Елена Алымова
Конспект занятия по теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел: окружающий мир, развитие речи, изобразительна деятельность.
Тема: «Посуда».
Тип занятия : сообщения и усвоения новых знаний.
Фома занятия : интегрированное занятие.
Цель: познакомить детей с классификацией посуды - кухонная, столовая, чайная.
Обучающие:
• познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком, активизировать познавательную деятельность;
Публикация «Конспект занятия по теме „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; материала, из которого она сделана;
• формировать понятия: чайная, столовая, кухонная;
• закрепить ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между);
• учить выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, технику выполнения.
• закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его элементы.
Развивающие:
• развивать зрительное внимание и восприятие, фонематическое восприятие, память, тонкую и общей моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
• формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности;
• воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров.
Методическое оснащение занятия :
• предметы посуды – столовой, кухонной, чайной;
• компьютерная презентация по теме «Посуда»;
• декоративная тарелка с хохломской росписью;
• бумажные формы посуды, гуашь, кисти.
Методы обучения: наглядный, словесный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная.
Словарь: кудрина, кухонная, столовая, чайная.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Педагог: Ребята, послушайте внимательно:
«Воды не боюсь,
Для еды гожусь,
А ударь – разобьюсь?»
Как вы думаете, что это?
Дети: Это посуда.
Звучит музыка – звон колокольчиков.
Педагог: «Что за звон – перезвон
Слышится со всех сторон:
И стеклянный, и хрустальный,
Приглушенный, деревянный.
Это с выставки посуды.
Поспешим скорей туда!
Настоящее ждет чудо
И тебя и меня!»
Подходят к столу, на котором выставлена посуда.
II. Основная часть занятия.
Педагог: Вот это выставка посуду. Какие предметы вы видите на столе?
Перед детьми стоят три стола, накрытых скатертями. На одном столе расставлены предметы разной посуды - кастрюля, сковородка, чайник, тарелки глубокая и мелкая.
Дети перечисляют все предметы, каждый называет только один предмет
Педагог: Для чего нужны все эти предметы?
Дети: Чтобы есть, готовить еду.
Педагог: Как можно одним словом назвать предметы, которые нужны для приготовления пищи и для еды?
Дети: Посуда.
Педагог: Итак, ребятки, мы с вами вспомнили, что такое посуда. А теперь представьте, себе, что вам нужно встретить гостей. Нам нужно сварить суп. Отгадайте загадку, какая посуда нам понадобится?
Варю я пищу вашу
К обеду - суп и кашу.
Дети: Кастрюля.
Педагог: Маша, возьми кастрюлю и поставь её вот на этот столик. Как называется место, где готовят еду?
Дети: Место, где готовят еду, называют кухня.
Педагог: Еду готовят на кухне, и посуда, которая нужна для приготовления еды, называется кухонная. Давайте все вместе повторим кухонная посуда.
Педагог:
Здесь у нас будет кухня.
«Ш-ш-ш, - шипит картошка, -
Подлейте маслица немножко».
Вот это жар, вот это да!
Раскалена…
Дети: Сковорода.
Педагог: Алик, поставь сковородку, туда, где стоит кастрюля.
Педагог: Кухонная посуда сделана из металла. Потому что в кухонной посуде варят, жарят, готовят еду, и она должна быть прочной Обед приготовили. Теперь нужно положить еду в другую посуду.
Бывает глубокой, бывает и мелкой,
А называется.
Дети: Тарелкой.
Педагог: Посуда, которая понадобится для обеда, называется столовая.
Педагог предлагает повторить хором и несколько детей индивидуально.
Педагог: Глубокая тарелка, мелкая тарелка, салатник.
Игра «Собери целое и частей».
Педагог показывает и называет детям предметы столовой посуды.
Педагог: А сейчас, я вам загадаю загадку, а вы попробуйте найти отгадку у меня на столе:
На столе стою, пыхчу,
Чаем угостить хочу.
Что это?
Дети: Чайник.
Педагог:
На столе она стоит
Чай горячий в ней налит.
Что это?
Дети: Чашка.
Педагог:
Послушайте следующую загадку:
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то посмотри
Угощение внутри.
Дети: Сахарница.
Педагог: Назовите предметы чайной посуды? Дети: Чайник для заварки, чашка, блюдце, молочник, сахарница.
Педагог: А теперь давайте сравним миску и тарелку.
Дети составляет сравнительный рассказ.
Педагог: А теперь чашку и стакан.
Составление описательного рассказа о посуде.
Педагог: Я предлагаю вам побыть настоящими писателями и придумать рассказ о любом предмете посуды. Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему-подсказку.
Что это? Какого цвета? Какого размера?
Из какого материала сделана? Какая по назначению?
Дети: Это чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка. Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.
Педагог: А сейчас давайте отдохнем.
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос-
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
Игра «Поставьте посуду».
Педагог: Давайте приготовим посуду для чая. Сейчас я вам раздам наборы посуды. Вам надо будет ее расставить.
Педагог: Поставьте на середину подноса чайник для заварки.
Дети выполняют.
Педагог: Справа от чайника для заварки поставьте чайную чашку.
Дети выполняют.
Педагог: Куда ты поставили чайную чашку?
Дети: Чайную чашку поставили справа от чайника для заварки.
Педагог: Поставьте чайное блюдце под чайную чашку.
Дети выполняют.
Педагог: Куда поставила блюдце?
Дети: Чайное блюдце поставили под чайную чашку.
Педагог: Поставьте молочник за сахарницу.
Дети выполняют.
Педагог: Куда вы поставили молочник?
Дети: Молочник поставили за сахарницу.
Педагог: Положите чайную ложку в чашку.
Дети выполняют.
Дети: Чайную ложку положили в чашку.
Педагог: Дети, а какой посуды на выставке много?
Дети: Много чашек. Много ложек. Много тарелок.
Педагог: Всю посуду мы назвали, но про что-то забыли. Посмотрите внимательно и назовите то, без чего никогда не садятся за стол.
Дети: Мы не сможем кушать без ложки.
Педагог: Ложки, вилки и ножи за столом всегда нужны. Их называют столовыми приборами.
Педагог: А вы знаете, что тарелки не всегда были такими, какими мы сейчас их привыкли видеть. Давайте присядем и я вам расскажу интересную историю.
Раньше, давным-давно люди клали пищу на листья, упавшие с дерева. Это было очень неудобно. Почему, как вы думаете?
Предположения детей.
Педагог: И тогда человек решил сделать тарелку из камня. Но каменные тарелки тоже оказались очень неудобными. Почему?
Предположения детей.
Педагог: Человек думал, думал и решил сделать тарелку из дерева. Ему стало приятнее и удобнее есть. Почему?
Дети: Тарелка из дерева прочнее и в то же время легкая.
Педагог: У деревянной тарелки появилось много подружек из глины, стекла, пластмассы. Тарелки делают даже из золота и серебра.
Педагог: Дети, посмотрите, какую красивую тарелку я вам принесла.
Педагог показывает декоративную тарелку с хохломской росписью.
Педагог: Как вы думаете, из этой тарелки едят?
Дети: (Ответы детей.)
Педагог: Такая тарелка называется декоративной, и её сделали для украшения дома. Роспись на этой тарелке называется хохломская. Фон черный и роспись выполнена тремя цветами: золотистый, красный и зеленый.
Основные элементы хохломской росписи называют завиток. На что он похож?
Дети: На изогнутую веточку.
Педагог: Посмотрите еще, какие элементы используют в хохломской росписи?
Дети: Ягоды
Педагог: Какие ягоды?
Дети: Клубника, рябина, вишня, брусника, крыжовник.
Педагог: А что ещё?
Дети: Листья.
Педагог: Листья в росписи называют Кудрина. Очень красивые изделия хохломских мастеров. А вы хотите стать мастерами хохломской росписи? Садитесь, пожалуйста, за столы. Перед тем как приступить к работе, разогреем наши пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика:
«Ручка в зеркало глядит,
Ручка пальчикам велит:
Загибайтесь, выпрямляйтесь.
Вместе в горстку собирайтесь.
Разбегитесь, распрямитесь,
В кулачок теперь сожмитесь.
Кулачок – на кулачок,
И ладошки на бочок.
А теперь лежат ладошки,
Отдохнут они немножко.
На бочок, опять на стол.
И конец игре пришел».
Педагог: Вот и подготовили пальчики. Что будет расписывать Саша? А Женя? И т. д.
Дети выбирают бумажные формы посуды для росписи.
Педагог: Возьмите правильно кисти, покажите, как вы их держите. Не забывайте, что рисовать надо концом кисти. Приступайте к работе.
Дети расписывают тонированные формы.
Педагог: Какие красивые работы у вас получились. А как же мы назовём нашу выставку?
Дети: «Золотая хохлома», «Сказочная хохлома», «Солнечная хохлома».
Педагог: Ваши работы получились яркими, как будто солнышко играет на вашей посуде.
III. Итог занятия.
Каждый ребенок приносит педагогу свою работу.
Педагог: О чем мы сегодня говорили?
Дети: Мы говорили о посуде.
Педагог: Расскажите, как вы украсили свою посуду?