Татьяна Бабчук
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Нетрадиционная техника «эбру»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала и провела
воспитатель старшей группы
компенсирующей направленности
Бабчук Т. С.
Г. Лодейное Поле
2017г.
Возрастная группа : Подготовительная группа
Форма совместной деятельности : Интегрированная НОД
Форма организации: Групповая, в парах.
Организация детей: Сидя на стульях, стоя за столами, в свободном расположении.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Нетрадиционная техника „эбру“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
«Безопасность», «Познание», «Здоровье», «Физическая культура», «Коммуникация», «Художественное творчество»
Пояснительная записка.
Все дети любят рисовать. Очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков в изобразительной деятельности, ребенок теряет интерес к творчеству. Из опыта работы с детьми по развитию художественно - творческих способностей в рисовании, можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов и техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «эбру» - рисунок на воде и научить отображать в ней весь колорит осенних красок, с помощью познания и экспериментирования.
Программные задачи:
Развивающие: 1) Развивать у детей творческие способности, зрительное цветовосприятие, внимание и воображение, фантазию; 2) Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук; 3) Развивать чувство уверенности в себе, способствовать формированию положительных эмоций. 4) Развивать интерес к изобразительной деятельности, желание экспериментировать, проявляя в работе яркие чувства и эмоции. 5) Развивать грамотную и связную речь, умение правильно формулировать ответы. 6) Побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного или услышанного.
Воспитательные: 1) Воспитывать аккуратность, интерес к занятию. 2) Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. 3) Закреплять способность работать сообща в паре. 4) Воспитывать доброе отношение к окружающему миру;
Обучающие: 1) Познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования : техника рисования - эбру, используя аквастудию; 2) Закрепить умение располагать узоры на воде и умения отпечатывать изображение на лист плотной, акварельной бумаги; 3) Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение.
Методические приемы: Эмоциональный настрой, проблемная ситуация, физкультурная разминка, пальчиковая гимнастика, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения, определение уровня настроения, оценка работ других детей, итог занятия.
Материал: Прозрачная форма, специальная вода для рисования, специальные краски для рисования на воде, клеенка на стол, акварельная бумага, фартуки на каждого ребенка, кисточки мягкие, деревянные палочки, банки с водой, банки для разведения красок, сухие и влажные салфетки, подносы.
Звучит музыка «Листик, листик, листопад» дети входят в зал.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте поздороваемся и с нашими гостями.
Эмоциональный настрой.
Если б все на свете было одинакового цвета,
(Разводят руками)
Вас бы это рассердило или радовало это?
(Грустно – весело, показываем мимикой)
Видеть мир привыкли люди разноцветным и прекрасным.
(Руки на поясе, наклоны туловища влево — вправо)
Пусть же все вокруг нас будет удивительным и разным!
(Покружились вокруг себя).
Дети встают в круг и выполняют движения по тексту.
Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим ваши маленькие солнышки! И только с хорошим настроением мы можем совершать добрые поступки и узнавать что – то новое и интересное.
Я, надеюсь, у вас хорошее настроение?
Покажите, какое оно у вас.
Дети мимикой показывают настроение.
Воспитатель: Замечательно! Значит сегодня мы с вами можем узнать много нового и интересного! Присаживайтесь на стулья.
Дети рассаживаются.
Вводная часть.
Воспитатель: Нашу с вами встречу я хочу начать с загадки:
Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья.
Кто или что это?
Дети : Осень
Воспитатель: А что значит, перекрасила все листья?
Дети : Были зеленые, а стали все разноцветные — желтые, красные, оранжевые.
Воспитатель: Давайте подумаем, что мы можем сказать про Осень. Какая она? Подарите мне по одному признаку осени, а я их соберу в свои ладошки.
Игра «Осенние признаки» (тактильное общение воспитателя и педагога с помощью рук, способствующее развитию речи)
Дети «кладут» в ладони воспитателя по одному признаку приметы осени, начиная предложение со слов «Осень….»
Воспитатель: Молодцы! Сколько ласковых слов вы сказали про осень!
А вы знаете, что у Осени есть помощники - волшебные маленькие человечки? Хотите с ними познакомиться?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда…. Внимание на экран.
Показ мультфильма «Осенники»
Воспитатель: Теперь вы знаете, как зовут этих помощников. Ребята, напомните мне их имена.
Дети: Осенники.
Воспитатель: А где они живут? Под какими деревьями?
Дети: В лесу. По березой, рябиной, дубом.
Воспитатель: А где живет наш Осенник, про которого рассказывали в мульфильме?
Дети: Под кленом.
Звучит сигнал скайпа.
Воспитатель: Ой, слышите? Кто – то вызывает нас на связь. Давайте посмотрим и послушаем.
Видеообращение от Осенника
«Здравствуйте, ребята! Однажды в нашем лесу появился злой мальчишка Кузьма – пол – капли ума. Вредный и невоспитанный. И когда я раскрашивал листочки на деревьях, он меня так напугал, что я решил от него спрятаться. А он побежал за мной, но не догнал! Я так торопился, что обронил свои волшебные инструменты. А когда он ушел, я увидел, что краски и кисточка пропали! Он унес их с собой!
Чем я теперь буду раскрашивать? Я не успею сделать краски, ведь я все лето их собирал… Все мои друзья уже покрасили листья на своих деревьях: на дубе, березе, рябине. А мне нечем. Скоро зима… И мой клен останется зеленым. Помогите мне, пожалуйста, найти мои волшебные краски! Я буду ждать.»
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, Осеннику так грустно и обидно. Предлагаю отправиться на поиски его красок.
Воспитатель: Какого цвета краски нам понадобится найти?
Дети: Желтый, оранжевый и красный.
Воспитатель: Правильно! Но самим нам не справиться. Давайте подумаем, к кому мы сможем обратиться за помощью в поисках красок?
Ответы детей.
Воспитатель: Может быть, к друзьям Осенника?
Дети: Да.
Воспитатель: Но они же живут в волшебном лесу. Чтобы нам там оказаться, нам нужны волшебные слова.
Давайте с вами помечтаем, Глаза закроем и представим. (дети закрывают глаза)
В сказке мы среди чудес, а вокруг осенний лес!
Воспитатель: Открывайте глазки. Вот мы и попали в сказочный осенний лес! Посмотрите как красиво вокруг, и листочки разноцветные! Действительно, друзья нашего друга уже все листья на деревьях раскрасили!
На заставке осенние деревья в лесу
Задание №1
На заставке Березовик и держит лист березы с заданием.
Воспитатель: А вот и первый наш помощник – Березовик. Его так зовут, потому что, живет он на березе. Но прежде чем просить его о помощи,
нам надо вспомнить, что собирал Осенник после дождя для создания волшебных красок?
Дети: Воду.
Воспитатель: Правильно! Только не простую воду, а волшебную.
Воспитатель: Где же мы ее здесь возьмем?
Ответы детей.
Воспитатель: Смотрите, нам Березовик дал подсказку
Воспитатель обращает внимание детей на экран. На листе березы текст.
«Для красок нужна дождевая вода –
Её вам собрать не составит труда.
В танце капли собирайте и ведерко наполняйте.
Если постараетесь – то с первым заданием справитесь!
Воспитатель обращает внимание на пустое ведерко около дерева.
Воспитатель: Смотрите, он нам приготовил ведерко, чтобы набрать воду. Воспитатель: Ну, с этим заданием постараемся справиться. Я знаю один танец про дождик. Если вы мне поможете, то наше ведерко наполнится дождевой водой. Готовы? Дети: Да. Воспитатель: Тогда повторяйте за мной.
Физминутка «Дождик» с презентацией
Капельки-дождинки с неба упадут, и цветы, как в сказке, на земле взойдут.
Под дождём все дети будут танцевать, дождик помогает деткам подрастать.
А сквозь лучик солнца капельки: кап-кап!
Маленькому дождику каждый очень рад.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Кап, кап, кап, кап, кап.
Маленькому дождику каждый очень рад.
(Заменить пустое ведерко на ведро с водой)
Воспитатель: Посмотрите! У нас все получилось! И ведерко наполнилось водой! Значит, мы справились с заданием? Дети: Да. Воспитатель: Теперь нам надо отправляться дальше и искать краски.
Дети с воспитателем отправляются дальше.
Задание №2
Воспитатель: Ребята, посмотрите, еще один житель осеннего леса нас ждет. Кто мне напомнит, как его зовут, если он живет на дубе? (подвести детей к сравнению - если живет на дубе, то его зовут Дубник)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно – это второй наш помощник – Дубник.
Воду мы собрали, а где же краски взять?
Давайте вспоминать : из чего собирал краски Осенник?
Дети: Солнце, цветочная пыльца и сок ягод.
Воспитатель: Где же мы все это возьмем? Здесь нет ни солнца, ни цветов, ни ягод.
Ответы детей.
Воспитатель: Надо подумать. Смотрите, здесь тоже есть подсказка.
Воспитатель обращает внимание детей на экран. На листе дуба текст.
«Чтобы краски получить, надо воду изучить
Я постарался все собрать – в корзинке все должно лежать.
Если вы с заданием справитесь– краска в руках появится»
Воспитатель с помощью детей находит корзинку и рассматривает содержимое.
Воспитатель: Как же нам из всего этого получить разные цвета?
Ответы детей.
Опыт №1 «Окрашивание воды»
3 стакана с водой, три красителя разного цвета (желтый, оранжевый, красный)
Поэтапно получаем цвета, следуя подсказкам:
Воспитатель: Какие хорошие друзья у Осенника! С помощью их советов мы всему сможем научиться.
1 подсказка
1) «У солнца лучик попросите – и желтую краску получите!»
Из солнечных лучей – желтый цвет.
Воспитатель: Высыпаем желтый краситель (пищевой), перемешиваем. Какая стала вода?
Дети: Желтого цвета.
2 подсказка
2) «Чуть – чуть цветочек наклоните – и пыльцу с него стряхните,
Красивый оранжевый цвет вы быстро получите! Вот мой совет».
Из цветка – оранжевый цвет.
Воспитатель: Высыпаем оранжевый краситель (шипучую таблетку), перемешиваем. Какая стала вода?
Дети: Оранжевого цвета.
3 подсказка
3) «Я сорвал немного ягод, чтобы в краску вам добавить.
Торопитесь! Зима близко, успейте раскрасить осенние листья»
Из ягоды – красный цвет.
Воспитатель: Высыпаем красный краситель (жидкий), перемешиваем. Какая стала вода?
Дети: Красного цвета.
Необходимо подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с красителем и поэтому стала цветной.
Вывод: Вода растворяет красящие вещества и окрашивается.
Воспитатель: Ребята, мы справились с заданием? Дети: Да. Воспитатель: Наш маленький помощник сказал, что мы получим краски, если справимся с заданиями. Давайте посмотрим – где – то здесь они должны быть.
Дети ищут краски. Находят.
Ой, смотрите! Вот они! А еще он подарил нам свою кисточку. И все это сделано из растительных веществ, значит – волшебные. Воспитатель: А нам надо отправляться дальше, чтобы успеть отдать краски Осеннику.
Воспитатель и дети идут и замечают, что на экране появляется еще один осенний помощник.
Задание № 3
Воспитатель: А вот и третий наш помощник – Рябинник. Мы же с вами все сделали: краски нашли, воду собрали. Я думаю, он что – то хочет нам сказать. Смотрите, опять задание.
На экране появляется лист рябины с заданием. Воспитатель читает.
Воспитатель:
«Уже летят пушистые снежинки, и друг Осенник мой грустит.
Он не успеет все раскрасить листья, и клен зеленый все еще стоит.
Ребята, я прошу вас, помогите! Оденьте клен в красивую листву.
Вы нарисуйте яркие листочки и подарите другу моему.»
Воспитатель: Жалко Осенника. Он,действительно, может не успеть раскрасить листья клена. А давайте, мы с вами поможем ему и нарисуем для него свои разноцветные кленовые осенние листочки, согласны? Дети: Да. Воспитатель: Но для этого нам надо вернуться в детский сад.
Давайте с вами помечтаем, глаза закроем и представим. (Дети закрывают глаза) Как из леса мы выходим, и снова в детский сад заходим. Открывайте глазки. Вот мы и вернулись в детский сад.
Практическая часть.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем не просто художниками, а волшебными художниками, такими же, как и маленькие лесные человечки. Ведь рисовать мы будем на… волшебной воде (показ) и специальными растительными красками, которые мы нашли (показ) и с помощью чудесной кисточки (показ)
Рисование на воде – называется техникой «эбру» — это танец красок на воде, из которых можно делать различные фигуры.
Но прежде, чем приступить к рисованию, что нам нужно сделать с нашими пальчиками?
Дети: Разогреть их. Воспитатель: Правильно.
Пальчиковая гимнастика: «Осенние листочки»
Раз, два, три, четыре, пять (соединяем поочередно каждый палец правой руки с пальцами левой) Будем листья рисовать (сжимать и разжимать кулачки) Листья березы, листья рябины (загибать поочередно пальчики) Листья от дуба – очень красивы. Листики клена мы создаем И нашему другу в лес отнесем. (погладить каждую ладонь вытянуть руки вперед, показывая ладони).
Воспитатель: Для того, чтобы наши листочки получились красивые и разноцветные, надо быть очень аккуратными в работе. Предлагаю вам разделиться на пары, чтобы удобней было работать.
Дети делятся на пары, подходят по двое к своему столу.
Хорошо, теперь приступаем к рисованию. Перед вами прозрачные емкости и рисовать мы будем волшебными кисточками и палочками. Палочки острые, поэтому будьте осторожны. Рисовать мы с вами будем вместе. Не торопитесь, не толкайте друг друга. Волшебство не приходит к тем, кто ведет себя некрасиво.
1) Я беру кисточку, выбираю цвет краски.
2) Набираю краску и опускаю ее на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капли краски растекаются по поверхности воды, на один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются. Вода постоянно изменяется и, воспринимая настроение художника, ведет себя все время по-разному. По-разному ведут себя и краски на поверхности воды, характер красок все время меняется, это настоящее волшебство! Ориентироваться можно только на свои ощущения.
3) Аккуратно прикасаемся к поверхности воды, оставляя расплывающийся круг.
4) Не забывайте хорошо промыть кисть, чтобы цвет получился ярким.
5) И вновь опускаем ее в краску другого цвета и повторяем эти же действия с третьим цветом.
6) А теперь, в верхней части формы рисуем листья.
7) Выбираем нужный цвет и начинаем творить чудеса. Рисуем кленовые листья, не забывая о их форме. Поднимите глазки – на экране вы можете посмотреть и вспомнить, как выглядит кленовый лист.
Посмотрите, круги краски расплываются, кружатся, словно танцуют на воде. Чтобы наши листья были более интересными, придадим им форму с помощью острой палочки, отведем краску от края круга вверх, создавая форму кленового листа. Палочки острые – работаем с ними аккуратно.
Теперь надо перенести рисунки на бумагу. Протираем край формы сухой салфеткой, берем бумагу, аккуратно кладем ее на воду. Тихонько прижимаем к воде и все вместе досчитаем до 10.
Дети аккуратно накрывают свои картины листами бумаги.
Воспитатель: Вам интересно посмотреть, что же получилось? Дети: Да. Воспитатель: Вынимаем лист, поднимая большими и указательными пальцами быстро и переворачиваем. Посмотрите, какие необычные яркие кленовые листья у нас получились!
Дети поднимают листы и рассматривают работы.
Давайте положим их на стол, чтобы они высохли, и потом мы сможем их отправить Осеннику в лес.
Рефлексия
Воспитатель: Я предлагаю вам оценить ваши работы. Посмотрите, какие листья получились у ваших друзей. У всех они отличаются и совершенно не похожи между собой.
Дети проводят оценку своих работ.
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки.
Заключительная часть. Итог занятия.
Вопросы детям:
Воспитатель: Мы сегодня познакомились с новой техникой рисования -Эбру! Я вас поздравляю! - Ребята, кому мы сегодня помогали? Ответы детей. Воспитатель:- Что вам понравилось на занятии? Ответы детей. Воспитатель:- Что было трудным? Ответы детей. Воспитатель:- Скажите, а почему не тонут краски? (Специальные натуральные краски) Ответы детей. Воспитатель:- На чем вы рисовали? (на воде, в которую добавляется загуститель) Ответы детей. Воспитатель:- Что нужно сделать, чтобы рисунок сохранился? (нужно перенести его на бумагу) Ответы детей. Воспитатель: Я очень рада, что вы все запомнили и теперь сможете рассказать о том, что рисовать можно не только на бумаге, но и на воде.
Воспитатель замечает спрятанную корзинку с запиской и орешками.
Воспитатель: Ой, а что это за корзинка? А в ней записка:
«Спасибо что не бросили меня в беде! Угощайтесь нашими лесными дарами. Осенник»
Воспитатель: Ребята, принимайте угощения.
Детям раздаются угощения.
Воспитатель: Спасибо, вам большое мои маленькие помощники, вы молодцы! Пришло время отправляться в группу.