Елена Воронина
Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе на тему «Органы чувств. Живая кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе на тему "Органы чувств. Живая кукла"
Тема НОД: Органы чувств - «Живая кукла»
Возрастная категория: - воспитанники средней группы.
Время проведения: - второе полугодие. (10.10 – 10.30)
Тип: познавательно-речевое.
Публикация «Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе на тему „Органы чувств, Живая кукла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Органы чувств человека и их назначение
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.
Задачи
Развивающие:
• Развивать навыки звукопроизношения и речь;
• Развивать культурно гигиенические навыки;
• Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции;
• Развивать способность к эмоциональному проживанию познавательного материала, уверенности в себе.
• умения выполнять различные игровые ситуации.
Образовательные:
• Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира;
• Обогащать словарный запас (называние органов чувств);
Воспитательные:
• Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции;
• Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие, смелость, находчивость;
• Воспитывать потребность быть здоровыми;
• Воспитывать чувство коллективизма, умение сопереживать «сказочному герою - кукле»,
Формы организации НОД:
• Игра – путешествие,
• наглядный метод,
• метод напоминания,
• создание игровых ситуаций,
• динамическая пауза,
• дидактическая игра «закончи фразу»,
• упражнения исполнительского характера,
• рассказ педагога и детей.
Предварительная работа.
1. Игры - занятия «Угадай, кто тебя позвал», «Определи на вкус», «Таинственные флаконы», «Твердый – мягкий»;
2. Игровое общение в игровых ситуациях;
3. Проведение с детьми различных гимнастик: для глаз, пальчиковая, дыхательная;
4. Чтение и рассматривание книг «Азбука здоровья», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра»;
5. Проведение гимнастики «веселый язычок».
Оборудование и материалы:
• Демонстрационный материал (изображение человека);
• игрушки (кукла);
• карточки с загадками и изображением органов чувств человека;
• шкатулка, мешочек, маленькие зеркала (по количеству детей)
Словарная работа:
Активизация словаря: органы чувств человека (глаза - зрение, уши - слух, нос – нюх, органы осязания)
Индивидуальная работа: Стимулировать детей (перечислить) к активной речевой деятельности. Опрос по содержанию НОД индивидуально с некоторыми детьми (перечислить).
Педагогические эффекты: В ходе НОД дети активизируют знания об органах чувств и о том, как о них заботиться.
Используемая литература:
1. Слисенко Е. И., Гуменюк Н. А. Новые валеологические игровые технологии. //Дошкольная педагогика. - 2005. № 4,5.
2. Стрменьова И. Я-человек,ты-человек. -М. : Дет. лит., 1991.
3. Формирование представлений о себе у старших дошкольников / авт. -сост. Сигилива М. Н. -Волгоград : Учитель, 2009.
ТСО: магнитофон, аудиозапись музыкального сопровождения - для пальчиковой гимнастики, для «танца с куклой».
Проведение НОД:
К детям в гости приходит кукла и просит помочь ей стать живой. Воспитатель на листе ватмана рисует изображение человека и говорит:
- Сегодня мы отправимся в страну игрушек.
Кажется, вон та куколка что-то хочет сказать – она просит нас помочь ей стать настоящей девочкой.
Посмотрите, у куклы, как и у нас, есть голова, туловище, 2 руки и 2 ноги. Чем же отличается кукла от человека?
(ответы детей) – умеем ходить, бегать, говорить и слушать, видим красоту окружающего мира, ощущаем запахи…
- Добрая фея подарила нашей куколке шкатулку с подарками, которые нам помогут совершить превращение.
- Здесь лежат загадки и картинки с подсказками.
Загадка 1
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
Итак, 1 орган отвечает за зрение – это глаза (к рисунку человека прикрепляется карточка с глазами)
Воспитатель: Наши дети заботятся о своем зрении, и делают специальную гимнастику для глаз (Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Зрительная гимнастика:
1. Быстро поморгать в течение 10-15 сек. Повторить 3р.
2. Потереть ладони друг о друга и легко положить их на закрытые глаза на 30-40сек. И открыть глаза.
Гимнастика для глаз "Белка"
Белка дятла поджидала,
(Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри -
(Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три! -
Пообедал дятел с белкой
(Помигать глазами)
И пошел играть в горелки.
(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
Загадка 2
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше:(ушки)
Воспитатель тихо говорит:
- Садитесь. (Дети выполняют)
- Почему вы сели? (Ответы детей.)
Итак, 2 орган – это уши, они отвечают за слух (к рисунку человека прикрепляется карточка с ушами)
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужны уши? (ответы детей: слышать звуки). Правильно, а сейчас давайте немного поиграем.
Проводится игра «Узнай по голосу». Все встают в круг, водящий в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Паша (Маша, Саша,
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя «Ау!»
Глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай.
Водящий с закрытыми глазами, один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу кто его позвал (игра проводится 3 раза).
- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
Воспитатель:
- Давайте расскажем куколке про то, как нужно ухаживать за ушами
(ответы детей).
Посмотрите, в шкатулке какой-то мешочек. Но, чтобы открыть его, нужно сначала узнать какой формы предметы там лежат. Поможем куколке? Для этого мы используем органы чувств, которые отвечают за осязание. Чем мы с вами ощущаем прикосновение?
Дети: кожей.
Воспитатель: А где самая чувствительная кожа? (ответы детей: на пальцах).
Для начала, давайте разомнем наши пальчики.
Предлагает провести пальчиковую гимнастику:
«В гости»
В гости к пальчику большому
(Выставляем вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)
Безымянный и последний,
Сам мизинец - малышок
Постучался на порог.
(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)
Вместе пальчики - друзья,
(Кулаки стучат друг о дружку)
Друг без друга им нельзя.
(Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)
Итак, добавим нашему макету органы осязания (к рисунку человека прикрепляется карточка с кистями рук)
Дети определяют на ощупь форму предметов в мешочке (круглая).
Посмотрите, да здесь волшебные зеркала, может в них мы увидим, что еще поможет стать куколке живой…
(дети смотрят в зеркала)
Воспитатель:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)
- Чтобы порадовать слух, мы поем веселые песенки, рассказываем сказки.
Посмотрите в волшебные зеркала и скажите - какой орган нам в этом помогает? (ответ детей - язычок). А для чего еще нужен язык? (ответы детей)
- Для того чтобы язычок правильно работал, выполним гимнастику для языка.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
«Улыбка» Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.
«Бублик» Округлить губы, удерживать под счет до десяти.
«Часы» Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.
«Лошадка» Поцокать языком.
Итак, 4 орган – это язык (к рисунку человека прикрепляется карточка с изображением рта и языка)
- Переходим к следующей загадке
Загадка
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
- А для чего человеку нос? (ответы детей)
Итак, 5 орган – это нос (к рисунку человека прикрепляется карточка с изображением носа)
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
Упражнение «Цветок» (глубокий вдох через нос, выдох –через рот)
Упражнение «Ракета» (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)
Из-за ширмы с рисунком выходит девочка со словами:
- Ребята, спасибо, что помогли мне стать настоящей девочкой!
Воспитатель:
- Ну вот, куколка, теперь ты живая и можешь, как и ребята, видеть и нюхать прекрасные цветы, слышать пение птиц, а еще мы можем вместе потанцевать
(дети танцуют вместе с куколкой)
- А сейчас пора прощаться, куколка вернется в страну Игрушек и расскажет ее жителям, что сегодня узнала от вас ребята об органах чувств. Давайте напомним, какие мы органы знаем и для чего они нужны
(ответы детей по рисунку)
Воспитатель:
Одна дана нам голова,
А глаза два, и уха два,
И два виска, и две щеки,
И две ноги, и две руки.
Зато один и нос и рот.
А будь у нас, наоборот,
Одна нога, одна рука, -
Зато два рта, два языка,
Мы только бы и знали,
Что ели да болтали!
(С. Маршак)
Мы должны беречь наши органы чувств, ухаживать за ними.
- Досвиданья!
Взаимодействие с родителями: Ежедневно закреплять, повторять с детьми гимнастику для глаз, правила личной гигиены.
Варианты организации НОД в режимных моментах:
1) Ситуативный разговор с детьми;
2) Беседы об органах чувств человека;
3) Рассматривание иллюстраций.