Ольга Лапина
«Весеннее путешествие». Конспект подгруппового занятия по дифференциации звуков [С-Ш] в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме; дифференцировать звуки [С-Ш] в слогах и в словах.
Задачи:
1. Коррекционно- образовательные:
- закрепление навыков словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными;
существительных с глаголами;
- умение подбирать прилагательные к сущ. ;
- закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением;
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по обучению грамоте
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в умении дифференцировать звуки [С] и [Ш] в произношении и на слух.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
- развитие слухового внимания, памяти;
- закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
- формировать правильную воздушную струю;
- развивать мелкую моторику;
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную установку на занятие;
- развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
- прививать интерес к занятиям.
Оборудование: предметные картинки, карандаши, салфетка, зеркало, мяч, су-джок
Ход занятия:
1. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! (давайте с вами поздороваемся)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро - солнцу и птицам,
Доброе утро - приветливым лицам!»
2. Сообщение темы. Основная часть
Логопед: Ребята, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту:
Растекайтесь ручьи,
Разбегайтесь лужи.
Выползайте муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник. (Звучит пение птиц). Аудио запись.
Догадались, о каком времени года мы сегодня будем говорить?
Дети: О весне!
Логопед: Какая самая главная примета весны? От нее зависят все остальные приметы.
Логопед: На улице пасмурно, а так хочется, чтобы солнышко всегда с нами было. Где же оно? Поедем его искать. И чтобы солнышко нашлось надо выполнить все задания. Но перед началом путешествия вспомним, какой у нас ловкий язычок:
Артикуляционная гимнастика:
«Улыбочка-Трубочка», «Заборчик», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Конфета».
Логопед: как вы думаете, на чем можно поехать за солнышком?
Дети: перечисляют виды транспорта.
Логопед: а мы с вами поедем…. Нет, попробуйте сами отгадать: Братцы в гости снарядились, Друг за другом уцепились и помчались в путь далёк, лишь оставили дымок. Логопед: Он нас ждёт. Но в вагон сядет лишь тот, кто назовёт признаки весны.
Картинка поезда и аудиозапись поезда. (Садятся на стулья и едут со звуком [С])
Логопед. Ребята, виднеется остановка. Давайте выйдем из вагона и встанем в круг. Мы с вами приехали в весенний лес! (Аудио запись «Звуки природы».) В лесу нужно вести себя правильно, не обижать животных, не портить природу, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и ёжик.
(Массажные шарики Су-Джок).
Су-Джок терапия: чистоговорки со звуками : [С], [Ш]. «Ёжик-чудачок».
Логопед:
Давайте вспомним название весенних месяцев : март, апрель, май.
(картинки весенних месяцев).
Логопед: Дети давайте посмотрим и скажем, чем отличаются друг от друга месяцы? Все они братья одной мамы, но, как и мы все разные.
(Дети называют особенности месяцев по картинкам).
Молодцы, ребята!
Игра: «Верно-неверно».
Логопед: Сейчас я буду называть слова, а вы хлопайте, если они относятся к
весне и топайте, если не относятся. Будьте очень внимательны!
Слова:
Снежинки, проталины, вьюга, сосульки, листопад, тает, ледоход, журчит, тает, морозит, прилетают, капель, снегопад, подснежник, почки, половодье, солнышко, метель, ярче, припекает и т. д.
Ребята, а кто из вас знает, что означают слова проталина, первоцвет,
половодье, капель, ледоход? (дети отвечают на вопросы)
Логопед: Прекрасно!
Дидактическая игра: «Подбери и назови». (На доске картинки, изображающие весну).
Логопед: Ребята, я буду называть слова, а вы к ним подбирать как можно больше слов –признаков и слов –действий. Например, весна, она, какая? –ранняя, теплая, разноцветная и т. д.
Солнце., почки., листья., птицы., солнце весной что делает? –
греет, светит, припекает, ласкает и т. д. листья на деревьях что делают? снег что делает? и т. д.
Логопед: Ребята, нас ждет наш поезд! Поехали дальше! (Едут под песню «Поезд» со звуком Ш).
Логопед: а вот и остановка.
Дидактическая игра: «Где спрятался звук».
Ребята, мы поиграем в игру «Где спрятался звук». Я показываю картинку, вы говорите, что нарисовано и называете где находится звук[С] или [Ш]. (солнце, кормушка, сапоги резиновые, подснежник, сосулька, шарф и т. д.)
Давайте правильно повторим скороговорки.
· Кошка спит, а мышку видит.
· От шалостей большие шишки.
· Шесть мышат в камышах шуршат.
· Пушистая кошка сидит на окошке.
· Саша шапкой шишку сшиб.
Игра: Из 4 слов найдите лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов :
Стул, солнце, шапка, собака и т. д. (Дети кладут свои картинки на стол 3-4человека, а затем выбирают лишнее слово).
Логопед: Ребята, нас ждет наш поезд! Поехали дальше! (Едут под музыку «Поезд»)
Логопед: а вот и остановка. Мы приехали на лесную полянку. Выходите из поезда. Давайте разомнемся.
Физ. минутка: «Мы в лесок пойдём».
Дидактическая игра: «Один-Много» (с мячом).
Дидактическая игра: «Назови ласково» (с мячом).
Логопед: Ребята, все выполнили правильно и к нам пришло…посмотрите, а это что? (Достает солнышко без лучиков).
Л. : Ребята, а чего не хватает солнышку?
Логопед: а давайте сделаем лучики солнышку, и оно засверкает ещё веселее и ярче.
Игра: «Сделать лучики из прищепок». (Развитие мелкой моторики пальцев рук).
Психогимнастика: «Солнышко».
Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.
(Проводится массаж лица).
Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее - снова поглаживание
Логопед: Ребята, нас ждет наш поезд! Заберем солнышко с собой в детский сад. (Едут под музыку «Поезд» со звуком [Ш]). А вот и остановка. Наш детский сад.
3. Итог занятия.
Ребята, какие вы молодцы. Для вас занятие сегодня было интересным? Чем вам оно понравилось? Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? (Оценивает работу детей).
Выберите смайлики, которые соответствуют вашему настроению.
Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за занятие!