Лейкина Екатерина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по ФЭМП с применением пескотерапии «Занимательная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений посредством пескотерапии «Занимательная страна»
Актуальность.
Формированию у детей элементарных математических представлениям отводится важное место в общей системе развивающего обучения. «Пескотерапия» дает возможность совершенствования качества развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на занятиях по математике, в самостоятельной и совместной деятельности с детьми. Для формирования элементарных математических представлений с детьми мы проводим специальные игры и упражнения с песком, имеющие математическое содержание. Такие игры формируют у детей представления, о величине и форме, позволяют научить ребенка считать, сравнивать и т. п. Включение в игры с песком мелких игрушек, природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов и т. п.) расширяет возможности математического развития детей, что позволяет им осваивать как трехмерное, так и двухмерное пространство.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности по ФЭМП с применением пескотерапии „Занимательная страна“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Песочная терапия
- Темочки
Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных математических представлений через игры и упражнения с песком в ходе познавательно- исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей младшего дошкольного возраста математические представления (числа, геометрические фигуры) и способы познания действительности (счёт, измерение, ориентировка в пространстве).
Развивающие:
1. Развивать сенсорные (предметно-действенных, логических способов познание математических свойств и отношений);
2. Развивать интеллектуально-творческие и речевых проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач через выполнение игровых заданий.
Воспитательные: Развивать детскую самостоятельность и инициативу, воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения к другим детям, стремления к активной деятельности;
Планируемый результат: Практическое освоение детьми младшего дошкольного возраста представлений о разнообразии геометрических форм, цифр, графо - моторных навыков, ориентации в пространстве.
Виды деятельности :
Познавательно исследовательская (наблюдение, исследование).
Коммуникативная (речевое общение)
Игровая (динамичная игра, гимнастика для глаз)
Образовательная среда: Предметно игровой материал.
(два короба, игрушки, домашние и дикие, насекомые, кварцевый песок, камешки, фасоль, цифры, геометрические фигуры)
Сценарный план:
I Мотивационно побудительная/
Воспитатель:
Становитесь все рядком,
Поиграем ладком,
Приготовьте ушки, глазки.
Начинаем нашу сказку
Я сегодня в сад пришла
Машу- ревушку нашла.
Маша плакала возле сада:
«В детский сад хочу, к ребятам.»
Воспитатель: А вот и наша Машенька.
Давайте поздороваемся с Машенькой
А теперь давайте улыбнемся друг другу.
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
Маша: Ну вот я и успокоилась, а теперь расскажу вам.
Маша: Сорока-белобока передала для вас письмо. Давайте откроем и прочтем, что в нем написано.
Медведь: Ой, а здесь загадка. Ребята, а вы загадки отгадывать умеете?
Дети: Да!
Загадка:
Из меня куличек печь удобно,
Только есть меня нельзя.
Я сыпучий, желтый, несъедобный.
Догадались, кто же я? (Песок)
Маша: Я слышал, что у вас в д/с есть лаборатория «Песочная страна». Возьмите меня с собой ребята, я тоже хочу посмотреть, что вы там делаете.
Но прежде, чем мы пойдем в лабораторию, напомните мне правила игры с песком. Вы ведь с ними знакомы!
Ответы детей:
Нельзя брать песок в рот.
Нельзя бросать песок в глаза, на пол.
Нельзя вдыхать песок.
Нужно обязательно мыть руки с мылом после игры с песком.
II Основная Познавательно исследовательская деятельность в блоке «Песочная страна»
Маша: Ребята, мы пришли в гости к песочку, давайте поздороваемся с песочком: «Здравствуй песочек!» (Дети берут щепотку песка и высыпают его в песочницу)
Маша: Погрузите свои ручки в песочек, спрячьте их. Что вы чувствуете? Какой песочек? (шершавый - гладкий, мягкий – твердый, холодный-теплый, желтый, сухой)
Маша: Ребята, а вы знаете, что на песке можно оставлять разные необыкновенные следы. Давайте вместе попробуем это сделать.
«Идет медведь» - дети кулачками с силой надавливают на песок
Мишка косолапый,
По лесу идет, топ-топ-топ, а теперь прыгают зайчики.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
«Ползет змея» - дети расслабленными пальчиками делают поверхность волнистой в разных направлениях.
Маша: А плакала, я потому что совсем не знаю, что такое цифры и фигуры, и совсем ничего не умею считать, вы мне поможете научиться?
Дети: Да.
Маша: Сегодня с вами в эту игру хотят поиграть маленькие камешки. Они спрятались в песочке, а вы должны найти их не просто руками, и посчитать их.
«Угадай, какая геометрическая фигура тебе попалась».
Принцип игры: «Чудесный мешочек». Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти фигуру и, не доставая ее из песка, определить, какая фигура ему попалась в руки.
• Какая геометрическая фигура в руке?
• Какого она цвета?
• На какие предметы похожа эта фигура?
«Угадай, какая цифра попалась в руки?»
Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая ее из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки.
«Археологи»
"Сделай цифру из песка"
Перед ребенком на песке лежат камешки, природный материал. Педагог предлагает сосчитать их и "написать" рядом нужную цифру.
- Знакомство с цифрами до 5, рисовали пальчиком на песке цифры и выкладывали по контуру мелким природным материалом;
При знакомстве с числами и цифрами в игре «Достань столько же» ребёнок ищет и находит нужное количество предметов в песке.
«Собери бусы»
Педагог рисует на песке полукруг, а ребенок выкладывает по линии бусинки по образцу.
«Волшебный карандаш»
Развитие у детей графомоторных навыков, ручной умелости, зрительно-моторной координации, подготовки руки к письму. Дети «рисуют» цифры, разные фигуры на песке.
«Вертикаль – горизонталь».
Для развития пространственной ориентации использовали игры: - «Пройди по дорожке» - по принципу графического диктанта.
«Дорисуй»
Воспитатель, предлагает любую геометрическую фигуру или рисует широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие и низкие, а ребенок дорисовывает.
III Рефлексивная.
- Расскажите мне, кто вам сегодня приходил?
- Что вы с Машей делали?
Ответы детей:
-Оставляли следы, отпечатки, рисовали, пересыпали, играли в песочные прятки.
Воспитатель:
Какие вы молодцы ребята!
Давайте попрощаемся с гостями, и пойдем помоем наши ручки с мылом.