Лебедева Мария
Конспект познавательного занятия для детей с ТНР «Обувь»
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Светлячок».
Воспитатель: Лебедева Мария Николаевна.
Конспект познавательного занятия по теме «Обувь»
Цель: Актуализация, уточнение и расширение представлений детей по теме «обувь».
Задачи:
Рассказать о происхождении и назначении обуви, деталях и частях, из которых они состоят, о материалах, из которых они сделаны.
Публикация «Конспект познавательного занятия для детей с ТНР „Обувь“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Обобщать и дифференцировать предметы по существенным признакам.
Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам.
Формировать цветовосприятие и цветоразличение оттенков цветов.
Воспитывать у детей умение сотрудничать (объединяться с партнёрами, распределять роли) для достижения единой цели в процессе работы в группах и коллективно-творческой деятельности.
Методы и приемы: Беседа «Что мы знаем об обуви?», чтение Х / Л: И. Бурсов «Галоши» К. И. Чуковский «Чудо-дерево» . Словесная игра: «Без ошибки повтори, ничего не пропусти», «Доскажи словечко». Дидактическая игра: «Найди пару», «Четвертый лишний», «Найди отличие».
Предварительная работа: экскурсия в магазин обуви, беседа «Для чего нам нужна обувь», рассматривание обуви в повседневной жизни, загадывание загадок.
Материал и оборудование: Лапти, мольберты, папка-передвижка, каменная дорожка, 3 афиши, изображение Незнайки и Тюбика, карточки обуви, карточка первобытного человека, карточки первой обуви, заготовки обуви, цветные карандаши, карточки с временами года, клей-карандаш,
Интеграция видов детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Словарная работа: «демисезонная»
Ход занятия
1. Вводная часть
Дети проходят встают в полукруг
Психологический настрой, коммуникативная игра-приветствие «Здравствуйте»
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, потому что к нам пришли гости, давайте поприветствуем их в нашей игре «Здравствуйте» :
Скажем «здравствуйте» руками (машем руками)
Скажем «здравствуйте» глазами (Моргаем глазами)
Скажем «здравствуйте мы ртом (широко улыбаемся)
Станет радостно кругом. (Руки вытягиваем в стороны ладонями вверх)
Актуализация знаний по теме «обувь»
Молодцы, ребята. Какую тему мы изучаем на этой неделе? (обувь) Верно. Что вы уже знаете об обуви? (Выслушать ответы детей) Молодцы, вы уже много (кое-что) знаете об обуви.
Активизация внимания, мотивация к деятельности
А знаете ли вы, какой была первая обувь на планете? А какой материал для обуви самый лучший? (Выслушать ответы детей) Сегодня на занятии мы постараемся найти ответы на эти вопросы. Для этого предлагаю вам отправиться в путешествие на обувную выставку? Согласны? На чём мы с вами отправимся путешествовать сегодня? (Дети выбирают – педагог быстро ориентируется, как это сделать - останавливаются у мольбертов)
Обобщение и дифференциация предметов
игра «Четвертый лишний»
Вот и вход на выставку. Посмотрите, ребята, Незнайка и его друг Тюбик, рисовали рекламные афиши для обувной выставки. Вот что у них получилось. Посмотрите внимательно… как по–вашему, подходят ли эти афиши для обувной выставки?
(Если дети затрудняются, постепенно задавать наводящие вопросы: почему не подходят? Посмотрите внимательно на афишу Незнайки. Что изображено? Какой предмет здесь лишний? Можно сказать, что эта афиша только об обувной выставке? Теперь рассмотрите афишу Тюбика)
Вы очень внимательные дети, нашли все ошибки наших художников. Молодцы!
Коллективно-творческая деятельность
А хотели бы вы прямо сейчас создать правильную афишу? Тогда выберете из предложенных картинок изображения обуви и наклейте на подготовленный плакат. Начинайте.
(дети подходят к столу, где на подносе есть картинки и клей-карандаш)
Вывод: Итак, как одним словом можно назвать все предметы, которые мы приклеили на плакат.
Замечательная афиша у нас получилась! Яркая, красивая, а самое главное - правильная! Ну что ж, давайте пройдём внутрь выставки?
Расширение представлений о происхождении обуви и её назначении
Смотрите, какой необычный человек здесь изображён? Кто это? Верно, это первобытный человек. Посмотрите, есть ли у него на ногах обувь? Точно, он босой. Как вы думаете, хорошо ли было человеку везде и всегда ходить босиком? (Выслушать ответы детей, самой принимать участие:. если человек шёл по тёплому песочку – то, наверное, было приятно)
Давайте попробуем, как это первобытные люди ходили по камням без обуви? (Дети проходят по каменной дорожке с одной разутой ногой.)
Какие у вас ощущения? (колко, больно, неприятно, неудобно, опасно).
А для обутой ноги? (легко, свободно, уверенно)
Вывод: Итак, ребята, мы с вами убедились, что обувь человеку необходима, она возникла из потребности защитить ноги от раскалённого камня и песка, снега и льда, воды и грязи. Самую первую обувь мастерили из растений и шкур животных. Посмотрите, здесь представлены иллюстрации самой первой обуви, вот такой она была. Может, название какой-либо обуви на этом плакате вы знаете? (Лапти) Где мы можем видеть такую обувь в наше время? (в кино, в музее). А хотели бы вы примерить настоящие лапти? Тогда, предлагаю по играть в игру
Ритмическая игра- физминутка
«По дорожке мы шли, лапоточки нашли»
А знаете ли вы, кто делает обувь? Верно. Профессия человека, который изготавливает обувь, называется обувщик или сапожник.
Эта профессия появилась 5 тысяч лет назад. Со временем сапожники научились делать более удобную, более прочную, более красивую обувь.
Из чего делают обувь? Да, обувь делают из самых разных материалов: кожи, ткани, резины, пластика, меха.
Расширение представлений о деталях и частях обуви
Формирование цветовосприятия и цветоразличения оттенков цветов
Мы с вами ещё малы и не сможем, как настоящие сапожники сшить ботинок или сапог. Поэтому, пока я предлагаю вам создать их в виде рисунка. Хотите? Присаживайтесь за столы. Возьмите любую понравившуюся вам заготовку (как разберут – лишние убрать). Чтобы обувь получилась у нас не хуже, чем у мастеров-сапожников, слушайте внимательно меня.
Подумайте, какая часть у обуви отвечает за защиту наших стоп? Верно, подошва, покажите, где подошва на ваших заготовках. Раскрасьте её не красным и не зелёным карандашом.
Будьте внимательны! Я назову и покажу другие части: пятка, носок и голенище. Раскрасьте их по-разному: взять 3 оттенка одного цвета.
Вывод: Итак, основные части – это подошва, пятка, носок и голенище. Конечно, у разной обуви кроме основных частей бывают ещё части индивидуальные, например, у ботинок и кроссовок есть язычок и шнурки, а у женских туфелек – каблуки.
Расширение представлений о видах обуви
Как вы думаете, сколько нужно обуви современному человеку? Например, нам с вами? Порассуждайте. (Дети рассказывают, какая и для чего нужна обувь : ходить дома – тапки, ходить по снегу – валенки и т. д)
Правильно, человеку нужно много разной обуви, ведь по нескольку раз в день нам приходиться переобуваться.
Утром, встав с постели, мы первым делом ищем под кроватью …комнатную обувь – тапочки или шлёпки.
Перед тем, как идти в детский сад, школу, на работу, мы снимаем комнатную обувь и надеваем …. уличную обувь : туфли, ботинки или сапоги.
Когда приходим в детский сад, мы снова переобуваемся в ….сменную обувь. Взрослые, приходя на работу, тоже переобуваются, например, повар надевает специальную обувь на резиновой подошве, а строитель на стройке высокие сапоги.
Когда мы собираемся на праздник, то надеваем ….выходную праздничную красивую обувь - туфли.
Группировка и классификация предметов по одному или нескольким признакам
Ой, ребята, посмотрите, какой беспорядок на этих полках. Вся обувь перепутана, лежит кое-как. Кто же тут побезобразничал? Вы знаете? И я не знаю (Если вдруг дети говорят, что знают или на кого –то указывают, нужно спросить: «Вы видели это сами? Запомните, ребята: никогда не обвиняйте других в плохом поступке, если сами этого не видели»
Давайте, мы наведём здесь порядок.
На первой полке вся обувь перепуталась, давайте расставим её парами. Выберите любую пару обуви и поставьте на полочку. Молодцы, все справились. Давайте посчитаем пары обуви : одна пара, две пары, ….
На этих полочках обувь нужно сгруппировать, кто догадался по какому признаку? ( карточки подсказки: зима, лето, весна+осень) Как называется обувь, которую носят в зимний сезон? А в летний сезон? А если обувь носят весной и осенью? – такую обувь называют «демисезонная», это трудное слово означает, что обувь носят между зимним и летним сезонами. Сейчас мы разделимся на группы и наведём порядок на полках. Кто желает найти всю зимнюю обувь, подойдёт работать сюда, кто летнюю – сюда, а кто демисезонную – будет работать здесь.
Вывод: Посмотрите на все три полочки и скажите ещё раз, какого вида обувь бывает по сезонам? (зимняя обувь, летняя обувь и демисезонная) Молодцы!
Если останется время
Воспитатель: Идём дальше, ребята. Смотрите, здесь лежит записка, в ней написано «Угадай чья обувь?», а рядом несколько конвертов, в конвертах разрезные картинки. Вы догадались, что нам нужно сделать? Верно, нужно собрать разрезные картинки, чтобы угадать, чья обувь там изображена.
Вывод:
Воспитатель:Обувь, которую носят мужчины, как называют?
Дети: Мужская обувь.
Воспитатель: Обувь, которую носят женщины, как называют?
Дети: Женская обувь.
Воспитатель: А обувь, которую носят дети, как называют?
Дети: Детская обувь.
Если не останется время, то предложить игру для самостоятельной деятельности в вечернее время.
Заключительная часть.
Ну вот, ребята, мы с вами обошли всю выставку. Вспомните и скажите, что мы узнали об обуви сегодня?
Что было для вас самым интересным?
Я сегодня очень довольна вашей работой. Мне понравилось, как вы работали. Кому из вас было интересно и понравилось занятие возьмите лепесток и прикрепите магнитом на доску. Вот такой красивый, весенний цветок у нас с вами получился.