Тамара Александрова
Конспект познавательного занятия «Моя безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Радужный» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект
занятия по «Социально – коммуникативному развитию»
в старшей группе
Тема: «Моя безопасность»
Воспитатель: Александрова Т. И. ,
I квалификационная категория
2015 год
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 25 минут
ТЕХНОЛОГИЯ:
Публикация «Конспект познавательного занятия „Моя безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
М/ м оборудование, слайды - иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Толстого «Приключения Буратино», р. н. с. «Кот, петух и лиса».
МАТЕРИАЛ:
Пиктограммы: злое и доброе лица; изображения: Баба-Яга, Кощей, Змей Горыныч, Бармалей, Снежная Королева, Волк, Лиса, Дюймовочка, Золушка, Крокодил Гена, Айболит); шапочки-маски петуха и лисы; сюжетные картинки с различными опасными ситуациями; отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 2 обруча; игрушка –Лунтик; салфетка; мяч; «лунный камень»- сюрприз для детей.
АНОТАЦИЯ:
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя решение трех задач:
1. Индентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.
2. Разработка предупредительных мер.
3. Ликвидация возможных последствий.
«Стратегический приоритет политики в сфере детства – это форма и развитие ценностей здорового образа жизни, - подчеркнуто Президентом РФ в послании Федеральному Собранию на 2011-2015гг».
Ребенок по своим физическим особенностям не может самостоятельно определять всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка – дать элементарные знания основ безопасности.
Безопасность жизнедеятельности – это наука о комфортном и травма безопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе является:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании»
3. Концепция дошкольного образования. В. В. Давыдов, В. А. Петровский
4. Программа «Безопасность», Р. Б. Стеркина, Н. Н. Андреева, О. Л. Князева
Главная цель по формированию у детей безопасного поведения – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Занятие – путешествие составлено для детей старшей возрастной группы с целью сформировать основы безопасности. Конспект можно использовать воспитателям подготовительной группы с небольшими дополнениями.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
• Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
• Формировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
• Показать разумность осторожного поведения.
• Совершенствовать умения детей практически применять полученные знания.
Развивающие:
• Продолжать развивать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответах на поставленный педагогом вопрос; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.
• Развивать умения составлять рассказы по сюжетным картинам на тему, предложенную воспитателем.
Воспитательные:
• Воспитывать сознательное отношение к своей жизни и ее безопасности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ХОД ЗАНЯТИЯ :
Здравствуйте, ребята. Зовут меня Тамара Ивановна. Я пришла к вам в гости с одним сказочным героем. Отгадайте, кто это?
СЛАЙД 1
(включить видеозапись из мультфильма «Приключения Лунтика» на м/м оборудовании)
-Однажды на Луне родился удивительный малыш…
-Ой, что-то тут шевелится.
-А вот и он (Поднять салфетку, которая была под м/м оборудованием).
-Привет, ребята! - говорит Лунтик.
-Ребята, Лунтик недавно родился и не знает, как вести себя, чтобы не попасть в опасные ситуации.
-Научим Лунтика безопасности?
-Ребята, а что такое «безопасность»? (Это когда твоей жизни никто не угрожает, когда у тебя хорошее здоровье, когда в стране спокойно)
-Я приглашаю вас в путешествие в страну «Безопасность», а помогут нам ситуации из сказок.
1 ситуация «Внешность человека может быть обманчива».
СЛАЙД 2
(На м/м оборудовании иллюстрация из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
-Послушайте отрывок из сказки:
«Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая
Пряла пряжу под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая старушка:
«Ох, ты, дитятко девица,
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Выдь ко мне!»
Ей царевна говорит:
«На ж лови!» - и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала:
«Благодарствую» - сказала,
Бог тебя благослови:
На же яблочко, лови!».
Вопросы:
-Из какой сказки этот отрывок?
-Что же случилось после этого с царевной?
-Что бы вы посоветовали царевне? (Отошли бы подальше, не стал бы разговаривать, твердо сказал «нет», вежливо отказался)
-Как бы ты это сделал, какие слова говорил при этом? (Извините, но мне родители запрещают принимать подарки от незнакомых людей. Не подходите ко мне близко, я позову на помощь. У меня все есть и мне ничего не нужно)
2 ситуация «Добро и зло» (дидактическая игра)
(на полу 2 обруча, в одном из них пиктограмма злого, в другом – доброго лиц). ( На столе изображения сказочных героев: Баба-Яга, Кощей, Бармалей, змей Горыныч, Снежная Королева, Волк, Лиса, Дюймовочка, Золушка, Крокодил Гена, Айболит).
-Какие из этих героев можно назвать злыми, а каких добрыми?
(Предлагаю разложить по обручам изображения героев. В одном обруче злые, а в другом добрые. Круги Эллера).
-Как думаете, кого из них можно положить на пересечении кругов? Почему?
-Во всех ли сказках лиса и волк злые?
-В сказках: «Снегурушка и лиса», «Теремок» лиса не злая и не вредная, а волк - в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» добрый. Значит, их можно положить на пересечении кругов и у нас получилось три группы: злых, добрых, добро-злых.
-На какого сказочного героя по форме похожи эти лица? (пиктограммы)
СЛАЙД 3
НА ЭКРАНЕ иллюстрация к сказке «Колобок»
-Что случилось потом с колобком?
-Можно ли было доверять лисе?
-Как бы вы поступили на его месте?
Вывод: незнакомому человеку на улице не стоит доверять, даже если внешне очень привлекательныЙ.
3 ситуация «Опасные ситуации на улице».
СЛАЙД 4
На м/м оборудовании иллюстрация к сказке «Буратино».
-Вспомните, что случилось с Буратино, когда Кот Базилио и Лиса Алиса позвали его пойти с ними на поле Чудес? (они его обманули, обокрали, привязали и разлучили с папой Карло)
-Правильно ли поступил Буратино, что доверился им?
-Что бы вы стали делать, если бы вас позвал с собой незнакомый человек? (Буду громко кричать, позову на помощь полицию)
4 ситуация «Чужой, знакомый, свой» (игра с мячом)
Свой: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, родственники, тетя, дядя.
Знакомый: соседи, воспитатели, друзья, подруги, друг папы, подруга мамы.
Чужой: прохожий, незнакомец, продавец, почтальон, слесарь.
Итог: доверять можно только знакомым людям, а чужие могут обидеть, причинить вред.
5ситуация – Опасные встречи в лесу
СЛАЙД 5
На экране сюжет из сказки «Красная Шапочка»
-Ребята давайте спасем Красную Шапочку от волка. Мы нарисуем ей такую дорогу, чтобы она не встретилась с волком. (Предлагаю присесть за столы)
Игра «Лабиринт».
6 ситуация «Опасное поведение взрослого на улице»
СЛАЙД 6
На м/м установке изображение из сказки «Кот, петух и лиса».
Инсценировка отрывка из сказки.
Один из детей –Лиса, другой –Петух (одевают шапки)
Лиса старается выманить петуха, насильно хватает его, а Петушок громко кричит, призывая на помощь.
-Чтобы могло случиться с петухом, если бы его не спас кот?
-А как бы вы вели себя на улице, если бы вас схватил чужой человек?
-Какими словами позвали бы на помощь? (Помогите, меня уводит чужой человек. Это не мой папа. Караул! Полиция! Спасите)
7 ситуация «Встреча с незнакомыми людьми дома»
(Составление рассказов по картинкам)
-Возьмите,пожалуйста, со стола карточки, внимательно посмотрите на ситуации, которые произошли с детьми и расскажите, как бы вы поступили на их месте. (Звонок по телефону, звонок в квартиру, приглашение покататься на машине)
Ответы детей: не подходил бы к двери, не говорил, что я дома один, позвонил бы родителям или в полицию)
- Я знаю, что один из вас знает об этом стихотворение.
Ребенок:
«Дома я один остался
Кто-то дверь открыть пытался.
Я тогда 02 набрал
И полицию позвал.
Не пройдет пяти минут,
Как воришку заберут».
-Правильно, нельзя открывать дверь чужим, если даже они вас просят ласковым голосом.
А у мамы и папы, бабушки и дедушки есть свои ключи, они сами могут открыть дверь.
Итог:
«Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок.
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет
Говорите твердо : «Нет!»
Просят дверь ваc отворить,
Чаю крепкого налить.
Есть на все простой ответ
Говорите твердо: «Нет!»
Теперь я уверена, что с вами ничего плохого не случиться.
-Лунтик, ты понял, как надо вести себя с незнакомыми людьми?
Лунтик благодарит детей:
СЛАЙД 7 –СЛОВА ЛУНТИКА
-Спасибо, дети. Я многое узнал и обязательно расскажу своим друзьям.
А вам за помощь дарю «лунный камень» с сюрпризом внутри. До свидания, дети.