Эмилия Григорьевна Азарян
Конспект познавательно-исследовательской НОД в подготовительной группе на тему: «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Воспитательные:
• воспитывать культуру общения, навыки сотрудничества,
• желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Развивающие:
• развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
• развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
• активизировать речевую деятельность детей.
Образовательные:
• учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской НОД в подготовительной группе на тему: „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
•, способствовать расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
• учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.
Материал: стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2 свечки, спички. карточки-символы, трубочки для коктейля, стаканы с водой, целлофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, давайте познакомимся. А вы давно ходите в детский сад? Чему вы за это время научились? (ответы детей). А опыты делать вы умеете? (ответы). Совсем скоро вы пойдёте в школу, а в вашу группу придут новые маленькие детки. Как вы думаете, им интересно будет узнать, как делают опыты? (ответы детей). А как мы им можем про это рассказать? (написать письмо, нарисовать, сфотографировать, сделать альбом и т. д.). А что будет интереснее всего? (конечно фотографии).
Воспитатель: Тогда давайте с вами отправимся в экспериментальную лабораторию, проведём опыты и сфотографируем их. А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня делать опыты, вам надо отгадать загадку:
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем (воздух)
Воспитатель: Правильно, это воздух. Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
-А где есть воздух? (везде)
Итак, давайте приступим к нашим исследованиям.
Опыт №1. Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.
Дорогие исследователи, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод: Воздух занимает место. Воспитатель выставляет на магнитную доску карточку- символ.
Опыт № 2. Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.
-Как можно его обнаружить? (ответы)
-А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет).
Убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный, увидеть его нельзя, можно почувствовать только кожей. (выставляется карточка-символ)
Опыт №3. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т. д.)
Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?
-А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы)
Воспитатель: Для чего нам нужен ещё воздух? (ответы детей)
-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
-А можно жить без воздуха? (ответы детей)
-Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Чтобы воздух приносил нам пользу - дышать нужно правильно. Я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику, которая поможет нам стать здоровыми.
Дыхательная гимнастика
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
Подыши другой ноздрёй
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)
Воспитатель: Продолжим исследования.
Опыт № 4. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.
Воспитатель: Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.
-Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды
Отсюда вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ)
Воспитатель: Сегодня мы свами провели много интересных опытов, а вы хотите поиграть? Я вам принесла интересную игру, не простую, а компьютерную. Вы любите играть в компьютерные игры? (ответы детей)
Вам надо будет выбрать предметы, которые помогают человеку использовать воздух. Задание очень сложное, поэтому будьте внимательны. Из нескольких предметов вам надо выбрать тот, для работы которого нужен воздух. Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.
Воспитатель: Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило?
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
Опыт №5 А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы)
Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух.
Скажите, а как надо обращаться с огнём? (осторожно, аккуратно). Можно ли проводить такие опыты самим дома? (нет). Такие опыты можно проводить только взрослым, чтобы не было пожара.
Зажигаю две свечи, одну из них накрываю банкой.
Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух, пламя потухло, т. к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.
Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.
Воспитатель: Когда мы с вами делали опыты, Лилия Ивановна нас фотографировала. А что вы сделаете с этими фотографиями? Мы с вами уже говорили, что из этих фотографий вы сделаете альбом, который останется для новых детей вашей группы. Кому можно ещё показать этот альбом (ответы детей)
А можно я приду к вам в гости посмотреть, какой альбом у вас получился.
Мне было очень приятно с вами познакомиться и поработать в вашей лаборатории. До свидания!