Наталья Бурова
Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Бурова Наталья Сергеевна
Воспитатель НОУ Школа «Ника» г. Москва
НОД по исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме «Вулканы»
Цель: Ознакомление дошкольников с природным явлением вулкан.
Задачи: 1. Формировать представления детей о вулканах, опасностях которые они представляют, а также их пользе.
Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности в подготовительной группе „Вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Учить детей определять проблему, добывать информацию по теме с помощью намеченного плана; представлять и защищать полученные результаты.
3. Активизировать детей на собственный исследовательский поиск, поощрять за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее знания.
4. Воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Словарь: гора, вулкан, кратер, магма, лава.
Предварительная работа: беседы о вулканах, рассматривание карты России, иллюстраций, фотографий, чтение детской энциклопедии «Почемучек», изготовление с детьми макета вулкана.
Оборудование: разрезные картинки о явлениях природы, видеопризентация «Огнедышащие горы», репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», камни и пенза, миска с водой, макеты вулкана, смесь для извержения вулкана : сода, лимонная кислота, сухая красная краска, жидкое мыло, пластмассовые бутылочки, схема опыта, маленькие бумажные листочки, ручки, карандаши.
Ход занятия
Организационный момент.
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
В. : Сегодня мы с вами будем учиться проводить самостоятельные исследования – также, как это делают взрослые ученые. Наша задача – найти знания с помощью плана, который мы с вами составим, зарисовать их и затем рассказать о чем мы с вами узнали.
Как это можно сделать?
Как вы думаете, с чего начинают исследования ученые?
Что мы должны сделать в начале?
Коллективное обсуждение с детьми плана исследования с выкладыванием карточек обозначающих методы исследования :
1. Подумать самостоятельно
2. Спрсить у специалиста
3. Посмотреть фильм
Посмотреть фильм
4. Провести эксперимент
Мы начинаем действовать по намеченному плану.
В. : Как мы с вами можем записать все что мы узнали? (на маленьких листочках бумаги – пиктограммах ручкой, карандашом будем делать рисунки, буквы, знаки)
1. Подумать самостоятельно игра «Сложи картинки».
В. : На столе у нас лежат интересные картинки, подойдемте к нему ( перед детьми на столе картинки с изображением природных явлений: грозы, дождя, облака, солнечного затмения, заката солнца)
В. : Ребята, мы не сможем поиграть в эту игру. Картинки разрезаны, мы ничего не увидим.
Что нам нужно сделать? (сложить и рассмотреть). Дети работают в парах.
Беседа по картинкам:
-Что изображено на ваших картинках?
-Как можно назвать одним словом? (явления природы)
-Что вы знаете о природном явлении дождь, гроза, облако, закат солнца, солнечное затмение?
- У меня есть еще одна картинка, давайте ее соберем вместе.
-Что на ней изображено? (вулкан)
Послушайте стихотворение о вулкане
Вулканы начали «вулканить» -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И землю сильно обожгла
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать –
Огонь в нем начал угасать
Последний раз огнем дыхнул –
И на десятки лет уснул.
Пройдут века …
И вновь вулкан проснется
И лава из нутра его польется
Что мы с вами уже узнали о вулкане?
(Вулкан – тоже явление природы).
Зарисуем на наших пиктограммах об этом знании.
Вы хотите узнать о вулкане больше?
Тогда отправляемся к следующему методу исследования.
Смело, мы идем вперед
Где вулкан уже нас ждет
2. Спросить другого человека
Послушайте интересную легенду о боге Гефесте.
А расскажет нам ее Агата.
В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест – огонь. Странный это был бог – некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.
Понравилась вам легенда о вулкане?
Давайте зарисуем эту легенду на наших листочках.
Какой метод исследования у нас дальше по плану?
3. Посмотреть фильм
Видеопризентация «Огнедышащие горы»
-В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают на видео – камеру.
(Просмотр слайдов сопровождается пояснением педагога)
Вулкан на вид - обычная гора, но внутри у нее есть очень горячая жидкость – магма, пока магма живет в домике, вулкан считается спящим. А это также самая гора только с извергающейся из нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан. На поверхности горы – вулкана магму называют лавой. Посмотрите, какой формы вулкан, на что похож? (на конус, пирамиду)
А на что похоже верхняя часть? (на большую яму, воронку)
Она называется кратер.
Извержение вулкана – это катастрофа для людей. Разрушаются города, гибнут люди. Страшная трагедия, случившаяся в далеком прошлом, произвела огромное впечатление, на художника Карла Брюллова, который изобразил на своем полотне последний день Помпеи. Жители искали укрытия в домах, пытались убежать, но спастись не кому не удалось. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли.
Однако польза для людей от вулканов тоже есть. Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.
А сейчас мы зарисуем на пиктограммах все, что узнали о вулканах. Мы с вами приближаемся к последнему методу исследования – эксперименту.
Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан. Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?
Тут нам поможет схема проведения опыта «Воспитатель объясняет проведение опыта». А сейчас пройдем в лабораторию у нас все готово для проведения опыта.
-Давайте посмотрим, из чего сделаем основание вулкана? (из конуса)
-Из чего сделаем жерло вулкана? (из пластмассовой бутылочки)
-Все ставим на поднос.
-Насыпаем ложку соды.
-Добавляем красной краски.
-Насыпаем лимонной кислоты.
-Добавляем 4 ложки воды.
-Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан? – Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и у вас все получилось, замечательно! Вам понравилось?
Давайте с вами зарисуем наш эксперимент.
Обобщение полученных данных. Раскладываем на ковре наши записи и пиктограммы так, чтобы их видели все.
-Скажите, что интересного вы сегодня узнали?
Что нового, мы можем рассказать по результатам исследования?
Раскладывание детьми своих записей в папку юного исследователя.
Доклад. По очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи, делают доклад Маша и Трофим.
Слушатели задают вопросы:
Что такое вулкан? Где они находятся?
Итог: Поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и обязательно тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.
Используемая литература:
Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития 2003
«Дошкольное образование» № 7 2004год Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей
Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста ребенка. Методическое пособие – СПБ Детство – ПРЕСС, 2010
Презентация «Огнедышащие горы» https: // deposit files. Com / files/ 19 ciup 3 и 2