Ольга Баринова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе «Выращивание кристаллов из соли»
▼ Скачать
Конспект познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в разновозрастной группе.
Тема: «Выращивание кристаллов из соли»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
Познакомить детей с понятием кристалл.
Изучить условия образования кристаллов.
Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли.
Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в разновозрастной группе „Выращивание кристаллов из соли“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кристалл. Выращивание кристаллов
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах.
Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Обогащать словарь детей, (кристалл, пещера).
Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полным ответом.
Материал и оборудование: стеклянный сосуд с водой; соль; 2 стеклянных стакана, тарелочки с солью на каждого ребёнка; ложечки для каждого ребёнка; нитка; шайба, веточка ели; иллюстрации.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно Зима, но вот зимой у нас редко выпадает снег, а скоро праздник новый год, и так хочется снега. Деревья стоят без снега, наша елочка очень красивая, но стоит тоже без снега. Вот бы нам ее украсить снежком к новогодним праздникам. Я вам предлагаю сделать снег самим. Как вы думаете, сможем мы сделать это или нет?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводятся разные опыты, эксперименты.
- А кто работает в лаборатории? (Ответы детей).
- Чем они занимаются?
2. Основная часть.
Проходите в нашу лабораторию, присаживайтесь на стульчики и слушайте меня внимательно, от этого зависит успех наших опытов.
Слушайте мои загадки про соль и сахар:
Белый он, как снег колючий. Как песок сухой, сыпучий.
Сладкий – сладкий, словно мёд. Чай с ним часто муха пьёт (сахар).
В воде родилась, а воды боится (соль).
Белый камень всегда стоит на столе. Кто его не ест, тот вкуса не знает (соль).
Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились с моими загадками.
А теперь ребята, мне нужна ваша помощь. Предлагаю описать свойства соли.
Ответы детей.
Молодцы вы всё правильно назвали. Вот в этой тарелочке соль, и сейчас мы с вами сотворим что-то интересное.
Проводим с детьми опыты для выяснения свойств соли.
1)посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)
2) выясним насколько соль сыпучая, и легкая.
3) в баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)
4) налить много воды, что теперь? (соль растворилась).
Воспитатель:
Определили, что вещество полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменился, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Вывод: соль растворяется в воде, вода меняет свои вкусовые качества.
Воспитатель: Ребята, а у меня к вам вопрос, откуда взялась соль кто знает?
(ответы детей).
Воспитатель: Ребята соль-полезное ископаемое. Соль добывают в реках, и под землей. Есть такие земляные шахты, где большие залежи соли, и соль добывают специальной техникой. На солёном озере Баскунчак добывают 80% всей российской соли. Под водоёмом находится соляная гора, которая уходит вглубь примерно на 6 километров. Соледобытчики компании «Руссоль» работают открытым способом, то есть срезают самый верхний слой. Соль с Баскунчака подходит и для еды, и для технического использования.
Производится соль в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская (показать презентацию -виды соли).
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?
Ответы детей.
Соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани, (показ картинок).
Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль?
Высказывание детей с показом иллюстраций.
1Если человек чувствует, что он заболел, болит горло, или появился насморк, то можно подышать нагретой солью.
2. Также помогает при ангине полоскание горла соленым раствором, когда на стакан теплой воды берется чайная ложка кристаллов.
3. Промывают солёным раствором нос при насморке.
4. Если вам надуло ухо, также прикладывайте компресс с солью, он снимет боль и воспаление.
5. Облегчить состояние при насморке можно с помощью теплого компресса, который прикладывают к переносице.
Соль применяют в косметологии:
Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время, (банка солёных огурчиков)
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Посещение соляных пещер (показ презентации).
Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.
Воспитатель: Назовите пословицы, и поговорки о соли.
«Соль не жалей, так и есть веселей»
«Кто раз соль попробует, тот за нее все отдаст»
«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».
Воспитатель:
- Молодцы! Сколько интересного вы знаете о соли. Мы с вами через лупу видели кристаллы соли, (показ иллюстраций кристаллов соли).
- Ребята давайте сейчас сами вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:
• вода
• два стеклянных сосуда
• соль
• нитка
• гайка
• карандаш.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем опыт и научимся выращивать кристаллы.
Наполняем сосуд водой, добавляем соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Хорошо размешиваем. Обратите внимание на цвет воды с солью. Что стало с водой?
Ответы детей.
Воспитатель: Теперь поставим наши сосуды на теплое место с постоянной температурой, опускаем один кончик нитки с гайкой в сосуд, а другой кончик нитки привязываем к карандашу и прикладываем карандаш на верх емкости.
Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут кристаллы соли. Наберемся с вами терпения, и будем ждать и наблюдать. А вы обязательно расскажите дома родителям чем мы с вами сегодня занимались.
3. Рефлексия.
- О чём вы узнали в лаборатории?
- Как мы узнали о свойствах соли? Что мы для этого сделали?
- Мы с вами сегодня много говорили о том, что соль полезна для человека и нужна ему.