Болгова Татьяна
Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Дифференциация правильно произносимых звуков звуков [к] – [т] на слух и в произношении. Сравнение артикуляции звуков, их характеристика.
2. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых согласных и разных гласных. Развитие навыков употребления в речи вопросительной и повествовательной интонации при воспроизведении слоговых сочетаний со звуками [к], [т].
Публикация «Конспект подгруппового занятия по развитию фонематического слуха с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
3. Развитие чувства ритма, ритмического слуха. Учить детей удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из трёх элементов с выделением ударных слогов.
4. Развитие фонематического слуха : учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Появление двух крокодильчиков - Татоши и Кокоши.
Л: Наши друзья всё время спорят между собой – у кого лучше имя? Послушайте как звучат их имена и скажите какой звук повторяется в имени Какоша? (к) А в имени Татоша? (т)
Л: Верно, потому у Татоши любимый звук – [т], а у Какоши – звук [к]. Татоша любит слова со звуком [т], а Какоша со звуком [к]. Какоша любит спрашивать: как – как – как? А Татоша любит отвечать: так – так – так.
2. Произнесение предложенных на слух слоговых сочетаний
- Давайте поиграем в игру «Повтори за Татошей и Кокошей». Они будут спрашивать, а вы отвечайте:
ТА – ТО – ТУ? ТА – ТО – ТУ. КЫ – КЫ – КА? КЫ – КЫ – КА.
ТУ – ТУ – ТЫ? ТУ – ТУ – ТЫ. КА – КО – КО? КА – КО – КО.
КА – КО – КО? КА – КО – КО. ТА – ТО – ША? ТА – ТО – ША
КА – КО – ША? КА – КО – ША
3. Сравнение артикуляции звуков
Л:Давайте произнесём несколько раз подряд звук [т]. Что делает язычок, когда мы произносим звук [т]? (Кончик языка «стучит» за верхними зубками. Что делает язык, когда мы произносим звук [к]? Посмотрите в зеркало: вы увидели, что язычок «убежал» далеко от зубов? Можно потянуть так же, как гласные звуки или звук звучит коротко, отрывисто? Скажите ребята, а звуки [к] и [т] – это гласные или согласные? Язычок создаёт преграду воздуху, когда произносит звуки [т] и [к], значит это согласные звуки. Обнимите горлышко и проверьте – есть ли голос при произнесении звука? (нет) Звонкий или глухой звук[т]? (глухой) Аналогичные вопросы логопед задаёт по звуку [к].
4. Дифференциация на слух коротких и длинных слов
Л: Татоша и Кокоша спрашивают вас: любите ли вы играть в слова? Тогда давайте поиграем. Сейчас я вам раздам полосочки – длинную и короткую. Если Татоша с Кокошей назовут короткое слово, то поставьте фишку на короткую полоску. А если вы услышите длинное слово, то ставьте фишку на полоску длинную. Логопед произнося слово «шагает» по модели – лесенке поднимаясь на каждый слог на одну из ступенек, что позволяет детям наглядно увидеть длину каждого слова (чем выше поднялся по ступенькам – тем длиннее слово)
( Слова: велосипед, дом, стрекоза, черепаха, дым, лось, мухомор, пень, ежевика, сковорода)
5. Договаривание слов со слогами КА - ТА
Л: К сожалению, наши друзья часто ссорятся, вот и сейчас они никак не могут поделить картинки: кому какую. Давайте им поможем: Я буду называть слова, но последний слог добавляйте вы. Это будут слоги ТА или КА. : капус – ТА,хлопуш -КА, конфе – ТА, редис – КА, раке - ТА реп – КА, коф – ТА, сум – КА, лен – ТА
- Ну вот, теперь вы не будете ссориться?
6. Воспроизведение различных ритмов с выделением ударных слогов
Татоша и Кокоша очень рады и от радости захотели поиграть для вас на барабанах. Внимательно послушайте и повторите ритмический рисунок, отхлопывая его ритм. (логопед напоминает детям, что при прохлопывании ритма ребёнок должен работать только кистями рук. Сильный хлопок – ладони ударяют друг о друга, слабый хлопок – пальцы кисти правой руки ударяют по ладони левой)
• ТА ТА та та ТА та ТА та ТА ТА ТА ка ка КЫ ка ка КЫ
• КО – ко – ко – КО – КО та – ТА – та – та – ТА – та та – та – ТА -ТА
7. Подведение итогов:
- У каждого из вас в конвертах находятся картинки двух человечков. Покажите весёлого человечка, если вам на занятии было всё понятно и понравились задания наших гостей – Татоши и Кокоши. Если задания показались вам слишком сложными – покажите грустного человечка.
Наше занятие окончено. Спасибо вам за хорошую работу.