Елена Эвальд
Планирование совместной деятельности логопеда и воспитателя по лексической теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование образовательной и коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателей по подготовке и проведению НОД по связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Авторы: учитель-логопед Бобылева Т. А.,
воспитатель Эвальд Е. Р.
Место выполнения работы: МАДОУ «Детский сад № 61» г. Сыктывкара
Публикация «Планирование совместной деятельности логопеда и воспитателя по лексической теме „Посуда“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Одной из основных задач образовательной области «Речевое развитие» является формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога. Это направление работы становится ведущим в старшем дошкольном возрасте, чтобы наиболее полно преодолеть системное речевое недоразвитие и подготовить детей к предстоящему школьному обучению.
Проводимые нами обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР выявили у них: отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, затруднения в лексико-грамматическом структурировании высказываний, смысловые пропуски. Это свидетельствует о трудностях в программировании связных монологических высказываний.
Формирование связной речи, ее основных функций осуществляется в процессе рассказывания о предметах и игрушках, по сюжетным картинкам, отражающим бытовой, предметно-практический, игровой, эмоциональный и познавательный опыт детей.
В публикуемом материале мы предлагаем систему работы для подготовки детей к составлению описательного рассказа по лексической теме «Посуда» в подготовительной группе для детей с ОНР.
Лексическая тема «Посуда»
Подготовительная к школе группа для детей с ОНР
Примерный словарь
Предметы: кастрюля, сковорода, миска, половник, терка, дуршлаг, сито, ведро, тарелка, стакан, бокал, вилка, ложка, нож, супница, салатница, солонка, сервиз, чайник, чашка, блюдце, самовар, сахарница, конфетница, масленка, ваза.
Действия: ставить, убирать, мыть, сервировать, вытирать, готовить, класть, наливать, открывать, закрывать, жарить, варить, печь, нарезать, размешивать.
Признаки: фарфоровая, стеклянная, металлическая, деревянная, хрустальная, кухонная, столовая, чайная, кофейная, чистая, грязная, новая, старая, красивая, блестящая, тяжелая, легкая, хрупкая, прочная, глубокая, мелкая.
Пальчиковая гимнастика
«Посуда»
Цель: Развитие мелкой моторики, обогащение словаря, закрепление обобщающего названия «посуда».
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик,
ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали
- Так мы маме помогали.
Ударяют кулаками друг о друга.
Одна ладонь скользит по другой по кругу
Загибают пальцы по одному, начиная с большого.
Одна ладонь скользит по другой.
Загибают пальцы по одному, начиная с большого.
Ударяют кулаками друг о друга.
Речь с движением
«Посуда»
Цель: Координация речи с движением, развитие общей моторики, обогащение словаря.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.
Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.
Присели, одна рука на поясе, другая – обхватывает коленки.
Кружатся, рисуя руками круг.
Встают на носочки, руки поднимают над головой.
Легли на ковер, вытянулись.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Утро. Беседа о самоваре.
Цель: Формирование знаний детей о самоваре.
Задачи: Расширять знания детей о самоваре. Активизировать словарь.
НОД. Ребенок и окружающий мир (воспитатель).
Тема: «Посуда»
Цель: Расширение знаний детей о посуде. Знакомство с кофейной посудой.
Задачи: Закреплять обобщающее понятие «посуда». Вспомнить и закрепить название уже знакомых предметов посуды, уточнить части посуды. Учить детей классифицировать предметы посуды по способу применения в быту.
План деятельности
1. Организационный момент, мотивация.
2. Д/и «Какая бывает посуда?». Классификация посуды: на плиту – кухонную посуду, на стол – столовую, к самовару – чайную.
3. Сюрпризный момент «Подарок в коробке». Знакомство с кофейной посудой: названия, части, назначение.
4. Динамическая пауза.
5. Д/упр. «Сравни предметы посуды»: находят сходства и различия предметов посуды (чайная и кофейная чашка и т. п.).
6. Итог деятельности.
Прогулка. Целевая экскурсия в магазин посуды
Цель: Показать разнообразие предметов посуды: по форме, по цвету, по величине. Закрепление умения классифицировать предметы посуды по способу применения в быту. Формирование культуры поведения в общественных местах, социальный опыт.
Вечер
Логочас. Д/упр. «Назови действие»
Цель: Развитие глагольного словаря.
Задачи: Учить называть действие, совершаемое при помощи конкретного предмета посуды. Закреплять назначение предметов посуды.
- Я пью чай из чашки. – Я режу хлеб ножом.
- Я наливаю суп из кастрюли. И т. д.
Чтение сказки «Как посуда чуть не перессорилась»
Цель: Развитие воображения, умение высказывать суждение; формирование интереса к сказкам, бережного отношения к посуде, аккуратности.
ВТОРНИК
Утро
Д/и «Разная посуда»
Цель: Закрепление умений называть и классифицировать посуду.
Задачи: Активизировать словарь по теме «Посуда». Учить использовать в речи понятия: чайная, кофейная, столовая, кухонная посуда.
Лексико-грамматическая НОД (логопед).
Цель: Знакомство с новыми предметами посуды.
Задачи: Активизировать и расширять словарь по теме. Учить образовывать новые слова суффиксальным способом. Упражнять в составлении распространенных предложений. Закреплять умение классифицировать посуду.
План
1. Организационный момент. Д/упр. «Назови ласково».
2. «Наведем порядок на кухне»: классификация, новое слово «сервиз».
3. «Дополним сервиз»: введение новых слов (супница, молочник и т. д.).
4. Пальчиковая гимнастика «Посуда».
5. Составление предложений с новыми словами.
Логопед: - Что ты взял? Зачем ты взял масленку?
Ребенок: - Я хочу взять масло из масленки.
6. Д/и «Чего не стало?»
7. Итог.
Вечер
Логочас. Игра с мячом «Что для чего».
Цель: Закрепление навыков образования существительных с помощью суффиксов (для кофе – кофейник, для супа - супница, …и т. д.)
Опытно-экспериментальная деятельность «Металл, дерево, стекло».
Цель: Знакомство детей с материалами: металл, дерево, их качественными характеристиками и свойствами в ходе экспериментальной деятельности.
Задачи: Развивать внимание, память, зрительное, тактильное восприятие, осязание. Учить называть признак предмета посуды, образовывать относительные прилагательные. Учить детей в ходе экспериментальной деятельности рассуждать, анализировать, делать выводы.
СРЕДА
Утро
Д/и «Накрой на стол»
Цель: Закрепление знаний об особенностях комплектования и использования столового, чайного, кофейного сервиза.
Задачи: Развивать умение классифицировать предметы посуды по их назначению. Учить выбирать те предметы посуды, которые составляют определенный сервиз. Формировать культуру сервировки стола.
Д/и «Чем украшена посуда?»
Цель: Формирование знаний об особенностях украшения посуды.
Задачи: Познакомить с разнообразными вариантами оформления предметов посуды.
НОД. Развитие речи (воспитатель)
Тема: «В мире стекла и фарфора».
Цель: Знакомство детей с фарфором.
Задачи: Учить определять, называть, сравнивать свойства и качественные характеристики стекла, фарфора. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить детей рассуждать, анализировать, делать выводы. Развивать внимание, память, зрительное, тактильное восприятие, осязание.
Словарь: прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, толстое, тонкое, ребристое, хрустальное; белый, перламутровый, тонкий, гладкий, звенящий; стеклянный, фарфоровый, металлический, деревянный.
План
1. Организационный момент, мотивация.
2. Вспомнить свойства стекла, качественные характеристики.
3. Сравнение качеств и свойств материалов: стекло, фарфор.
4. Динамическая пауза «Посуда».
5. Обобщить выявленные сходства (твердость, хрупкость, водонепроницаемость) и различия (прозрачность, теплопроводность).
6. Д/и «Накроем стол для чая». Дети берут необходимую для сервировки стола посуду и определяют, из какого материала она сделаны: конфетница – стеклянная, чашка – фарфоровая, чайная ложка - металлическая и т. д.
Вечер
Логочас. Д/и «Назови какая посуда»
Цель: Обучение образованию прилагательных от существительных.
Задачи: Закреплять свойства предметов посуды (гладкая, блестящая, прочная и т. д., навык практического употребления относительных прилагательных (стеклянная, деревянная, металлическая, фарфоровая).
Д\и с элементами театральной деятельности «Посуда»
Цель: Развитие творческих способностей детей, умения перевоплощаться. Задачи: Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи. Обогащать словарь описательными прилагательными.
ЧЕТВЕРГ
Утро
Д/игра «Угадай предмет посуды по детали»
Цель: Формирование интереса к играм-загадкам.
Задачи: Развивать умение анализировать и синтезировать, представлять целостный образ предмета; воображение, зрительное восприятие.
Лексико-грамматическая НОД (логопед)
Задачи: Активизировать в речи названия предметов посуды и ее части. Упражнять в правильном употреблении существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа. Учить использовать в речи антонимы «длинный – короткий», «толстый – тонкий». Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзным словом «чтобы».
План
1. Организационный момент – Д/упр. «Какая бывает посуда?» (относительные прилагательные).
2. Д/и «Назови части посуды» (повторение).
Д/упр. «Чего нет?» - Чего нет у чашки? (У чашки нет ручек).
3. Д/упр. «Сравни части посуды» (толстые – тонкие стенки, длинный – короткий носик и т. п.).
4. Динамическая пауза «Вот большой стеклянный чайник».
5. Д/упр. «Чего много в магазине посуды?».
6. Д/упр. «Для чего нужна посуда?».
7. Итог.
Вечер
Логочас. Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды».
Цель: Составление предложений с двумя прилагательными (Я хочу купить красную, металлическую кастрюлю). Упражнять в правильном употреблении существительных в форме родительного падежа множественного числа (много чашек).
Задачи: Развивать диалогическую речь, внимание, умение сравнивать предметы; формировать культуру общения со сверстниками в игре.
ПЯТНИЦА
Утро
Д/упр. «Скажи какая»
Цель: Подбор прилагательных.
Задачи: Учить подбирать описательные прилагательные к предметам посуды.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: Подбор антонимов к прилагательным.
Задача: Учить употреблять существительные в родительном падеже.
НОД. Развитие речи (логопед)
Цель: Составление описательной загадки о посуде с опорой на картинно-графическую схему (по образцу).
Задачи: Активизировать словарь по теме. Закреплять умение образовывать относительные прилагательных и согласовывать их с существительными. Закреплять умение составлять распространенные предложения с однородными определениями. Развивать слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, сообразительность.
Оборудование. Предметы посуды из разных материалов, схема рассказа.
План
1. Организационный момент. «Что тебе понравилось в нашем магазине?»
2. Логопед загадывает авторские загадки о посуде.
3. Обучение составлению загадки. Знакомство со схемой. По ходу
деятельности вспомнить признаки посуды.
4. Динамическая пауза «Вот большой стеклянный чайник».
5. Логопед загадывает свою загадку.
6. Дети загадывают загадки друг другу. Воспитатель записывает их.
7. Итог.
Вечер
Логочас. Д/и «Магазин посуды»
Цель: Составление описательной загадки о посуде с опорой на картинно-графическую схему (дети, которые не успели на занятии).
Совместная деятельность «Книга «Загадки о посуде»
Цель: Создание книги из описательных загадок и рисунков детей.