Марина Потапова
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности ООД «Составление описательного рассказа о синичке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности
с детьми старшего возраста с ТНР
по образовательной области «Речевое развитие» (раздел связная речь).
Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Физическое развитие».
Лексическая тема: «Зимующие птицы»
Тема ООД: «Составление описательного рассказа о синичке.»
Задачи.
Публикация «Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности ООД „Составление описательного рассказа о синичке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синица, синичка
- Синички. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Коррекционно-образовательные : закреплять представления детей о зимующих птицах (характерные внешние признаки, особенности жизни в зимних условиях); обобщающее понятие "Зимующие птицы".
Коррекционно-развивающие: развивать у детей умение составлять связный рассказ о синичке (с элементами пересказа по интеллектуальной карте); формировать грамматически правильно оформленные фразы; закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением; развивать умение самостоятельно составлять рассказ о зимующий птицы (синичке) с опорой на интеллектуальную карту; активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы"; развивать внимание, мышление память.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях. Воспитывать интерес и любовь к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, голубь, дятел, сова); интеллектуальная карта описательного рассказа, карточки с изображением птиц и их корма, флешка с записью голосов птиц.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; чтение рассказов и стихотворений о птицах; рассматривание иллюстраций с изображением различных птиц; подготовка картинок к интеллектуальной карте; изготовление кормушек, подкормка птиц на участке.
Целевые ориентиры: ребенок активно включается составлять связный рассказ о синичке (с элементами пересказа по интеллектуальной карте); строит грамматически правильно оформленные фразы; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; эмоционально вовлечен в ход организованной образовательной деятельности.
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель обращает внимание детей на участок группы. Вы обратили внимание на то, что на участке стало меньше птиц? О ком мы будем сегодня говорить (о птицах? Правильно вы догадались, мы сегодня поговорим о птицах. Скажите, как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в тёплые края (перелётные? Правильно, перелётные.
А почему они улетают? Ответы детей: холодно, птицам нечего есть.
Воспитатель. Есть такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Как называются эти птицы (зимующие). Правильно, зимующие. Многих из них вы видели на нашем участке, на улицах нашего города.
Проблемная ситуация. Сорока прислала нам извещение: «Кар-кар-кар караул помогите, спасите, верните зимующих птиц». Давайте вернем зимующих птиц на наш участок.
Что нам делать? Как вернуть нам зимующих птиц на участок, смотрите здесь есть схема, кругом следы сороки, давайте пойдем по следам сороки.
Логоритмическое упражнение «Сорока»
Я сорока-белобока Для чего и почему.
Прилетела из далека, Расскажу секреты вам,
Нет, не просто потрещать! И отправлюсь по делам.
Прилетела извещать. Там, на дереве высоком,
Кто куда спешить, к кому, Я живу в лесу далеком.
Игровой тренажер «Зимующие и перелетные птицы».
Воспитатель. Все птицы перемешались, а вы знаете, какие птицы зимующие, а какие перелетные? Тогда давайте вернем перелетных птиц на юг, а зимующих оставим зимовать у нас.
Проводится игра на тренажёре «Зимующие и перелетные птицы». Описание игры. На лентах расположены птицы: снегирь, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей, лебедь. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.
Воспитатель: здорово справились с заданием. Забирают часть картинки и выкладывают на доске. Вижу на схеме много снежинок, может там наши птицы?
Дыхательное упражнение: «Подуй на снежинки» (вырабатываем длительный и плавный выдох).
Воспитатель. Давайте подуем на снежинки, посмотрим, что под ним (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт).
Вы удивительные ребята, вы не только смелые, умные, но и сильные.
В конверте зимующие птицы нашего участка.
Дидактическая игра «Назови одним словом»
Воспитатель. Посмотрите на картинки, что общего есть у всех птиц?
- У птиц есть клюв, туловище, крылья, лапы, хвост, голова. Тело птиц покрыто перьями.
- А чем они отличаются?
- Цветом перьев, размером, формой клюва.
- Как мы узнаем снегиря?
У снегиря грудка красная, он какой (поэтому его называют? - красногрудый.
У сороки белые бока, она какая (поэтому её называют? - белобокая.
У синицы грудка желтая, она какая (поэтому её называют? - желтогрудая.
У вороны черные крылья, она какая (поэтому её называют? - чернокрылая.
У сороки длинный хвост, она какая (поэтому её называют? - длиннохвостая.
У дятла длинный клюв, он какой (поэтому его называют? - длинноклювый.
Воспитатель. Справились с заданием сороки, какие вы умелые. Идем дальше последам сороки. Находят скрипичный ключ. Ребята, как вы думаете, все ли птицы одинаково поют? (Нет) Совершенно верно. У всех птиц разные голоса. По голосу можно отличить одну птицу от другой.
Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»
Ворона (что делает) - … каркает.
Сорока (что делает) - … стрекочет.
Воробей (что делает) - … чирикает.
Сова (что делает) - … ухает.
Голубь (что делает) - … воркует.
Снегирь (что делает) - … свистит (фью-фью-фью).
Синица (что делает) - … тинькает «тинь-тинь-тинь-тинь»
Воспитатель. Как красиво вы пели! Птицы отличаются тем, что они по-разному подают голос. Забирают часть картинки, выкладывают на доске.
Отправляемся в путь по следам сороки.
Воспитатель. Действительно, ребята, у каждой птицы есть своя отличительная черта. Ответы детей: птицы отличаются окраской перьев, строением тела.
Ребята, птицы бывают разного размера – большие и маленькие. Сейчас я буду называть части тела большой птицы, а вы части тела маленькой птички.
Упражнение «Назови ласково»
Голова - (головка)
Клюв – (клювик)
Лапы - (лапки)
Хвост -. (хвостик).
Шея - (шейка).
Перья - (пёрышки).
Игровое упражнение «Один — много»
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
Ворона — вороны — много ворон.
Воробей — воробьи — много воробьев.
Голубь — голуби — много голубей.
Сорока — сороки — много сорок.
Снегирь — снегири — много снегирей.
Синица — синицы — много синиц.
Кормушка — кормушки — много кормушек.
Воспитатель. Ребята, знаете, иногда мне кажется, что с наступлением холодов многие птицы собираются в стайки и так жалобно кричат, словно жалуются на холод и голод: «чуть жив, чуть жив». Я надеюсь, что каждый из нас сделает свою птичью столовую и будет помогать нашим пернатым друзьям.
- Как вы думаете, птицы боятся холодов? Страшен для птиц не холод, а голод! Когда птичка сыта, никакой голод ей не страшен, давайте покормим наших зимующих птиц.
Перфокарта: «Птичья столовая» Покорми птиц» (дети должны выполнить задание на листочках провести линию от птиц к их любимому корму.)
Чем можно угостить птиц:
Воробья – хлебными крошками
Снегиря – ягодами рябины, боярышника
Синичка – любит сало
Ворона, сорока – всеядные, семенами
Воспитатель. Собери картинку, собрали картинку получилась синица, составим рассказ о синицы
Синица подвижная, вертлявая птица. Размером примерно с воробья, имеет достаточно длинный хвост.
Динамическая пауза «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Синь-синь, синь-синь, синь-синь? (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто)
Составление описательного рассказа о синичке по интеллектуальной карте.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть интеллектуальную карту и послушать рассказ о синичке.
Посмотрите, какая красивая птица. Синица - это зимующая птица. Части тела у синицы –это голова, туловище, два крыла, хвост и две лапки. Оперение у синички яркое и красивое. Кажется, что птичка нарядилась в жёлтую блузку с чёрным галстуком и в зелёный плащик, а головку украсила тёмной шапочкой. Бока головы белые - белощекая синица. Тело синицы покрыто перьями. Обитают синицы в лесах, парках и на нашем участке. Гнезда устраивают в дупле дятла, в старых гнездах белок. Осенью синицы питаются семенами, ягодами и плодами. А зимой совсем мало остается пищи для синиц. Поэтому они из лесов прилетают поближе к людям в поисках корма. Можно покормить синиц семечками, пшеном, а еще синички любят клевать кусочки сала. Синицы едят мелких насекомых, жуков и приносит пользу природе. Уничтожая большое количество вредителей леса. Разносят семена и украшают нашу жизнь своим пением. Синица подвижная, вертлявая птица, всем интересуются и всюду суёт свои клювик.
Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно составить рассказ-описания синицы, опираясь на интеллектуальную карту.
Схема интеллектуальной карты:
1. Перелетная или зимующая птица.
2. Описание (туловище, голова, клюв, хвост); оперение (цвет)
3. Чем питается птица?
4. Где живет?
5. Какую пользу приносит человеку?
Снег блестит, искрится,
Клювиком в моё стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
Воспитатель. Мы справились со всеми заданиями. Что у нас получилось? Это кормушка.
Рефлексия. Каких птиц мы вернули на наш участок. Скажите, какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?
Дети: Потому что они могут найти себе корм.
Воспитатель: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.
Воспитатель: А хватает ли птицами пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Воспитатель: Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.
Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Кормушку.
Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц (рассматриваем с детьми угощения для птиц: пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало).
«Солнышко»
Моё настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией.
Что у тебя получилось лучше всего?
Кто помог тебе сегодня?
Что у тебя не получилось и почему?
Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Что еще не получается?
Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? И т. д.
Заканчиваем занятие стихотворением:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Снег блестит, искрится,
Клювиком в моё стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
Список литературы.
Васильева С. А., Мирясова В. И. Тематический словарь в картинках: Мир животных: Домашние и дикие птицы средней полосы. – М. : Школьная пресса, 2005. – 32с.
Горьканова А. Н. Тематический словарь в картинках: Мир животных: Перелетные и зимующие птицы России. – М. – Школьная пресса, 2008. –32 с.
Кнушевицкая Н. А. «Стихи и речевые упражнения по теме «Птицы» - Москва, 2009. -40 с.
Новикова И. М. Комплексный подход к изучению темы «Птицы» в детском саду для детей 6-7 лет с ЗПР. Методические материалы / И. М. Новикова. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2005. -40 с.
Степанов В. А. «Животный мир России». Литературно – художественное издание. Серия «Учебник для малышей». – Москва, ООО «Фолиант пресс», 2003.
Шорыгина Т. А. «Птицы. Какие они?» / Т. А. Шорыгина. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 96 с.