Папки-передвижки

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Что такое молния»

Артемьева Татьяна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Что такое молния»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с причиной образования молнии, закреплять умение фиксировать результаты опытов;

Воспитательные:

- познакомить детей с основами безопасного обращения с электричеством и правилами поведения во время грозы;

Развивающие:

- развивать причинно-следственные связи.

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Что такое молния“» размещена в разделах

Оборудование: репродукции картин художников: И. И. Шишкина «Перед грозой», Я. И. Левитана «Лето», А. Б. Ильясова «Перед грозой», Н. А. Ромашина «Перед грозой», А. К. Саврасова «Перед грозой», С. В. Ковальчук «Ясный день», О. О. Ю. Ладыгина «Солнечный день»; изображения молний разного цвета; кукла Незнайка; оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, воздушные шарики, шерстяная ткань, свитера или шарфики, большие металлические скрепки, пластмассовые линейки, пластилин.

Предварительная работа: наблюдение за грозой»; чтение художественной литературы; рассматривание картин; отгадывание загадок про явления природы; проведение опытов-доказательств.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель: Я предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер. Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Дети стоят в кругу.

Посмотрите вы на нас! (руки в центр круга)

Мы - ребята, суперкласс! (руки к себе, большой палец – вверх)

Дружные и смелые, (обнялись, руки на плечи соседа)

А ещё – умелые!

Можем многое мы делать, (шагаем на месте)

Убираться, пол мести,

Все в порядок привести, (движения по тексту)

Хорошо себя вести! (обняли себя за плечи)

Посмотрите вы на нас! (руки в центр круга)

Мы - ребята, суперкласс! (руки к себе, большой палец – вверх)

Раздается стук…

Воспитатель: Дети, к нам кто-то пришел? Это Незнайка. Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй, Незнайка!

2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Воспитатель: Что это ты принёс?

Незнайка: Я хочу подарить вам необычные шарики.

Воспитатель: Что же в них необычного?

Незнайка: Они у меня дрессированные! Хотите посмотреть?

Воспитатель: Конечно, хотим.

Дети наблюдают за намагниченными шариками.

3. Проведение опытов-экспериментов.

Опыт 1.

Воспитатель: Давайте и мы с вами, дети, попробуем шарики выдрессировать. Для этого потрем воздушный шарик о шерстяной свитер или шарф и приложим его к стене.

Дети повторяют действия.

Воспитатель: Видите, какие шарики послушные - держатся за стену, не падают. Как вы думаете почему?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Шарики не падают потому, что они наэлектризовались. Что мы сначала сделали с шариком? Правильно, потерли о шерстяную вещь. Шарик таким образом получил большой заряд.

Вывод: при трении шарик электризуется и приобретает способность притягивать к себе тела, как магнит.

Опыт 2.

Незнайка: Я слышал, что заряды могут издавать звук. Так ли это? Как можно услышать этот звук?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Прикрепите большую металлическую скрепку к столу, чтобы она стояла, с помощью пластилина. Возьмите пластмассовую линейку, оберните ее шерстяной тканью и потрите. Теперь быстро поднесите линейку к верху скрепки. Что услышали?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Мы услышали треск.

Дети повторяют опыт самостоятельно.

Воспитатель: На что похож это треск?

Ответы детей.

Воспитатель: Дети, можете ли вы сказать, когда в природе случается электрическая буря?

Если дети затрудняются с ответом, то можно дать подсказку в виде загадку:

Стучит без рук,

Горит без огня,

Это гром и. (молния).

Незнайка: Неужели гром и молния вызываются электричеством?

Воспитатель: Американец Бенджамин Франклин в 1752 году доказал, что молния - это электрический разряд. Он запустил воздушного змея с металлической пластиной в грозовую тучу. Когда молния ударила в пластину, из нее посыпались искры. Этот опыт очень опасный, и повторить его никто не смог. Внутри грозового облака дождевые капли и ледяные градины сталкиваются между собой, создавая в облаке мощный электрический заряд. Эти заряды, пробивая воздух, перескакивают с облака на землю или на соседнее облако. В результате возникает мощная искра. Это и есть молния.

Незнайка: Почему мы сначала видим молнию, а потом слышим гром?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Гром и молния рождаются одновременно, но, так как свет движется быстрее звука, мы видим сначала молнию, а потом слышим гром.

Дети, мы и сами можем смоделировать маленькую молнию. Хотите?

Ответы детей.

Воспитатель: Опыт следует проводить в темном помещении, иначе ничего не будет видно. Давайте пройдем в приемную. (Выходят в раздевалку, окно завешено одеялами).

Нам потребуется два продолговатых воздушных шарика. Одновременно натрем их об шерстяную кофточку (шарф, тряпочку). (Показ воспитателем). Воздух, наполняющий шары электризуется. Если шарики сблизить, оставив между ними небольшой зазор, то от одного к другому начнут проскакивать искры и услышим слабое потрескивание – маленькую копию грома при грозе. (Показ).

Дети экспериментируют в паре. Делятся своими впечатлениями.

Вывод: гром и молния - это мощный электрический заряд.

Физкультурная минутка.

В небе дождь, гроза,

Закрывай глаза.

Дождь прошел, трава блестит,

В небе радуга блестит.

Поскорей, поскорей,

Выбегай из дверей.

По траве босиком,

Прямо в небо прыжком.

Воспитатель: Оказывается, молнии бывают разные. Хотите на них посмотреть? (Показ изображений). Чем отличаются эти молнии?

Ответы детей.

Пояснения воспитателя:

1. Линейная молния, которая имеет вид разветвляющей линии.

2. Жемчужная молния – редкое и красивое явление. Имеет вид светящихся шариков, напоминает собой жемчуг, нанизанный на нитку.

3. Шаровая молния - довольно редкое явление, имеет форму шара, груши, бывает красного, жёлтого, оранжево-красного цвета.

Внимательно наблюдая за грозами, можно заметить, что молнии бывают различного цвета. (Показ изображений). По цвету молнии можно судить о свойствах окружающего воздуха: вспышка красного цвета – в облаке дождь, голубого – град, желтого – пыль. Белый цвет говорит о том, что воздух очень сухой.

Незнайка: Если гром и молния образуют мощный электрический заряд, то пусть они людям приносят пользу. Могут ли они зажигать лампочки в домах?

Воспитатель: Хоть молния и могуча, расходует она свою силу очень быстро, запас электричества у нее маленький.

Незнайка: Гроза бывает очень опасной. Как следует вести себя, если вы попали в грозу.

Дети вместе с Незнайкой выводят правила поведения во время грозы:

1. Прежде чем отправиться на прогулку за город, узнайте прогноз погоды. Если, согласно этому прогнозу, ожидается гроза, возьмите с собой зонт или плащ из непромокаемого материала. Духота — это верный признак приближающейся грозы.

2. Во время грозы следует отключить от электричества все электроприборы, компьютер, мобильный телефон.

3. Самое опасное в грозу — находиться рядом с металлическими оградами, на смотровых башнях и охотничьих вышках.

4. Во время грозы ни в коем случае не прикасайтесь к любым металлическим предметам и не ложитесь на землю!

5. При первых признаках начинающейся грозы постарайтесь спрятаться в машине или в любом укрытии: палатке, шалаше, доме, здании с молниеотводом.

6. Если такой возможности у вас нет, и вы вынуждены оставаться на открытой местности, спрячьтесь в канаве или ложбине, скрестив ноги. Если вы находитесь в группе людей, сядьте на корточки и не соприкасайтесь ни с кем. Избавьтесь от любых металлических предметов: переложите их в рюкзак и отодвиньте его в сторону.

7. Если перед началом грозы вы слушали радиопередачу, выключите радиоприёмник и уберите антенну.

8. Не разговаривайте по мобильному телефону во время грозы!

9. Если гроза застала вас в лесу, избегайте отдельно стоящих и очень высоких деревьев. Лучше всего прятаться в кустах или под невысокими берёзами и клёнами. Сосна, тополь, ель и дуб — «любимые» деревья молний.

10. Если гроза застала вас купающимся в естественном водоёме — озере, реке, море, — немедленно выйдите на сушу, так как вода является хорошим проводником электрического тока.

Незнайка: Спасибо, дети. Мне было очень интересно с вами!

4. Итог.

Воспитатель: Что вы узнали сегодня нового?

Ответы детей.

Воспитатель: Чему вы научились сегодня?

Ответы детей.

Воспитатель: Я надеюсь, что вы не забудете, какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста «Опыты с мылом»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего возраста «Опыты с мылом» Задачи: - формировать познавательный интерес и познавательные действия ребёнка в различных видах деятельности через экспериментирование.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Что такое молния»
Опубликовано: 23 марта 2024 в 17:00
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Что такое молния»» (включая файлы) размещена пользователем Артемьева Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД