Баева Наталья
Конспект познавательного-исследовательской деятельности в старшей группе «Что мы знаем о песке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 140 о. в.»
Воспитатель : Баева Н. К.
Конспект познавательного-исследовательской деятельности в старшей группе на тему :
«Песок. Что мы знаем о песке?»
Цель: Расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Формировать представлений о песке как об объекте неживой природы, его свойствах и роли в окружающем мире.
Задачи:
Обучающие:
Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
Развивающие:
Публикация «Конспект познавательного-исследовательской деятельности в старшей группе „Что мы знаем о песке“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление.
развитие умения отвечать на вопросы, рассуждать;
развитие фантазии, воображения и самостоятельность.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, умение соблюдать правила безопасного поведения во время проведения опытов.
Оборудование: тарелочка с песком для каждого ребенка, лупа, стакан с водой, салфетки воронки, ложечки, магнит, ватные палочки, фартуки.
Ход занятия:
Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
Как намочите его,
Так построишь хоть чего. (Песок)
Воспитатель: Что такое песок?
Дети: (это природный материал)
Песок относится к неживой природе.
Почему?
Дети: Живая природа дышит, пьёт воду, питается, растёт.
Воспитатель: Ребята скажите мне что же такое лаборатория?
Дети: Это то место, где проводят разные исследования и опыты.
Воспитатель: Верно! А сейчас предлагаю вам надеть рабочую форму и пройти в нашу научную лабораторию, где мы путём опытов и исследований узнаем об интересных свойствах песка.
Воспитатель: Прежде всего, давайте вспомним основные правила при работе в лаборатории.
1 Внимательно слушать инструкции.
2 Четко выполнять указания.
3 Аккуратно работать с веществами и оборудованием.
4 Быть наблюдательными.
5 По наблюдениям сделать выводы.
Воспитатель: Молодцы. Отлично знаете правила, а значит, мы можем приступить к работе. Для начала мы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок.
Опыт №1 (Состав песка)
Воспитатель: Давайте насыпем на бумагу небольшое количество песка, поднесём лупу, внимательно рассмотрим, что вы видите?
Дети: Мы видим мелкие песчинки. В песке есть камешки. Они разные по форме, размеру и цвету.
Воспитатель: Правильно. А теперь возьмём песок в руку и обследуем его на ощупь. Что можно сказать, какой он?
Дети: Песок сухой и шершавый.
Воспитатель: А давайте опустим в песок магнит. Что мы заметили?
Дети: На магнит приклеились мелкие частички.
Воспитатель: Ребята, это – частички металла, которые присутствуют в песке. Какой можно сделать вывод из наших исследований? (Ответы детей).
Вывод: Подводим итог нашего первого опыта: песок состоит из мелких песчинок, в нём есть камешки и частички металла. На ощупь песок шершавый.
Опыт №2.
Воспитатель: А сейчас возьмите воронки вставте их в стаканчик и аккуратно ложечкой набирайте песок и переложите его туда. Что вы видите?
Дети: ответы детей.
Вывод: Песок – сыпучий, рассыпчатый.
Физминутка:
Встали, выпрямили спинки
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.
Опыт №3.
Воспитатель: Давайте проверим, растворяется ли песок в воде или нет? У вас на столах стоит соль, добавим туда воды, и размешаем. Что мы видим?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: А сейчас ребята возьмём стакан с водой и на сыпем туда ложку песка. Не размешиваем. Что происходит с песком?
Дети: Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль.
Воспитатель: Перемешиваем. Хорошо перемешиваем. Ну что, растворился? Давайте сравним. Соль растворилась в воде, не изменив её цвет. А песок не растворился и изменил цвет воды.
Так какой мы можем сделать вывод?
Дети: Песок не растворяется.
Песок тяжёлый. Песок окрашивает воду.
Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды.
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно, чем еще отличается мокрый песок от сухого?
Дети: Мокрый песок - темнее. Сухой песок – светлее.
Воспитатель: Ребята, ваше наблюдение абсолютно верно. Давайте возьмём в одну руку стаканчик с мокрым песком, а в другую с сухим, что мы наблюдаем? Какой песок легче?
Дети: Сухой песок легче. Мокрый песок тяжелее.
Воспитатель: А почему?
Дети: В мокром песке есть вода. Вода увеличивает вес.
Воспитатель: Ребята а как вы думаете, что можно делать из мокрого песка?
Дети: куличек?
Воспитатель: При помощи формочки построить куличек. Получилась ли постройка?
Воспитатель: А еще песком можно рисовать. Я предлагаю вам стать непросто учеными, а учеными художниками, и нарисовать необычную песчаную картину.
Выбирайте необходимые для творчества предметы (ватные палочки)
Каждый из вас рисует то что задумал, рисуем по очереди.
Закончив свои работы, ребята рассказывают о своем сюжете.
Вы замечательные художники
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в научной лаборатории, где изучили удивительные свойства обычного песка. Давайте вспомним их.
Прежде всего, скажите мне, что такое песок? (Песок – это природный материал, состоит их мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер. Песок может содержать частички металла).
Какими свойствами обладает песок? (Сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигаться, изменяет свои свойства под воздействием воды.)
Где применяется песок? (В строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололёд, для игр, песком можно рисовать.).
При помощи чего мы узнали о составе песка и его свойствах? (Провели исследования при помощи специального оборудования, ставили разные опыты).
Благодарю вас за участие в научных экспериментах, за художественное творчество.
Каждому из вас присваивается звание юного ученого.