Ангелина Климашина
Картотека художественно-развивающих дидактических игр во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека художественно-развивающих дидактических игр
для детей второй младшей группы
1.«Спрячь мышку"
Цель: закреплять у детей умение различать и называть цвет.
Материал: Игрушки (мышка и кошка, небольшая коробка, листы бумаги шести цветов (посередине каждого листа изображен прямоугольник, в котором находится нарисованная мышка, прямоугольники из бумаги тех же цветов.
Ход игры:
Воспитатель: - Ребята отгадайте загадку!
Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки, боится кошки. (Мышь) (Воспитатель показывает игрушку мышку.)
В. :- Кого боится мышка? (кошку)
Воспитатель показывает кошку и разыгрывает сценку: как мышка прячется от кошки в домик (коробку).
В. : - А у нашей мышки есть подружки. Они живут в разноцветных домиках. Давайте поможем всем мышкам спрятаться от кошки.
Воспитатель выставляет домики для мышек (листы бумаги шести цветов с нарисованными мышками).
В. : - Чтобы спрятать мышку, нужно закрыть ее дверцей – прямоугольником того же цвета, что и домик.
Игровая задача: подобрать «дверцу» к «домику» по цвету.
Игровые действия: Дети по очереди подходят к «домикам», выбирают «дверцу»
(прямоугольник из бумаги) и закрывают им «домик» того же цвета, называя этот цвет.
2.«Воздушные шары»
Цель: закреплять у детей умение различать и называть цвет, упражнять в умении сопоставлять цвета разных объектов.
Материал: шары, ниточки.
Ход игры: Дети сидят на стульях в полукруге, воспитатель находится напротив детей, он выкладывает на стол шары и ниточки различных цветов.
Игровая задача: подобрать ниточку к шарику по цвету.
Игровые действия: Воспитатель поднимает один шарик, просит детей назвать его цвет. Ребенок, который ответил верно, приглашается к столу и подбирает ниточку такого же цвета как шарик. Остальные дети оценивают выбор.
3.«Сервиз»
Цели:
Закреплять у детей умение различать и называть цвет. Упражнять в умении сопоставлять цвета различных предметов. Развивать мелкую моторику, внимание.
Материалы:
6 пар (блюдце и чашка) из картона различных цветов.
Ход игры:
Воспитатель: - В магазин привезли блюдца. Продавцы выставили их на полку. Какого цвета эти блюдца? (Воспитатель выкладывает картонные блюдца, дети называют их цвета.)
- Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к каждому блюдцу нужную по цвету чашку. (Воспитатель выкладывает на стол картонные чашки)
Игровая задача: подобрать к блюдцу по цвету чашку.
Игровые действия: дети самостоятельно расставляют чашки на блюдца и называют их цвета.
4. «Дотронься до.»
Цель: Закреплять у детей умение распознавать основные цвета; учить детей отбирать предметы красного цвета среди предметов разных цветов.
Материал: развивающая предметно-пространственная среда группы.
Ход игры.
Игровые действия: Дети свободно располагаются в группе. Воспитатель предлагает проверить, хорошо ли дети знают цвета и произносит: «Дотронься до красного!».
Игровая задача: найти предмет красного цвета в группе, подбежать к нему и дотронутся рукой.
Далее, когда все дети остановились и дотронулись до предметов, воспитатель оценивает правильность выполнения задания: «Миша, Катя, Оля – правильно, это красный грузовик; Марина – верно, это красный кубик!».
Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз называет разные цвета.
5. «Падают листья осени»
Цель: Упражнять в умении сопоставлять цвета и формы предметов.
Материал: 5-6 наборов картонных листьев деревьев разных цветов.
Ход игры: Дети сидят за столами по 4 человека. На каждый стол раскладывается один набор листьев и один набор остается у педагога.
Игровая задача: как можно быстрее подобрать листок по образцу и показать воспитателю.
Игровые действия: воспитатель показывает один листок и говорит: «Раз, два, три, такой листочек найди». Дети показывают свои листики, воспитатель проверяет правильность выбора. Игра повторяется несколько раз.
6. «Консервируем овощи»
Цель: Закреплять у детей умения различать, называть и сопоставлять цвет, форму объектов.
Материал: набор карточек «Овощи», нарисованная банка и набор кругов, треугольников и овалов из бумаги красного, зеленого, фиолетового, оранжевого цветов.
Ход игры:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы будем консервировать овощи.
Педагог раздаёт детям картинки с овощами, просит назвать овощ, его цвет. Затем просит обвести пальчиком по контуру нарисованный овощ и назвать его форму (круг, овал, треугольник).
Воспитатель: - Ну что ж, ребята, приступаем к консервированию. Подберите к своему овощу подходящую по форме и цвету фигуру и положите эту фигурку на банку.
Игровая задача: подобрать к овощу фигуру (круг, овал или треугольник определенного цвета, которая будет обозначать этот овощ и законсервировать его.
Игровые действия: Дети кладут фигурки овощей на банку. Воспитатель приклеивает овощи и дорисовывает крышку (овощи законсервированы).
9. Игра «Узнай и дорисуй»
Цель: развивать у детей чувство симметрии; учить передавать форму предмета, штриховать.
Материалы: Для игры необходимо сделать карточки, на которых нарисованы только половинки различных симметричных предметов (цветок, солнце, листик, мяч и т. д., цветные карандаши.
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о том, что художник Половинкин всегда рисует лишь одну половину картинки, из-за чего им становится грустно. Воспитатель просит детей дорисовать недостающие части и порадовать картинки.
Игровые действия: Детям предлагается дорисовать недостающую часть предмета, а потом заштриховать рисунок.
Игровая задача: Порадовать картинки Художника Половинкина.
10. Игра «Закончи картинку»
Цель: развивать умение определять предмет по его части, развивать навыки рисования, воображение.
Материалы: листы бумаги с частично нарисованными предметами и животными (заяц, елка, варежка и др., цветные карандаши.
Ход игры: Воспитатель рассказывает детям о том, что художник Половинкин решил с помощью своих рисунков загадать детям загадки. Нужно узнать предмет, дорисовать части, которых не хватает, и раскрасить.
Игровая задача: отгадать, что хотел изобразить художник и закончить рисунок.
Игровые действия: отгадывание, рисование.
11. «Волшебники»
Цель: развитие воображения, развитие умения создавать образы на основе схематического изображения.
Материал: листы бумаги на каждого ребенка с контурным изображением геометрических фигур, карандаши.
Ход игры. Педагог с детьми рассматривают и называют нарисованные геометрические фигуры. Дети высказывают предположения на что похожа каждая фигура.
Затем воспитатель предлагает детям стать волшебниками и с помощью «волшебной палочки» (карандаша) превратить эти фигуры во что-нибудь другое.
Игровая задача: превратить контуры геометрических фигур во что-нибудь (любой предмет, животное)
Игровые действия: перевоплощение в «волшебника» и превращение фигуры с помощью «волшебной палочки» (карандаша) в некий объект.
12. «Что это?»
Цель: развитие воображения, развитие умения создавать образ на основе тактильных ощущений.
Материал: Мешок из непрозрачного материала, различные предметы небольшого размера (шарик, мяч, тарелочка, машинка и др.)
Ход игры.
Игровые действия: Педагог предлагает детям на ощупь определить, какой предмет находится в мешочке. Воспитатель кладет в мешочек один предмет (дети не знают какой) и дает детям по очереди возможность потрогать его рукой. Дети делают предположения. В конце воспитатель достает предмет, хвалит тех, кто догадался.
Игровая задача: потрогать предмет и высказать свое предположение о том, что это.
13. «Тактильные дощечки»
Цель: развитие воображения, развитие умения создавать образ на основе тактильных ощущений.
Материал: дощечка № 1 с кусочком пушистого натурального меха; дощечка № 2 с кусочком искусственного меха; дощечка № 3 с фланелью; дощечка № 4 с мелкой наждачной бумагой.
Ход игры.
Игровые действия: педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что они попали в лес. В лесу стоит теремок, а в теремке кто-то живет. Воспитатель проходит перед детьми и предлагает каждому погладить дощечку, представить и назвать животное, которое он гладит.
Игровая задача: представить и назвать животное, которое ты гладишь.
14. «Ковер для Царевны-лягушки»
Цель: Развитие умения построения узора
Материал: Изображение ковра на листе формата А4 для каждого ребенка, 10-12 наборов разноцветных геометрических фигур, игрушка или картинка с изображением Царевны-лягушки.
Ход игры. Дети сидят по двое за столом. У каждого изображение ковра. Педагог озвучивает лягушку, которая горько плачет, так как не успевает в срок соткать ковер, да такой, чтоб краше него во всем белом свете не было.
Воспитатель предлагает детям помочь лягушке и украсить ковер узором из геометрических фигур.
Игровая задача: помочь лягушке украсить ковер.
Игровые действия: дети создают оригинальный узор с помощью геометрических фигур.
15. «Тарелочка для куклы»
Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность, развитие мелкой моторики.
Материал: бумажные круги для каждого ребенка, 10-12 наборов разноцветных геометрических фигур.
Ход игры. Педагог предлагает украсить тарелочки для кукол таким образом, чтобы узор располагаться в центре тарелочки и по краям.
Игровая задача: украсить тарелочку для куклы.
Игровые действия: создание узора на тарелочке с помощью геометрических фигур.
16. «Укрась рукавичку»
Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность, развитие мелкой моторики.
Материал: контурные изображения рукавичек на правую и левую руку для каждого воспитанника, 10-12 наборов разноцветных геометрических фигур.
Ход игры. Дети сидят по двое за столом. У каждого пара рукавичек (контур на бумаге). Педагог предлагает одинаково украсить обе рукавички узором из геометрических фигур.
Игровая задача: украсить рукавички.
Игровые действия: дети создают оригинальный узор фигурами.
17. «Морозный узор»
Цель: развитие умения построения узора, воображения, мелкой моторики, эстетического чувства.
Материалы: листы бумаги с незаконченным узором для каждого ребенка, цветные карандаши.
Ход игры:
Игровая задача: Воспитатель предлагает детям помочь Дедушке Морозу разрисовать все окна узорами.
Игровые действия: дорисовывание морозного узора.
18. «Такие разные платочки»
Цель: Закреплять умение детей рисовать прямые линии в разных направлениях.
Материал: листы бумаги, краски, кисти для каждого ребенка, рисунок с изображением Сережи и Андрюши.
Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что знакомый художник решил нарисовать двух своих друзей, Сережу и Андрюшу (показывает рисунок). У них красивая одежда — яркая, цветная, но у художника рано закончились краски, и он не смог разрисовать платочки, которые видны из кармашков приятелей. Художник просит ребят раскрасить платочки Сережи и Андрюши. Воспитатель дает детям листы («платочки», и они разрисовывают их: Андрюша любит платочки в полоску, а Сережа — в клеточку. После того как дети нарисуют платочки, они должны не перепутать: Андрюша — мальчик в красной куртке, Сережа — в синей. Дети берут готовые «платочки» и дарят их приятелям (в полоску - Андрюше, в клеточку - Сереже).
Игровая задача: Украсить платочки для Андрюши и Сережи.
Игровые действия: украшение платочков полосками и клеточками с помощью красок, дарение платочков игровым персонажам.