Наталья Приходько
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Почему высыхает лужа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
на тему «Почему высыхает лужа?»
с детьми подготовительной к школе группе.
Цель: Формирование знаний у старших дошкольников о неживой природе, о круговороте воды в природе.
Задачи:
выявить причины возникновения луж и исчезновения капель воды с поверхности земли;
дать элементарные знания о круговороте воды в природе;
развивать творческие способности детей, фантазию;
продолжить знакомство с физическими свойствами воды в процессе опытов и наблюдений.
Ход исследования.
На прогулке.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Почему высыхает лужа“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Воспитатель: - Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня мы будем наблюдать, отгадайте загадку:
«Если на нос сели кляксы
Кто тогда наш первый друг
Снимает грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без!» (воды)
Воспитатель: - А что вы знаете о воде? Ответы детей.
Воспитатель: - Вода - уникальное вещество нашей планеты.
Безбрежная ширь океана…
И тихая заводь пруда, струя водопада,
И брызги фонтана, и все это - только вода.
Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,
снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.
В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.
И кажется сказкой это…
А, в сущности – только вода.
Жизнь без воды невозможна!
Воспитатель:- Сейчас на прогулке мы можем с вами увидеть воду? Ответы детей.
Воспитатель: - Посмотрите, какие огромные лужи. Вчера на прогулке их не было, как и откуда они появились? Ответы детей.
Воспитатель:- Да, мы с вами поговорим о дождевой воде. Правильно вы заметили, сегодня ночью шел сильный дождь. И после него остались огромные лужи. Я взяла линейки, и мы сейчас с вами измерим глубину луж. И так у кого самая глубокая лужа? А у кого лужа мелкая? Ответы детей.
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, от чего зависит глубина и ширина лужи? Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно глубина и ширина лужи зависит от размера ямки, в которую натекла дождевая вода, а еще от того какой был дождь. Нам можно гулять по лужам? Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, по лужам бегать нельзя, можно намочить ноги и простудится, можно поскользнуться и упасть в воду, можно испачкать одежду ведь вода в луже грязная. И вообще лужи занимают много места и мешают играть на участке. А лужи останутся здесь навсегда? Что влияет на исчезновение луж? Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю понаблюдать за лужами. М ы очертим контур лужи на мягкой почве палочкой, а на асфальте – мелом. И посмотрим, какая лужа исчезнет быстрее. Как исчезает вода в луже, мы поговорим с вами в группе.
В группе.
Воспитатель: - Солнечное тепло превращает воду в крошечные капельки, которые поднимаются в воздух. Этот процесс, когда жидкость на воздухе быстро становится газом или паром, называется испарением, а крошечные капельки - водяным паром.
Из-за чего происходит испарение? Представьте себе, что вода, как и все вещества, состоит из мельчайших частичек - молекул. Они держаться друг за дружку и поэтому, например, мы наблюдаем воду в луже или в стакане. Но если мы начнем нагревать воду, то мельчайшие частички начнут разлетаться друг от друга и улетят в воздух. Вот этот процесс вылета частичек – молекул и называется испарением. Так что, когда вода высыхает, это означает, что она превратилась в газ или пар и стала частью воздуха.
Давайте рассмотрим плакат.
Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, рек, из почвы. Воду испаряют все растения.
Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.
Таким образом, в природе вода находится в постоянном движении, совершает движение по кругу: под действием солнечных лучей вода всё время испаряется с поверхности суши и водоёмов, с листьев растений и возвращается на поверхность Земли в виде осадков, пополняя запасы в океанах, реках, озерах и т. п.
Такое передвижение воды ученые называют круговоротом воды в природе.
Благодаря ему, количество воды на Земле практически не изменяется, она только меняет свои формы.
Круговорот воды в природе от желаний человека не зависит. Он цикличен и постоянен. Остановить или прервать его невозможно.
Дожди, туманы, росы, лёд –
Нам всем нужна вода.
Такой её круговорот
В природе навсегда!
Вывод.
Воспитатель:- Лужи образуются потому, что вода стекает в углубления на местности. Это происходит, когда воды столько, что она уже не может впитываться в почву. А исчезает она при испарении. А еще что влияет на исчезновение лужи? Затруднение с ответом.
Воспитатель: - Еще вода из лужи впитывается в почву. А сколько ее может впитаться зависит от того, из чего состоит почва в этом месте. Мы рассмотрели лужи на песке и на асфальте. Какая лужа быстрее впитается в почву? Ответы детей.
Воспитатель: - Конечно, частично дождевая вода уходит в землю, но далеко не вся. Например, на асфальте воде просто некуда уходить, ведь земли нет, а асфальт воду не пропускает, или пропускает очень слабо.
Но вода с асфальта просто испаряется. Солнце нагревает лужи, вода в них разогревается, ее молекулы начинают двигаться быстрее и переходят в атмосферу. Вода превращается в пар. В жаркую погоду можно даже видеть, как парят лужи, столь быстро в них протекает процесс испарения.
Воспитатель:- Мы сейчас проведем эксперименты.
Опыт №1. Как зависит то, сколько впитается воды, от состава почвы.
Отрежем от пластиковой бутылки верхнюю часть, чтобы получилась воронка. Возьмем три емкости - с песком, с хорошей рыхлой землей, и с глиной. Вставим в емкость с песком нашу воронку - горлышко бутылки воткнем в грунт. Выливаем в нее воду. Считаем хором, за сколько секунд вода полностью впитается из воронки в грунт. Записываем результат. Теперь точно так же поступаем с емкостями с другими образцами земли. Результаты записываем, а потом сравниваем - где было быстрее (в песке, где медленнее (в глинистой земле).
Вывод - скорость впитывания воды зависит от состава почвы. Если вода впитывается плохо и долго, а тем более если внизу под почвой есть слой глины, то на этом месте образуется лужа.
Опыт №2. Водопроницаемость почвы.
Возьмем стакан с сухой землей, нальём в него немного воды. Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с поверхности уйдет вглубь.
Добавляем воды до тех пор, пока она не перестанет впитываться. В какой-то момент на поверхности земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть, что все полости и трещинки заполнены водой.
Делаем вывод - лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже впитывать не может.
Опыт № 3
Берем два одинаковых прозрачных стакана, заполним каждый наполовину водой.
Проверим, чтобы уровень воды в них был одинаковым, и отметим фломастером линию уровня воды.
Один стакан плотно накрываем фольгой, а второй оставим открытым.
Затем поставим оба стакана в теплое место: на подоконник с солнечной стороны.
Через несколько дней проверим уровень воды в стаканах. В одном из них, раскрытом, воды стало значительно меньше.
Вывод: тепло заставило воду испаряться в обоих стаканах, но крышка из фольги не дает водяному пару из одного стакана улетучиться в воздух, поэтому в нем уровень воды выше.
Чем сильнее греет солнце, тем сильнее испарение. Испарение происходит даже тогда, когда солнца на небе нет. Зимой также происходит испарение, на землю падает не дождь, а снег. Круговорот воды в природе происходит круглый год.
В результате наблюдений и проведенных экспериментов мы узнали, как образуется лужа, и выяснили, почему высыхает лужа. Узнали что такое круговорот в природе и что он непрерывен.
1. Вода в лужах исчезает в результате испарения.
2. Основным фактором, влияющим на процесс испарения воды, является солнечный свет
3. Вода находится в постоянном движении по кругу - происходит круговорот воды в природе.
4. Круговорот воды в природе непрерывен.
5. Чем сильнее греет солнце, тем сильнее испарение. Испарение происходит даже тогда, когда солнца на небе нет. Зимой также происходит испарение, на землю падает не дождь, а снег. Круговорот воды в природе происходит круглый год.
6. Вода впитывается в почву.