Олеся Коваленко
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Золушка и капля»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Золушка и капля»
Образовательная область: «Познавательно-исследовательскоеразвитие» Программные задачи: создать условия для исследовательских действий, дляформулирования собственных предположений и выводов; создать условия для формирования представлений об испарении жидкостей; создать условия для осуществления развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.
Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности „Золушка и капля“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- «Золушка»
- Темочки
Образовательная область: «Физическое развитие» Программные задачи: - создать условия для формирования сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Программные задачи: - создать условия для воспитания бережного отношения и любви к природе.
Образовательная область: «Речевое развитие» Программные задачи: - создать условия для развития связной речи у детей. –создать условия для формирования умения принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Вводная часть. (5 мин)
Доброе утро! Я вам говорю Доброе утро! Я вас всех люблю! Желаю Вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться.
Воспитатель. Ребята, на прошлом занятии мы с вами видели, как вода испаряется и превращается в пар:
Если сильный – сильный жар,
Из водички будет…
Дети. Пар.
Воспитатель. Если воду нагревает огонь, плита, солнце, то вода из холодной станет какой…
Дети. Горячей.
Воспитатель. И над водой будет виден пар. Пар легкий, он поднимается вверх. А вот скажите мне, если он будет подниматься все выше и выше, то что будет?
Дети. Облачко!
Воспитатель. Да, облака на небе похожи на пар – они белые и легкие, и пар тоже белый и легкий. Но мы же знаем, что пар получается из…
Дети. Из воды.
Воспитатель. Правильно, пар получается из воды, значит, и облака получаются тоже из воды.
2. Основная часть. (20 мин)
Отгадайте загадку:
Дождик вдруг полил из тучки
И накапал нам на ручки.
Как вода попала в тучку?
Кто ответит мне получше?
Так кто же скажет, как водичка на небо попадает?
Дети. Вода испаряется и поднимается в небо.
Картинка круговорот воды в природе.
Воспитатель. Правильно, вода испаряется – превращается в пар. Пар поднимается наверх, и получаются облачка и тучки, а потом из тучек идет… Что? Правильно, дождик!
Дождик – это же вода,
А она везде, всегда.
Зимой и летом, круглый год
Дружат пар, вода и лед!
Если холод вдруг придет,
Из водички будет… (лед).
Если вдруг тепло настанет,
Жарко будет, лед… (растает).
Лед растает, и тогда
Будет из него… (вода).
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет… (пар).
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в… (водицу).
Правильно, когда тепло, вода нагревается и получается пар, а когда холодно, получается из пара снова вода – из тучек идет дождь.
Я – веселая вода,
Я бегу туда-сюда.
Я и в ванне, и в реке,
И вблизи, и вдалеке.
Превращаюсь в пар и в лед,
А могу наоборот!
Какая бывает вода?
Дети. Холодная, горячая, теплая, жидкая.
Воспитатель. А твердая вода бывает?
Дети. Да, это лед.
Воспитатель. А вверх может улетать?
Дети. В виде пара вода может улететь.
Воспитатель. Когда вода превращается в пар, то как мы говорим: вода… Дети. Испаряется.
Воспитатель. Молодцы! Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что испаряться может не только вода – другие жидкости тоже испаряются. Компот может испаряться, как вы думаете?
Дети. Может. Он бывает горячим, тогда над ним пар.
Воспитатель. А суп испаряется? Над ним бывает пар? (Да.) А если оставить суп стоять на столе, может случиться так, что все испарится и тарелка окажется пустой?
ФИЗМИНУТКА
Солнце. Жарко. Стало тише.
Пар стремится выше – выше.
Воздух тучи охлаждает
И осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе:
Ниже, ниже, ниже.
Воспитатель. А сейчас послушайте сказку.
Жила-была девушка по имени Золушка. Она была дочерью дровосека. Мама Золушки, когда та была еще маленькой, заболела и умерла, и женился бедный дровосек на другой женщине, у которой еще было две дочери. И стали они жить все вместе. Золушка не была для мачехи – жены дровосека – родной дочерью. Мачеха не любила Золушку, заставляла ее
все делать по дому, мыть посуду, убирать в комнатах, шить платья для других двух дочерей.
Однажды во дворце был назначен большой праздник – бал. Все хотели побывать на этом балу, потанцевать и показать свои наряды. Золушка тоже мечтала попасть на бал, но мачеха заставила ее работать по дому. А другие девушки красиво оделись и уже готовились пойти на бал. Мачеха была злая и жадная. У нее были очень красивые платья, много разных украшений, а еще – духи. (Демонстрирует флакон одеколона.) Она дала своим дочерям подушиться одеколоном. Золушка тоже попросила у мачехи немного одеколона. Мачеха сказала:
«Вот тебе одна капелька одеколона. Когда сделаешь всю работу по дому, тогда и сможешь пойти на бал». И капнула ей на блюдечко одну маленькую капельку. Обрадовалась Золушка и оставила блюдечко на столе. Мачеха с дочерями ушли на бал, Золушка осталась дома. У нее было много работы, и, пока она ее выполнила, прошло много времени. Она посмотрела, не пролилась ли ее драгоценная капелька одеколона с блюдечка, – и увидела, что капли нет!
«Куда же она делась?» – подумала Золушка. А как вы думаете, ребята, куда исчезла капелька одеколона с блюдечка?
Дети. Испарилась.
Воспитатель. Правильно, она испарилась, исчезла. Давайте посмотрим, как испаряется капелька одеколона. Вот вам всем по капельке на блюдце. (Раздает детям по блюдечку с каплей одеколона.) Понюхайте. Пахнет? Все видят капельку одеколона? Давайте внимательно за ней наблюдать. Чтобы капелька быстрее испарилась, можно чуть-чуть ее размазать пальчиком по блюдцу. Уменьшается капелька? Одеколон жидкий – посмотрите. (Покачивает флакон с одеколоном.) Жидкость испаряется, но мы не видим этого – не видно пара. Кто скажет, почему не видно пара?
Дети. Потому что его мало.
Воспитатель. Правильно, молодцы. Жидкость незаметно испаряется – видите, капелька уменьшается, становится все меньше и меньше. Замечали, что происходит с лужами летом после дождя? Правильно, они тоже испаряются – солнышко их греет, и они быстрее испаряются. Но если солнышка нет на небе, то они все равно будут испаряться,
только медленно-медленно и потом совсем исчезнут.
3. Заключительный этап (5 минут)
А теперь давайте послушаем, что же произошло с Золушкой дальше.
Педагог забирает у детей блюдечки и продолжает рассказывать сказку о Золушке (традиционное продолжение сказки).