Марина Апаназова
Конспект занятия по экспериментированию «Воздух» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность детской деятельности:
развитие исследовательского поведения на занятиях с педагогом-психологом.
Цель: развитие у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.
Задачи
Образовательные: закрепить представление детей о свойствах воздуха: невидимый, бесцветный, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; показать способы и приемы обнаружения воздуха; расширять словарь (невидимый, бесцветный).
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Развивающие: развитие наблюдательности и познавательного интереса.
Воспитательные: бережно относиться к силам природы, уметь экологично и безопасно их использовать.
Оборудование и материалы: воздушный шар, листы бумаги, веера, лодочки, трубочки, пакеты, апельсиновые корки, дольки чеснока, палитра с красками, пипетки, стаканы.
Ход занятия:
Группа оборудована в научную лабораторию для проведения опытов с воздухом.
Педагог-психолог: Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек). Давайте её откроем, и узнаем, что же нам прислали?
Дети: Пусто.
Педагог-психолог: Странно. Зачем же нам прислали пустую коробку? Ребята, а вот тут ещё и конверт какой – то есть.
(На боковой стороне посылки приклеен конверт.)
Педагог-психолог: Ребята, давайте откроем его и прочитаем что же там написано? Там загадка. Если мы ее отгадаем, то сможем узнать, что же находится в коробке.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем! (воздух)
Педагог-психолог: Молодцы ребята, правильно угадали.
Педагог-психолог: Да, ребята - это воздух. Мы дышим воздухом и привыкли его не замечать, а ведь он повсюду – на улице, в комнате, в любом свободном пространстве. Как вы думаете, воздух нам нужен?
(ответы детей)
Педагог-психолог: А кому еще нужен воздух?
Ответы детей: (животным, растениям, насекомым и всему живому на нашей Земле)
Педагог-психолог: Давайте вдохнем воздух через нос в грудь, чувствуете, как он заполнил наши легкие, а теперь выдохнем его через рот.
Дети пробуют на выдохе, с помощью струю воздуха выдуть семена из шишки.
Так дети учатся наблюдать как "ветер" разносит семена по Земле
Педагог-психолог: А как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
(Ответы детей)
Педагог-психолог: Давайте проверим, правда это или нет! Я приглашаю пройти вас в нашу лабораторию.
Опыт №1
(Наливаем в стакан воду, накрываем листом бумаги)
Вопрос детям: как вы думаете, что произойдет, если стакан перевернуть?
(ответы детей)
Педагог-психолог: Проверим! (Проделываем опыт) Почему вода не вытекает из стакана, когда под ним лист бумаги?
Ответы детей:
Делаем вывод: На лист бумаги давит воздух, он прижимает бумагу к краям стакана и не дает воде вылиться.
Педагог-психолог: А что такое воздух?
Ответы детей: (это то, чем дышат люди и все живое)
Педагог-психолог: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз. Я воздуха не вижу, а вы видите воздух? (ответы детей – нет, не видим) Воспитатель: А почему?
(ответы детей – потому, что он не видимый)
Опыт №2
Педагог-психолог: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, хоть мы его и не видим. Возьмите полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем? (Пусто) Воспитатель: Да он пустой, его можно сложить в несколько раз. А теперь мы наберем в пакет воздух и закрутим его. Что произошло с пакетом? (ответы детей)
Педагог-психолог: Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Воздух занял все
место в мешке. Теперь развяжем мешок и выпустим из него воздух. Что изменилось?
(ответы детей).
Педагог-психолог: Пакет опять стал пустым.
Вывод: Воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его нужно поймать. Ребята, мы показали, что вокруг нас есть воздух.
Опыт № 3
А вот интересно, как еще можно увидеть воздух? Я вам предлагаю взять стакан с водой и трубочку для коктейля. А теперь опустите трубочку в стакан и подуйте в нее. Что вы видите? (пузырьки) А что это за пузырьки? Ответы детей: (это воздух)
Педагог-психолог: Верно. Мы можем сделать второй вывод: воздух легче воды, он всегда поднимается на ее поверхность!
Опыт № 4
Педагог-психолог: А теперь, давайте подумаем, имеет ли воздух форму? (ответы детей). Правильно, воздух принимает форму того предмета, в котором находится (демонстрирует опыт с воздушным шариком)
Опыт № 5
Педагог-психолог: А как вы думаете, мы можем почувствовать воздух? (да) Для того, чтобы его почувствовать, нам понадобится веер. Берем лист бумаги и начинаем его складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что вы чувствуете? (ветер)
Педагог-психолог: Правильно, ветер – это и есть движение воздуха. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер по морю гуляет».
(вызывает для демонстрации двоих детей) Опускаем лодочку на воду и попробуем подуть на нее. Что происходит с лодочкой? (она плывет) Если вы дуете сильно – лодочка плывет быстро, дуете слабо – лодочка плывет медленно.
Почему она плывет? (Потому что мы на нее дуем – создаем движение воздуха). Так и настоящие лодки тоже могут плыть благодаря ветру, который надувает их паруса.
Физкультминутка
Ветер веет над полями и качается трава,
(дети качают руками вправо – влево)
Облака плывут над нами, словно белая гора
(поднимаются на носки и опускаются на всю стопу)
Ветер пыль над лесом гонит, и деревья к низу клонит –
(выполняют движения по тексту)
Вправо, влево, взад, вперед, а потом наоборот!
Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем!
(имитируют ходьбу).
Опыт № 6.
Педагог-психолог: Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах? Вы сейчас чувствуете какой – ни будь запах? (ответы детей).
Педагог-психолог: Возьмите корочку апельсина и помните её. Чем пахнет?
(ответы детей).
Педагог-психолог: А сейчас возьмите дольку чеснока. Чем пахнет?
Педагог-психолог: Запах передаётся по воздуху.
Вывод.
А сейчас я вам предлагаю вспомнить все, что мы узнали:
1. Воздух невидимый.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух не имеет формы
4. Движения воздуха – это ветер.
5 Воздух не имеет запаха.
Опыт № 7
Педагог-психолог: А еще ребята, с помощью воздуха можно рисовать! Хотите попробовать? Я вас приглашаю сесть за столы.
На столах палитры с разведенной гуашью.
Возьмите каплю гуаши и поместите ее на лист бумаги, а теперь подуйте на нее в трубочку, создавая любой образ. (если дети затрудняются нужно им помочь).
Прощание.
Педагог-психолог: Какие красивые рисунки у вас получились. И мы обязательно украсим ими нашу группу.