Светлана Попова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Загадки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Загадки природы»
Возрастная группа: старшая
Образовательная область :познание (знакомство с окружающим миром и миром природы)
Форма НОД: путешествие по карте, познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации (подгрупповая, групповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект: Воронкевич О. А. добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
Средства:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Загадки природы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Наглядные: презентация, «Уральский лес», «Обитатели реки», «Лес после пожара», «Загрязненные водоемы», Карта окрестности села Новоалексеевское, набор предметных картинок «Что необходимо в путешествии?» (компас, инструменты, посуда, аптечка и т. п., напоминающие знаки (для обозначения на карте мест где происходит проблема, вырезки-метки (животные, растения,люди), искусственный загрязненный водоем, оборудование для «очистки» водоема, пластилин, макеты деревьев, фильтры, лейка с водой.
Мультимедийные: проектор, экран.
литературные
музыкальные: музыка «Звуки природы»
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип активности.
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения: беседа, проблемная ситуация, упражнение, стимулирование занимательным содержанием.
ЗАДАЧИ образовательной программы
Образовательные:
Обобщение представлений детей о типичных экосистемах (лес, водоем)
Развивающие:
Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к исчезновению других организмов
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, правильное отношение к экосистемам и поведению в них, стимулировать желание экспериментировать и узнавать новое.
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Образовательные:
Систематизировать знания детей о взаимодействии живого и неживого в природе.
Развивающие:
Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи обобщать, в процессе наблюдения.
Воспитательные:
Воспитывать экологическую грамотность (бережное и любовное отношение к природе)
Ход занятия
Ребята!
Поздороваемся и улыбнёмся!. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее не только нам, но и нашим гостям!
Ребята, что это? Что обозначено на карте? А знаете ли вы, что на карте обозначают голубым, зеленым, цветами?
Вы слышите тревожный сигнал? а что это за значки? В каких случаях подают сигнал «СОС»?
В каких природных зонах случилась беда? Как можно это определить?
(деятельность детей : Устанавливают контакт с педагогом. Улыбаются в ответ. Наблюдают за действием воспитателя Выражают собственные мысли; Выстраивают полный ответ, предложение; Рассматривают карту Проявляют сопереживание)
Воспитатель: А на каком транспорте мы можем оправиться в лес, или к водоему, откуда поступает сигнал СОС?
К какому пункту оправимся сначала? А потом? Как можно это определить? Как настоящие путешественники, обозначим маршрут на карте. (Предлагает маркеры 3 цветов для 3 команд для обозначения маршрута на карте)
(деятельность детей : Придумывают свой вид транспортного средства, выбирают лучший. Проявляют изобретательность.
Работают с картой; Намечают маршрут ;Решают поставленную задачу, Выполняют по инструкции взрослого)
Воспитатель: Как мы определили, где случилась беда?
Для кого лес является домом, а речка?
Как можно узнать, что произошло,
можем ли мы помочь им?
Что и Кто нам может встретиться в пути?
Наше путешествие может быть трудным и опасным, что нужно сделать, прежде чем оправляться? Предлагаю подумать, что нам понадобится в дороге?
Д/и «Что возьмем с собой в поход»
(деятельность детей : Выясняют по условным знакам на карте, что сигналы поступают из леса и водоема.
Рассказывают о лесе, водоеме
Формирование цели путешествия
Перечисляют предметы, которые могут пригодиться в походе)
Воспитатель: Мы с вами хорошо подготовились, пора отправляться в путешествие!
Займем места и отправимся.
Остановка № 1 Лес (демонстрация слайдов «лес после пожара») Ребята, послушайте, как плачет наш лес!
Как вы думаете, что здесь произошло.
Почему это могло случиться?
(деятельность детей : Садятся» в свое транспортное средство и «перемещаются» к месту первой остановки.
Выражают собственные чувства, строят полный ответ, выстраивают логическую цепочку.
Приходят к выводу что гибель растений приводит к гибели животных, т. к нечем питаться, негде жить, воздух становится бедным, происходит нехватка кислорода)
Я предлагаю Вам сделать первый шаг для возрождения леса, у нас есть посадочный материал - семена трав, кустарников. Выберите то, что вы хотите посадить.
В какой последовательности будете работать?
-Для возрождения леса нужно очень много времени, мы положим для этого начало. Что можно сделать для того, чтобы люди не забывали о правилах поведения в лесу?
-Напоминающие знаки
А нам с вами пора двигаться дальше, ведь у нас есть еще один уголок природы, который требует помощи.
Дети : Высказывают предположения
Подбирают и устанавливают знаки в новом лесу: «Береги лес от пожара»
«Не разжигай костров у деревьев»
«Уходя из леса - потуши костер»
Остановка № 2 Речка (демонстрация слайдов «загрязненная река»)
Посмотрите на этот водоем?
-Посмотрите, сколько грязи в воде?
-Как думаете, кто-нибудь из живых организмов сможет выжить в такой воде?
-Раньше в этой речке водилось много разной рыбы, но теперь она вся куда-то исчезла. Что же случилось?
А как вы считаете, человек пострадал как то от загрязнения водоема?
-И как же можно исправить эту ситуацию?
- Мы очистим водоем от мусора.
- Посадим «живую», зеленую изгородь вокруг водоема, чтобы укрепить почву берегов, а так же сохранить жизнь насекомым, птицам и мелким животным,
- Очистим воду через фильтры, чтобы она была пригодна для использования человеком. Сравним очищенную и неочищенную воду. Что вы заметили?
Дети: Садятся в свой транспорт и «перемещаются» к месту следующей остановки
Выражают собственные суждения, высказывания. Выстраивают логическую цепочку
Приходят к выводу что из-за загрязнений погибли животные и растения в реке.
Воду нельзя употребить в пищу, купаться в ней.
Рассказы из личного опыта.
Ищут пути решения, приходят к единому мнению (посадить защитные лесопосадки, пищу, купаться в ней.
Рассказы из личного опыта.
Ищут пути решения, приходят к единому мнению (посадить защитные лесопосадки, построить очистные сооружения)
Выполняют задание в соответствии с инструкцией.
(изготавливают защитные валики из пластилина и втыкают макеты-«деревья»,
На водоем устанавливают защитный фильтр (очистные сооружения)
Подбирают и устанавливают знаки у очищенного водоема
«Не бросай мусор в воду», Не рви водные растения», «Не мой машины в реке»)
Возвращение домой
наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться
У вас есть незаполненные карты, на которых отображены те места, где мы побывали? Отметим эти места и наш маршрут? Как мы это сделаем (Предлагаются различные вырезки животных и растений)
А на общей карте предлагаю обозначить, кто встретился нам на пути и где Ребята, вам понравилось наше с вами сегодняшнее путешествие?
Какие добрые поступки вы совершили, кому помогли?
Что нового вы узнали сегодня?
А что бы вы хотели узнать еще?
В дальнейшем мы с вами зарисуем свои впечатления и разместим их в «Журнале путевых заметок»
Дети :. Рассуждают о полученных результатах.
Делают выводы, анализируют деятельность,
Проявляют радостные эмоции. Делятся впечатлениями