александра косарева
Конспект познавательного занятия «Сравнение герани и бальзамина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия
с элементами математического развития
в средней группе.
Программное содержание:
1. Формровать понятие: «комнатные растения» на примере бальзамина и герани, учить их сравнивать, делать выводы на основе сравнения.
Темочки:
2. Продолжать учить сравнивать предметы по величине, устанавливать отношения «больше», «меньше», «равно».
3. Формировать умение различать геометрические фигуры: овал, круг, квадрат, треугольник.
4. Развивать логическое мышление и коммуникативные способности.
Материал: бальзамин, герань, счетные палочки, блоки Дьенеша, куб,
кружка для полива, вода, полоски 2-х цветов на каждого ребёнка.
-Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Чебурашка. Он сказочный герой, который понимает язык птиц, животных и растений. И вот однажды,
когда он путешествовал по стране «Комнатные растения», он услышал спор между двумя растениями. Они спорили о том, кто из них лучше. Спорили так долго, что никто не мог им помочь.
/На стол выставляются Герань и Бальзамин/.
-Как называются эти растения? (Герань и бальзамин).
-Как по-другому называется бальзамин? (Огонёк, Ванька – мокрый).
- А Чебурашка знает ещё одно название: «Недотрога».
Как огонь цветы цветут,
А в народе его просто «недотрогою» зовут.
-Давайте рассмотрим оба эти растения. Сколько стеблей у герани?
У герани? Сосчитайте?
(У герани-2, у бальзамина-3).
- Отложите слева столько палочек, сколько стеблей у бальзамина.
А справа столько, сколько стеблей у бальзамина.
(Дети выполняют задания).
-У какого растения стеблей больше? И на сколько? Расскажите, как можно это проверить.
(Дети берут по одной палочке справа и слева, считают
сколько палочек осталось)
- Как ещё можно определить, у кого больше стеблей?
(Выложить одни палочки под другими).
- Правильно, скажите какого цвета стебли у этих растений?
(У бальзамина стебель светло-зеленый, а у герани снизу
темный, выше-зелёный).
-Что находится на стебле?
(На стебле расположены листья и цветы).
- Давайте сравним по форме листья. Обведите их пальчиком и найдите модели такой же формы.
(У бальзамина овальные листья, у герани - круглые).
/Дети находят модель круга и овала/.
-Как же нам сравнить, какая поверхность у листьев наших растений?
(Надо погладить листочки).
- Правильно, только гладить нужно осторожно, чтобы не повредить листочки.
/Дети трогают листья и определяют, какая поверхность листьев/.
(У герани листья шершавые, у бальзамина лист гладкий).
Посмотрите, что нам принес Чебурашка, чтобы мы лучше рассмотрели листья. Что это? Да, это лупа.
/Дети через лупу рассматривают листья обоих растений/.
- Отличаются ли листочки?
(У герани на листьях маленькие волоски, а у бальзамина их нет).
-Правильно, маленькими волосками, поэтому он и шершававый.
А сейчас внимательно рассмотрите края листьев. Потрогайте и обведите пальчиком. Пальчик скользит или цепляется?
(Пальчик цепляется, края неровные).
-Да, края у листьев неровные, у герани край волнистый, а у бальзамина-
зубчиками. Понюхайте листья и определите, у какого растения они пахнут.
Осторожно, чтобы не повредить листья.
(Листья герани пахнут).
-Чебурашка знает поговорку про герань : «Журавлиный нос нам духи принёс». Но что, же это такое, Чебурашка говорит, что растения продолжают спорить. Поможем ещё им. Посмотрите, какое растение выше?
Как это можно сделать?
(Надо поставить их рядом).
/На стол ставится герань, а на куб- бальзамин).
-Какое растение выше?
(Надо поставить их рядом)
/Дети снимают «огонёк» с куба и ставят растения рядом/.
-Чебурашка не уверен, что герань выше, как вы думаете почему? горшки?
-Одинаковые ли горшки?
(Нет, у бальзамина горшок меньше, чем у герани).
- Верно. Как же нам узнать, какое растение выше? Посмотрите, у меня на столе лежат полоски бумаги. Сейчас возьмем коричневую полоску и измерим
стебель герани, а белой стебель - бальзамина. Затем сравним их, наложим одну на другую. Какое растение выше?
(Герань выше, чем бальзамин).
-Верно, а теперь сравним листья герани и бальзамина и выясним, чей лист длиннее? Для этого мы снова возьмем полоски бумаги для измерения.
/Измеряют и сравнивают/.
-Как по- другому можно сравнить листья по длине?
(Надо наложить один лист на другой).
-У какого растения лист шире, у какого уже? Посмотрите.
(у бальзамина уже, у герани шире).
-Ещё раз посмотрите внимательно и скажите, все ли листья одинаковой величины?
(Нет. Вверху листья меньше, чем внизу.)
- Почему как думаете?
(вверху листья продолжают расти, а внизу уже не растут).
-Правильно, молодцы! А сейчас Чебурашка хочет с вами поиграть.
(Проводится физкультминутка).
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с вами подружимся
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать.
-Хорошо, Чебурашке понравилось играть с вами, и он предлагает поиграть в игру: «Отдгайка». Вы будете рассказывать о растение, не называя его.
А мы попробуем, отгадать о каком же растение вы рассказываете.
/рассказ 2-3 детей/.
-Скажите, какие условия нужны для того, чтобы наши растения хорошо росли?
(Солнце, вода, свет и тепло).
- Да, всё верно. Сейчас я вам покажу растения: одно большое, а другое поменьше. Какому из них требуется больше воды, а какому меньше?
Иди,Вова, полей большое растение большой кружкой,мы будем считать,
откладывая квадраты справа от себя (2).А ты,Аня, полей маленькое растение, а мы снова посчитаем, отложив треугольники слева от себя. (1).
Одинаковое ли количество кружек? Какому растению потребовалось воды больше?
(Большому растению нужно больше воды,чем маленькому).
-Как вы узнали это?
(Посчитали квадраты и треугольники).
-Сколько всего квадратов? (2).
-Сколько всего треугольников? (1).
- Чего больше? Квадратов или треугольников? И на сколько?
(Квадратов больше, чем, треугольников на один квадрат).
-Верно, 2 больше, чем 1, на 1. Хорошо. А теперь вспомним, что ещё нужно растениям для хорошего роста?
Давайте проведем опыт. Зажмите нос пальчиками. Почему вам хочется открыть рот? Что вам необходимо?
(Воздух. И растениям тоже нужен воздух).
-Как вы думаете, корни растений дышат?
(Дышат).
-Да, корни растений дышат, поэтому после полива землю нужно порыхлить, чтобы воздуху легче попасть туда.
-Молодцы! Чебурашка тоже вами доволен. Он говорит, что растения очень многое узнали о себе. Теперь они знают,кто выше, а кто ниже. У кого лист шире, у кого уже. Узнали, что нужно для их хорошего роста.
Бальзамин и герань будут теперь жить в нашем уголке. Они больше не будут спорить, а будут радовать нас своим красивым видом. Спасибо, дети,
Чебурашке было интересно. А вам?