надюшка галкина
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности «В гостях у Федоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности «В гостях у Федоры»
Задачи:
1. Создать условия для применения детьми знаний о комнатных растениях и способах ухода за ними.
2. Закрепить знания детей о комнатных растениях, растущих в группе (бегония, фиалка, сансевьера (щучий хвост, герань, крассула (толстянка, денежное дерево)
3. Дать описание внешнего вида вышеперечисленных комнатных растений.
4. Активизировать в речи и уточнить понятия, связанные со строением растений, функциональным назначением частей растений.
Публикация «Конспект познавательно-экспериментальной деятельности „В гостях у Федоры“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
5. Познакомить с условиями, необходимыми для нормального роста комнатного растения.
6. Упражнять в порядковом счете.
7. Формировать представления о классификации цветов (садовые, полевые, лесные, комнатные).
8. Развивать интерес к экспериментальной деятельности
9. Воспитывать любовь, бережное отношение к комнатным растениям и желание ухаживать за ними, ответственность.
Предварительная работа:
1. Беседа о знакомых комнатных растениях, об их значении.
2. Рассматривание комнатных растений, открыток и изображений, наблюдение за их развитием.
3. Совместная работа по уходу за комнатными растениями, полив и рыхление земли (почвы) .
4. Работа по схемам «Что нужно для роста и развития?», «Правила полива комнатных растений», «Строение цветка».
5. Заучивание пословиц о труде, чтение стихов о растениях, работа с загадками.
6. Рассматривание детских энциклопедий.
Оборудование.
1. Живые объекты комнатных растений: бегония, фиалка, герань, сансевьера, крассула.
2. Лейки, клеенка, тряпочки, пульверизаторы, кисточки для протирания пыли, палочки для рыхления почвы, фартуки для взрослого и детей.
3. По два стакана с сухой почвой по числу детей для эксперимента.
4. Персонаж Федора (роль взрослого).
5. Энциклопедия «Комнатные растения».
6. Ноутбук, экран, презентация «Планета цветов»
Ход занятия
Мотивационно-ориентировочный этап
Игровая ситуация «В гости к бабушке Федоре»
Воспитатель: Напоминаю о недавно прочтенном произведении «Федорино горе» и предлагаю проведать бабушку Федору. Воспроизводится ситуация прихода в гости. Обращаю внимание на чистоту и порядок в доме Федоры.
Проблемная ситуация.
Федора : Ребята, я решила украсить свой дом комнатными растениями, но оказалось, что уход за ними – целая наука. И, к тому же, я не могу разобраться, какие растения комнатные, а какие нет.
Поисковый этап
Организуется обсуждение:
* Как и чем помочь бабушке Федоре?
* Что нужно знать, чтобы научиться ухаживать за растениями? (мы можем познакомить Федору с названиями растений; можем научить выбирать способы очистки листьев, рыхлить почву).
Практический этап
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Федорой вспомним, где растут цветы и в зависимости от этого назовем одним словом, какие это цветы (в саду растут садовые, в лесу – лесные, в поле – полевые, на лугу – луговые, а в комнате – комнатные). Давайте посмотрим на экран и расскажем и покажем Федоре, как выглядят эти цветы.
(Просмотр презентации «Планета цветов»)
Воспитатель: А теперь посмотрите на растения, которые Федора хочет разместить у себя в комнате (герань, фиалка, сансевьера, толстянка, бегония, петуния). Как они называются? Назовите, какое растение здесь лишнее и почему? (петуния – садовое растение).
Дидактическая игра «Какой по счету?»
*Назовите растение третье справа, четвертое слева, которое стоит на первом месте, на последнем.
* На каком по счету месте стоит бегония (герань и др.)
Федора : Я вижу, как вы хорошо различаете эти растения, а вот у меня никак это не получается.
Воспитатель. Не расстраивайся, бабушка, дети сейчас тебе подробно расскажут о растениях и ты никогда больше не будешь их путать.
• Ребята, чем похожи эти растения? (есть стебель, корень, листья, они зеленого цвета).
• У каких растений есть стебель? (толстянка, бегония, герань)
• Посмотрите, а где стебель у фиалки и сансевьеры и как он называется? (стебель не виден, одни листики растут, стебель расположен частично в почве и над почвой видим только розетку листьев)
• А где же корни у этих растений? (в почве, земле).
• Что вы можете рассказать о толстянке? (герани, фиалке, бегонии, сансевьере).
Используя схему рассказа о растениях, дети рассказывают о них :
Крассула (толстянка, денежное дерево) - это растение с толстыми листьями в форме монеток. Листья зеленые, блестящие. Толстянку лучше разместить на южной стороне. Выращивать толстянку можно листочками или отростками. Их можно посадить сразу в землю, а можно поставить в воду и дождаться, когда отрастут корни. За толстянкой ухаживать очень просто. Поливать толстянку нужно, когда высыхает почва, а зимой можно совсем не поливать. Толстянку протирают влажной тряпочкой. Она очень любит свет.
У бегонии листья другой формы и окраски, она не любит, что бы вода попадала на ее листья. Стебель бегонии тоже покрыт волосками. Бегония легко переносят жару и яркое солнце, любит рыхлую землю, обильные поливы, но заливать ее нельзя. Пересаживать нужно каждый год. Бегонию легко размножить семенами, черенками
Листья у фиалки круглые, с волосками, шершавые. Стебель не виден, одни листики растут, стебель расположен частично в почве, а над почвой видим только розетку листьев. Фиалки требуют хорошего ухода, ее стоит посадить на северном окне. Протирать листья фиалок нужно тряпочкой и обязательно их опрыскивать. Размножать фиалки можно листочком.
Герань – это растение с крепкими стеблями, круглыми пахучими листьями разной формы и цвета и яркими цветками, Герань цветет круглый год, ароматная и легкая в уходе. Она не просто пахнет, а очищает воздух в комнате. Хорошо растет на южных окнах. Поливают, когда высохнет земля, не любит пересадки. Размножается черенками.
Щучий хвост – это растение бережет своего хозяина от простуд. Уход за щучьим хвостом очень прост. Растение светолюбиво, но и в тени чувствует себя неплохо. Нельзя сильно поливать, протираем листьев влажной тряпочкой. Размножается делением корневища или листом.
Федора : Спасибо, ребята. Теперь я не перепутаю эти растения.
Воспитатель: - А что необходимо для того, что бы растения хорошо росли? (поливать, рыхлить землю, нужен свет)
- А сейчас покажите как вы дышите. Вдыхаем носом, а выдыхаем ртом.
Дыхательная гимнастика «Ненасытный хомячок»
Воспитатель: - Как вы думаете, дышат ли растения? Живые они или нет?
- носик и ротик у растений – это листочки, ими они дышат, на каждой нижней стороне листика есть маленькие отверстия, их можно увидеть только в микроскоп. Если листья грязные, то растениям очень плохо дышать. Мы с вами чистим носики? Нужно ухаживать и за листочками комнатных растений: удалять пыль путем опрыскивания, мыть мокрой тряпочкой или сухой.
Дети выполняют трудовое поручение «Очистка листьев растений». (Делятся на группы, обсуждают и выбирают инструменты для очистки листьев в соответствии со строением. Крупные листья протирают тряпочками, с мелкими листьями ставят в таз, закрывают почву клеенкой и поливают из лейки или опрыскивают из пульверизатора. С листочков с шероховатой поверхностью пыль смахивают кисточкой.) Дети выполняют работу, Федора наблюдает, задает вопросы, помогает.
Федора : Спасибо за помощь и науку. Вы очень дружно трудились. Я поняла, зачем и как нужно мыть растения, но никак не могу понять, зачем нужно рыхлить почву?
Воспитатель: Выберите растения, в вазонах которых почву необходимо рыхлить, выполните эту работу.
Федора спрашивает : - Чем вы рыхлите почву? (палочками-рыхлилками)
- Для чего нужно рыхлить почву? (чтобы обеспечить корни воздухом)
- Что произойдет, если этого не делать? (корни не смогут дышать воздухом)
Воспитатель: Правильно, дети. Но главное назначение рыхления – задержание воды в почве. Чтобы проверить это, подойдите к столам со стаканами с почвой. Проверьте, сухая или влажная почва в стаканах. (сухая).
Что нужно сделать, чтобы проверить, где вода быстрее поступит к корням растения и дольше задержится в почве? (прорыхлить один образец) Дети выполняют.
Федора выражает интерес к результатам эксперимента, предлагает детям высказать предположение, что произойдет в дальнейшем с каждым из образцов.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Итак, дети, удалось ли нам решить поставленную задачу? (Ответы детей)
Федора : Благодарю вас за помощь, но у меня осталось еще много вопросов: Как узнать, что растение нужно поливать? Какую воду нужно использовать для полива? Что еще нужно делать, чтобы растения чувствовали себя хорошо, красиво выглядели, росли и развивались?
Воспитатель: Давайте подарим бабушке Федоре энциклопедию «Комнатные растения», где она найдет ответы на все свои вопросы.
Федора благодарит за подарок и приглашает прийти к ней вечером, чтобы посмотреть на результаты опыта.