Алла Гаврильчик
Конспект НОД «Этот загадочный мир Космоса» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Этот загадочный мир Космоса
Подготовили: - воспитатель Гаврильчик А. А.,
Образование: высшее
Стаж работы в ДОУ: 25 лет
Категория: нет
Курсы повышения квалификации: 2014г.
- библиотекарь библиотеки-филиала №13 Натына В. В.. Образование: высшее
Стаж работы в библиотеке: 3 года
Категория: вторая
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально - коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Публикация «Конспект НОД „Этот загадочный мир Космоса“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Обобщить представления дошкольников о космосе, способствовать развитию у детей познавательной активности. Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству о мире, обитателями которого являются звезды, планеты и другие космические объекты; расширить представление детей о профессии лё тчик-космонавт и углубить знания детей о космосе, о дате первого полёта Юрия Гагарина в космос, о празднике. Подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за ее будущее.
Задачи: Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости за свою Родину;
формировать представление детей о космосе и космонавтах; воспитывать волю к победе на исторических примерах; развивать мышление, воображение, фантазию, физическую активность, творческие способности детей с помощью ИКТ, интерес к технике и отечественной истории. Воспитывать у детей нравственные чувства и отношения: дружелюбие, готовность прийти друг другу на помощь.
Познавательное развитие: Создать атмосферу сотрудничества и поиска, способствующую развитию познавательных способностей и формированию личного отношения к окружающему, формировать умение логически мыслить, выполнять умозаключения, опираясь на приобретенные знания и опыт.
Физическое развитие: активизировать двигательную активность, формировать умение двигаться и выполнять движения под ритм музыки.
Речевое развитие: Расширять и обогащать словарный запас детей, упражнять в умение согласовывать слова в предложениях, совершенствовать диалогическую форму речи, развивать умение пользоваться прямой и косвенной речью, продолжать формировать умение детей содержательно, грамотно, связно и последовательно излагать свои мысли, активизировать словарь детей.
Социально-коммуникативное развитие: развивать желание пользоваться специальной терминологией, развивать умение вести конструктивные беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
Демонстрационный материал: Ноутбук, иллюстрации на тему «Космос», тематическая выставка книг, блюдце с мукой и шарик из пластилина для проведения опыт.
Раздаточный материал: Клеенки, дощечки, стеки, пластилин, рисунки детей с изображением космического пространства, выполненные в нетрадиционной технике, обручи, таблички с изображением созвездий и звезды, ткань для имитации неба звёзды.
Предварительная работа: Знакомство со знаменитыми космонавтами : Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Герман Титов, Георгий Гречка. Чтение книг о космосе, просмотр мультфильмов на космическую тему : «Тайна третьей планеты» и другие. Знакомство с Солнечной системой, планетами Солнечной системы. Рассматривание карты звездного неба, созвездий; рассматривание картинок космических кораблей, космического оборудования, космической одежды, пищи для космонавтов. Разучивание стихов с родителями на космическую тематику; выставка рисунков; конкурс поделок «Ракета»; строительные игры: «Космическая станция», «Луноход», «Космодром»; изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр; сюжетно – ролевые игры: «Ракета летит на луну», «Будущие космонавты»
Ход НОД
І. Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Вы, наверное, уже знаете, какой сегодня праздник мы отмечаем?
Ответы детей : День космонавтики!
В космической ракете с название «Восток»
Он первым на планете подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни весенняя капель,
Навеки будет вместе Гагарин и апрель.
Воспитатель: Правильно! Дело в том, что именно 12 апреля 1961 года наш космонавт совершил первый в мире космический полет. А знаете ли вы, кто был первым человеком, побывавшим в открытом космосе?
Ответы детей : Юрий Алексеевич Гагарин. Он на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара. Алексей Архипович Леонов, первым из космонавтов вышел в открытый космос.
ІІ. Основная часть
Кто хочет космонавтом стать,
Тот должен очень много знать,
Усиленно питаться и спортом заниматься.
Капризных, вредных и сердитых
Не возьмём мы на орбиты.
Возьмём мы только дружных,
А скучных нам не нужно!
Воспитатель: А что еще вы знаете о космосе, мы сейчас проверим с помощью викторины «Космический калейдоскоп» (за каждый правильный ответ дети получают звезду)
1. Какая страна отправила в космос первого космонавта? (Советский Союз)
2. Назовите профессию людей, которые совершают полеты в космос? (космонавт)
3. Как называется то место, откуда стартуют в космос ракеты? (космодром)
4. Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос? (Леонов)
5. Как называется костюм, который надевают космонавты при выходе в открытое космическое пространство? (скафандр)
6. Как звали первую женщину-космонавта?
7. Как называется аппарат, который посылают для исследования луны? (луноход)
Библиотекарь: Люди издавна мечтали о покорении небесных просторов. В этой книге «Легенды и мифы» есть легенда об Икаре, который первым поднялся в небо (рассказ легенды).
Воспитатель: Спасибо за интересную легенду. А я для вас, дети, приготовила необычные космические загадки.
Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит…
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
«Космические загадки»
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный ….
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя ….
Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная ….
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель.
По-английски: «Астронавт»;
А по-русски: …
Космонавт сидит в ракете
Проклиная все на свете –
На орбите как назло
Появилось …
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый …
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость …
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам – тепло, хвосты – …
Все комета облетела,
Все на небе осмотрела.
Видит в космосе нора –
Это черная …
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …
Звездолет – стальная птица,
Он быстрее света мчится,
Познает на практике
Звездные …
А галактики летят
В рассыпную, как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся … Вселенная!
Воспитатель: А во Вселенной существует множество галактик. В одной из них находится Солнечная система. А вы знаете, что наша планета находится в Солнечной системе? Планета Земля третья по счету. А сколько планет в Солнечной системе? Давайте я вам их перечислю, а вы постараетесь их вспомнить.
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Игра: "Кольца Сатурна" (Ребята передают друг другу обруч, продевая через себя)
Библиотекарь: Посмотрите, дети, в этой книге изображены все планеты (указать атлас). Я сейчас вам прочту стихотворения – подсказки, а вы по описанию попробуйте узнать планету.
1. Я даже уверен, что с этой давно вы знакомы планетой:
Озёра, леса и поля. Конечно же, это. (Земля)
2. А именем этой планеты назвали большую конфету.
Ну, вот и подсказка для вас - планета с названием. (Марс)
3. В громадные тучи одета вторая от Солнца планета.
Каньоны, вулканы, пещеры - зовётся планета. (Венера)
4. Ни зонд, ни корабль, ни ракета не сядут на эту планету
В туман как в пуховый свитер окутан гигантский. (Юпитер)
5. У этой планеты есть тё зка: живёт он в царстве заморском.
Он царства морского колдун. Планета с названием. (Нептун)
6. Там просто, жарища, ведь это ближайшая к Солнцу планета!
И нет ни мороза, ни бури на жаркой планете. (Меркурий)
7. Вдали от палящего Солнца, планета, надевшая кольца.
Парит, будто в платье ажурном, её именуют. (Сатурном)
8. Эта большая планета подальше от Солнца и света.
Сплошные ледяные курганы покрыли поверхность (Урана)
Библиотекарь: Молодцы, действительно все планеты вы знаете. А сейчас давайте поиграем.
Игра: «Угадай кто это?»
1. Древние летательные аппараты. С неизвестной реактивной тягой без двигателя. Кто больше? (Сапоги-скороходы; ковер-самолет; ступа, помело) Правильно, молодцы!
2. Женщина преклонных лет. Первая женщина-космонавт. Разработчик и испытатель самого древнего летательного аппарата. Двигателем служит веник. Правильно! Баба Яга 3. Самый известный лётчик – испытатель летательных аппаратов облегчённой конструкции. Не имел определённого места жительства. По происхождению – швед. Любимая поговорка «Пустяки, дело житейское». (Карлсон)
4. Молодой человек скандальной репутации. Часто создаёт аварийные ситуации. Выдумщик и обманщик. Великий путешественник. Летал на воздушном шаре. Угонщик ракет. (Незнайка)
Воспитатель: Молодцы, действительно вы много знаете, и я думаю, вы готовы как Незнайка отправиться в космическое путешествие на Луну. Согласны?
Ответы детей : Да.
Воспитатель: Космонавтом что бы стать,
Надо многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким очень смелым.
Воспитатель: Вы много знаете, пришла пора проверить вашу физическую подготовку. Нам нужно потренироваться в преодолении препятствий, которые могут встретиться на нашем пути. (Дети проходят полосу препятствий)
Я рада вам объявить, что вы зачислены в команду звездного десанта, и ваши корабли будут называться «Восток» и «Союз». И мы с вами отправляемся на планету Луна.
Игра: «Ракеты»
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам
На какую за хотим,
На такую, полетим
Но в игре один секрет
Опоздавшим места нет.
Воспитатель: Чтобы продолжить путешествие, вам необходимо выложить на полу созвездия из звездочек. Чей экипаж справиться быстрей мы сейчас увидим.
Игра: "Созвездие" (Дети на полу по образцу выкладывают созвездия из звездочек).
Воспитатель: Все экипажи справились с заданием, можно лететь.
Начинаем обратный отсчет: 3,2,1, СТАРТ!
Ну вот, ребята, мы и прибыли на Луну.
Воспитатель: А скажите, что такое Луна?
Ответы: Спутник Земли
Воспитатель: Поверхность Луны состоит из кратеров, больших и маленьких. Давайте проведем небольшой опыт и посмотрим, как они выглядят.
Опыт: «Лунные кратеры»
В чашку или тарелку насыпается горка муки. Бросаем туда пластилиновый шарик. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера. Вот из таких форм кратеров и состоит поверхность Луны.
Воспитатель: Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3, 4, 5….
1 ракета, 2, 3, 4, 5 …
1 космический корабль, 2, 3, 4, 5 …
1 скафандр, 2, 3, 4, 5 …
1 звезда, 2, 3…., 4, 5…
Воспитатель: пора возвращаться
Упражнение: «Ракета»
—1. Пристегнули ремни - чик - чик — 2. Проверим топливо - произносят ш. ш. ш. — 3. Открываем и закрываем люки- делают glissando на звук А —4. Проверяем радио - произносят короткие и длинные звуки У. — 5. Включаем мотор - произносят звук Р и вращают кулачками.
Библиотекарь: Упражнение на координацию речи и движения: «Полет»
— 5, 4, 3, 2, 1 —Поднимают руки рывками через стороны — Вот мы в космос летим — Соединяют руки в замок — Мы взлетаем высоко — Потягиваемся вверх — Мчит ракета быстро к звездочкам лучистым — Бег на месте — Вокруг звезд мы облетели — Кружатся — Выйти к звездам захотели и скафандры все надели — Одевают скафандры — В невесомости плывем рядом с нашим кораблем — Наклоняются в стороны, делая плавные движения руками. — Снова дальше мы летим — В иллюминаторы глядим — Руками изображают иллюминатор, смотрят в него. — По орбите пролетели и на Землю снова сели — Садятся на свои места.
Воспитатель: Понравилось ли вам путешествовать по космическим мирам. Свои впечатления и фантазии передайте в работах. Лепите, творите и удивляйте друг друга.
ІІІ. Заключительная часть.
Воспитатель: И вновь в неведомые дали корабль космический взлетит… Пусть сбудется, о чем во сне мечтали. Летите, дети, - в небо путь открыт!