?
Дети: от того, что кто-то порезал кору, поломал ветки.
Воспитатель: да, дети, те кто так поступает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сокосбора необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, что бы оно не погибло. Березовый сок, дети, очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает и получается смола. Из смолы делают клей. Давайте понюхаем кусочки коры.
Воспитатель: что нам напоминает этот запах? Кто по запаху определил сосновую кору? Как ты догадался7
Дети: она пахнет смолой.
Проводится игра из книги Н. Пикулевой «Слово на ладошке».
Воспитатель: сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут – хлопните в ладоши, а если нет – молчите (яблоня, груша, апельсин, липа, береза, черемуха, лимон, рябина). Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Как вы думаете, дети, наша кора с какого дерева снята? С живого или неживого?
Дети: со спиленного.
Воспитатель: конечно со спиленного, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и деревьями. Кто знает, как называется эта профессия?
Дети: лесник!
Воспитатель: вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что же можно сделать из коры деревьев? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы.
Дети называют изделия, сделанные из коры дерева.
Воспитатель: верно, из коры дерева изготавливают различные художественные поделки. А еще в древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры лип плели лапти.
Включается запись с голосами встревоженных птиц.
Воспитатель: что мы слышим?
Дети: птичий переполох.
Воспитатель: что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом?
Дети: оно погибло.
Воспитатель: почему вы решили, что оно погибло?
Дети: нет коры, нет листьев.
Воспитатель: давайте поможем дереву, «оденем» его. Как сделать кору, похожую на настоящую?
Дети: смять бумагу и покрасить.
Дети делают кору, воспитатель приклеивает ее к стволу дерева.
Воспитатель: вот мы и подлечили дерево. А чем мы еще можем ему помочь? Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерев.
Дети называют: поливать, зимой урывать снегом, присыпать землей, сделать скворечники для птиц, обирать жуков, замазывать раны глиной…
Воспитатель пишет на березовом листе его имя и приклеивает к дереву.
Воспитатель: посмотрите дети, как наше дерево ожило! К нему прилетели птицы. Может быть они совьют гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют (включает записи пения птиц).
Дети: весело, радостно поют птички!
Воспитатель: я вам давал поручения узнать что-нибудь интересное о деревьях. Что что сможет нам рассказать? (Дети рассказывают).
Воспитатель: вот видите сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья – это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их!