Наталья Медведева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Страна времени»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Школа №1272 дошкольное отделение «Алые паруса»
Конспект
Познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе
«Страна Времени».
Воспитатель: Медведева Н. А.
Москва 2017г
Программное содержание:
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Развитие (воспитание) основных качеств (компетенций) детей в соответствии с ФГОС, побуждающих к активной творческой деятельности (познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой).
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Страна времени“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Формирование у детей представлений о понятии «время», о мерах измерения времени.
Задачи:
Обучающие:
познакомить детей с историей появления и развития часов, расширить знания о часах (введение понятий «часы природы», солнечные, песочные, огневые, механические, электронные часы, современные часы);углубить и конкретизировать знания детей о календаре, представлений о временах и месяцах года, днях недели, частях суток.
Развивающие:
развивать исследовательский интерес, любознательность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Воспитательные:
развивать социальные навыки: умение работать в паре, учитывать мнение партнера.
Оборудование:
Модели часов, картинки с изображением часов разных времен; дидактические игры: «Который час?», «Круглый год»; модели суток, недели, года; времена года
и части суток.
Ход занятия:
«Страна Времени».
Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, что вы обычно делаете утром, днём, ночью? А как вы узнаёте, что наступил день, ночь. (дети называют разные признаки).
Воспитатель: Какой предмет помогает людям узнать время, когда пора спать или вставать? - О чем идет речь? (Ответы детей).
-Вы правы… О часах, о времени.
Сегодня мы продолжим знакомство со временем, часами.
Я приглашаю вас в Музей времени.
Первый раздел называется "Часы природы".
Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? ( ответы детей: люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части.) Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные (показ фото).
Воспитатель: Но пользоваться ими человек не всегда мог.
- А как вы думаете, почему? ( Дети рассуждают: если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду не определишь время). (Показать опыт с солнечными часами).
Воспитатель: Помогали определить время певчие птицы : соловьи, жаворонки, зяблики.
Когда древний человек стал приручать животных, у него появился еще один помощник в ориентировке во времени — петух. Петух как и многие животные и растения, хорошо чувствует, когда начинается день, а когда ночь. Удобны ли были такие часы? (Нет).
Слышали ли вы о цветочных часах? (фото). Цветочные часы — декоративные часы из набора травянистых растений, цветки которых распускаются и закрываются в определённое время суток. Растения-часы. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики. Мог ли человек всегда пользоваться цветочными часами? Почему нет?
Узнать время по солнечным и цветочным часам можно было только в светлое время суток. Поэтому, когда солнце заходило, пользовались водяными часами (обратить внимание на второй раздел в музее)
2-ой раздел — "Часы древних времен".
В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду, на сосуде делали пометки-черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.
- Как вы думаете, удобны ли были эти часы? (Ответы детей). Конечно, не удобны, так как в них постоянно нужно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени : «Сколько воды утекло!»
- Затем изобрели часы — свеча, или огненные (огневые) часы (показ фото). На свечу наносили деления, которые равнялись промежутку времени. Но в чём же опасность таких часов? (Свеча может упасть и случится пожар.)
Первые песочные часы появились, когда люди научились изготавливать прозрачное стекло — около тысячи лет тому назад. (Показ фото и часов). Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени : 1 минута, 3, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто? (в поликлинике, дома)
3–й раздел "Современные часы".
- Но все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться. Тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные. Некоторые из них мы можем видеть картинке.
Давайте посмотрим, какие еще бывают часы. Дети садятся за столы
Современные часы.
Воспитатель: (По картинкам) : Скажите, как называются часы, которые:
Картинка 3 висят на стене — … (настенные)
Картинка 4 стоят на полу –… (напольные)
Картинка 5 стоят на столе –… (настольные)
Картинка 6 носят на руке –… (наручные)
Картинка 7 лежат в кармане –… (карманные)
Картинка 8 нас будят? -… (будильник)
не заводят, а лишь меняют батарейку? -… (электронные)
-Чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения циферблата, разными по длине стрелками.)
-Чем похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.)
Воспитатель: Посмотрите, какие еще бывают часы, и скажите, который час они показывают? (башенные часы. Воспитатель: А сейчас ребята я предлагаю вам разделиться на команды. Мы с вами вспомним часы от самых первых до современных. Мы сделаем коллаж «Следы времени» (одна команда на следы клеит самые первые часы, а вторая современные часы).
Воспитатель: Ребята, а у нас есть еще один раздел "Календари года". При помощи календарей измеряются и фиксируются более длинные временные отрезки — неделя, месяц, год. Календарь — это перечень дней года. Мы ежедневно обращаемся к календарю. С помощью календаря мы узнаём какое сегодня число, какой день недели и какой месяц. По календарю можно определить сколько дней осталось до выходных или до праздников, увидеть когда закончится месяц и наступит следующий месяц, узнать как он будет называться.
Воспитатель: Ребята какими мерками измеряется время? Дети: Секунда – минута – час – сутки – неделя – месяц — год – век.
Воспитатель: Время можно измерить, а можно ли время увидеть?
Дети: мы можем увидеть, только, как двигается секундная стрелка, пересыпается песок в песочных часах.
Воспитатель: А услышать время можно? Дети: часы «говорят» : «Тик-так».
Воспитатель: А почувствовать? (холодно, горячо, больно).
Воспитатель: А можно время взять и поиграть с ним, как с игрушкой.
Дети: Со временем нельзя совершать какие-либо действия. Его нельзя взять и положить. Его можно только сберечь.
Воспитатель: У меня есть одна мечта: вернуть время назад и стать таким же ребенком как вы. Получится?
Дети: нет.
Воспитатель: Почему нет? (не вернуть, не ускорить.)
Дети: Нельзя вернуть то, что уже прошло.
Воспитатель: Да все события в жизни людей протекают во времени. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами. Идет время своим чередом, в одном темпе, ни быстрее, ни медленнее.