Марина Викторовна Лобанова
Конспект познавательного занятия «Часы» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: познакомить детей с историей возникновения часов; рассказать и показать разные виды часов; вызвать стремления планировать свою жизнь (отдельные мероприятия) по часам.
Материал: различные виды часов (настенные, наручные, будильник, песочные); иллюстрации с изображением солнечных часов; свеча.
Организация вида деятельности
Педагог. Люди с давних пор стремились как можно точнее измерять время. А мы теперь знаем: чтобы это сделать, достаточно посмотреть на один предмет, который показывает точное время. Что это за предмет?
Дети. Часы.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Часы“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Педагог. Но часы не всегда были такими, какими их мы привыкли их видеть. Какими же они были? (Далее немного рассказывает о солнечных и песочных часах.) В очень давние времена люди пользовались огненными часами. Для этого брали, например, свечи. Французы огромную свечу метками делили на 24 части (по количеству часов в сутках). Свечу поджигали, и она горела весь день. Около нее стояли специальные люди, которые следили за тем, как она горит. Когда нужно было узнать время, смотрели, до какого деления догорела свеча.
Посмотрите на карту. Это горы Альпы. В далекие времена (когда еще не было самолетов) было очень сложно перебираться через горы без проводника – человека, который хорошо знал дорогу и вел по ней других людей. Путь через горы был трудным и долгим, приходилось делать привалы, ночевать в горах. Проводники в Альпах использовали особые часы – будильник. Будильником служила свеча. В определенном месте в нее втыкали булавку, к которой привязывали тяжелый предмет. Когда огонь добирался до булавки, предмет падал и будил путников.
Педагог предлагает детям попробовать сделать такой будильник. Они берут свечу, втыкают в нее булавку (на 2-3 см от верха, к ней крепят небольшой предмет (маленький колокольчик или бубенчик). Свечу поджигают.
Когда колокольчик упадет, это станет сигналом к тому, что наше занятие закончилось.
Пока свеча горит, педагог рассказывает детям о том, что люди продолжали трудиться над созданием часов. И часы становились все разнообразнее.
А какие часы существуют сейчас?
Дети отвечают. Педагог демонстрирует некоторые виды часов. Дети рассматривают их, определяют разницу во внешнем виде и функциях.
Например, есть часы, которые показывают только время; есть часы которые показывают время и дают сигнал – это часы с боем, будильники и даже говорящие часы. А теперь давайте по фантазируем: какие часы могут придумать люди.
Дети высказывают свои идеи, педагог следит за тем, чтобы они не упустили главное: назначение часов – фиксация времени.
Занятие заканчивается, как только «прозвенит огненный будильник».